поиск по сайту
Автор: 

Н. А. Беспалов (Муром)

 

МУРОМСКИЙ СПАССКИЙ МОНАСТЫРЬ

 

Официальной датой основания Спасского монастыря считается 1096 г., в связи с чем в 1996 г. было отмечено девятисотлетие монастыря. Однако не исключено, что монастырь возник значительно раньше этой даты, и его возникновение можно связать с именем первого муромского князя Глеба, который получил Муром при разделе земель великим князем Владимиром в 988 г. Как известно, Глеб отличался приверженностью к христианской религии. Получив в удел Муром, он попытался поселиться на территории кремля, но жители города, в основном язычники, отвергли его. Ему пришлось поселиться южнее, на территории Кудринской слободы, где им были построены хоромы и церковь Спаса, а также сделано укрепление.

Не исключено, что именно Глебом был основан монастырь и при его участии прошло крещение муромлян. Тем более, что из жития благоверного князя Константина и его сыновей Михаила и Феодора известно, что крещение происходило в Подокстовье, располагавшемся под стенами Спасского монастыря (в переводе на современный язык «Подокстовье» означает «улица или набережная под крестами»).

Возникает вопрос – не одно ли это лицо – князь Глеб, погибший мученической смертью в 1015 г., и легендарный князь Константин, имя которого не значится в списке князей муромских?..

1096 г. – первое известие о «Спасском, что на бору» монастыре. Упоминается в летописи в связи с гибелью муромского князя Изяслава, сына Владимира Мономаха. «Горожане вземши Изяслава положиша в монастырь Святого Спаса».1 Эта дата подтверждается и «Хронологией Русских Памятников», составленной графом А. С. Уваровым, в которой Спасский монастырь упоминается под 1096 г. со ссылкой на «Исторические описания церковных древностей», составленные архимандритом Макарием.2

К сожалению, в настоящее время мы не располагаем историческими документами, подтверждающими существование монастыря во время длительного исторического периода – почти четыре столетия – вплоть до начала XVI в. Ни в одном описании борьбы муромских жителей с болгарами, татаро-монголами и другими завоевателями Спасский монастырь, стоящий на подступах к городу, не упоминается, хотя известно, что князь Глеб, поселившись на территории будущего монастыря, сделал укрепления по ее периметру, ограниченному со стороны реки и с юга крутыми склонами, сохранившимися до наших дней. Не исключено, что подобные склоны были с северной и западной сторон, и вся территория соснового бора представляла собой естественное укрепление. Возможно, пролить свет на события этого периода могла бы Муромская летопись, подаренная горожанами Петру I при его посещении Мурома в 1722 г., но она до сих пор не обнаружена ни в подлинниках, ни в списках.

Спасский монастырь вновь упоминается лишь в 1515 г., когда были сделаны две записи во вкладной книге монастыря. В числе первых вкладчиков упоминается архимандрит Кирилл и, судя по дальнейшему тексту, один из предков будущих вкладчиков монастыря – Кровковых. Они были основными жертвователями с 1515 по 1696 гг., а с 1696 по 1720 – Чертковы. По вкладной книге можно установить имена и время настоятельства архимандритов Спасского монасты- ря, которые по возможности делали вклады в монастырь.

Своими вкладами помощь в содержании монастыря оказывали семьи Кровковых, Чертковых, Столыпиных, настоятели самого монастыря, а также купцы и верующие – почитатели древнего монастыря. Извест-ныимена настоятелей-вкладчиков в XVI – XIX вв.: Кирилл (1515), Рафаил (1552), Иоаким (1615), Иоаким (1655), Антоний (1676), Аврамий (1684 – 1693), Давид (1695 – 1699), Герасим (1701 – 1709), Евасим (1720), Филарет (1758), Вениамин (1808 – 1817), Иероним (1839), Александр (1859), Мисаил (1885 – 1891). На основании сохранившихся приходно-расходных книг можно установить, что настоятели получали около половины всех доходов, которые они, как правило, пускали на нужды монастыря – ремонт храмов, строительство хозяйственных помещений. 1515 г. – «Лета 7023 (1515) дал вкладу Есил Васильевич Кровков в спасов монастырь двести ульев пчел, тысяча четвертей овса тож при архимандрите Кириле».3

1552 г. – пребывание в Муроме царя Ивана IV Грозного перед походом на Казань. По преданию, царь находился в Муроме с 13 по 20 июля 1552 г. Не исключено посещение Грозным Спасского монастыря и его участие в строительстве каменного храма Преображения Господня вместо деревянного. С большой долей уверенности можно предположить, что он был сооружен в 1553 – 1556 гг.

«В 60-м (1552) году дал вкладу Василей Есипович Кровков воинецех матфей в Спасский монастырь при архимандрите Рафаиле сто рублев денег пятьсот четвертей ржи овса тож и положен втомже спасовоммонастыре». Примечание: не эта ли сумма в сто рублей дала возможность начать строительство храма?

В начале XVII в. Спасский монастырь владел большим количеством земельных угодий, получив пашенную землю, сенные дачи, озера для рыбной ловли, мельницы и другие угодья по грамотам царя Бориса (1603) и царя Михаила (1614).

1603 г. – по грамоте царя Бориса Феодоровича Годунова Спасскому монастырю даны многие угодья: пашенные земли, сенные дачи и рыбные ловли.

1611 г. – разгром Спасского монастыря польско-литовской бандой под предводительством пана Сапеги.

1614 г. – грамотой царя Михаила Феодоровича монастырю дано сельцо Кудринское, находящееся возле самой монастырской ограды, и несколько озер для рыбной ловли. Коме того, прочие вотчины, освобожденные от государевых денежных податей и всяких сборов, а по судебным делам подчиненные лишь монастырским властям.

1615 г. – «В 123 (1615) году дал вкладу Сума Васильевич Кровков в спасов монастырь при архимандрите Иоакиме да при соборном старце Ионе тысяча пятьсот четвертей овса и проса тож пятьдесят рублев денег и положен в монастыре».

1616 г. – вторичный разгром Спасского монастыря поляками из отряда Лисовского, причем, разграблены все ценные вещи церковной утвари и дорогие оклады икон, сожжено несколько зданий, убито несколько монахов.

1624 г. – произведена опись монастыря Григорием Киреевским: «На монастыре церковь Преображения Господня каменная о пяти верхах с приделом Ивана Богослова… В той же церкви приделана на сторонеколокольница каменная, а на ней колокол благовестный 27 пуд., на другой колокол 12 пуд., да 4 колокола средних и зазвонных, в них весу 12 пуд. Другая церковь Покрова Богородицы с трапезною… На святых воротах церковь каменная Кирилла Белозерского чудотворца… а земли под монастырем в длину 104 саж., поперек 80 саж. Около монастыря ограда в замет, а монастырь и церкви и ограды и свечи и книги и ризы и колокола и все монастырское строение Государево, а иное многих обротчиков… Против того монастыря слободка, что исстари слывет сельцо Кудринское, а в ней живут монастырские крестьяне и бобыли непашенные, хлебники, калачники и всякие ремесленные люди».

1637 г. – произведена опись монастыря Борисом Бартеневым: «А на посаде в Спасской и Николь-ской улицах монастырь Спасский, а на монастыре церковь Преображения Господня, каменная о пяти верхах… А на монастыре церкви и в церквах Божия Милосердия образы, и свечи, и книги, и ризы и на колокольне колокола и все монастырское строение Государево…» К сожалению, авторы описей не указывают имени государя, так что дата строительства точно не определена.

1676 г. – «Во 184 (1676) году генерал Матфей Иосифович Кровков дал вкладу в тот же спасов монастырь при архимандрите Антонии два сушила на подклетях да струг Есаульный с чардаком».

1687 г. – построен двухэтажный дом, в котором разместились настоятельские кельи, другие жилые помещения, а в дальнейшем – библиотека муромского Отделения Братства св. благоверного князя Александра Невского за счет вклада преосвященного Варсонофия, митрополита Сарского и Задонского, из рода Чертковых. Настоятельский корпус – единственное из сохранившихся в городе жилое здание XVII в.

1691г. – «В нынешнем же в 199 (1691) году августа… дана вкладная стольнику Василию Ивановичу Черткову что в прошлом годе ж в муроме в спасове монастыре построил дядя ево родной блаженные памяти преосвященный Варсонофий митрополит сар-ский и задонский церковь божию каменную во имя покрова преосвятые богородицы с трапезною исподкеларнею сход каменной под тою церковью хлебня мукосейняхлебодарня поварня келья да в том же монастыре построены каменные палаты а в тех палатах пять житель теплин три сени сосходы сход каменной другой сход в ледник на верху тех палат чердаки деревянные а под темиполаты кладовая полата погреб да ледник а то церковное всякое вышеписанное строение стало 2150 р.»

«Да он же стольник Василей Иванович Чертков дал в спасов монастырь на церковное строение и на кресты три золотых».

При проведении Петром I реформ в конце XVII – начале XVIII вв. указом от 1704 г. монастырь в числе других лишился многих вотчинных деревень и угодий. В собственности монастыря были оставлены лишь пустоши пашенной и сенокосной земли, лесные дачи, яблоневый сад и несколько небольших селений, обеспечивающих содержание монастыря.

1701 г. – «1701 г. сентября… по обители всемилостивого спаса при архимандрите Герасиме… в прошлых годех приложил на церковное строение и на крест три золотых стольник Василей Иванович Чертков».

«1701 году… приложил в спасов монастырь вкладу муромец посадский человек Софроней Ильин сын Ваторшин… три рубля и те деньги даны плотникам за работу что делали в спасове монастыре на церкви божиейглаву».

1720 г. – «1720 года генваря… Александр Васильев Чертков дал вкладу поминаючи отца своего Василия Ивановича на церковное строение на кресты и на церковные кровли денег пятьдесят рублев при архимандритеЕвасиме подписал своею рукою».

1725 г. – при Спасском монастыре открыта школа для обучения детей священнослужителей, работавшая до 1733 г.

1757 г. – «1757 года маия… в муромской спасов монастырь построена каменная колокольня Муром-ским купцом Павлом Петровым сыном Самариным ево со всяким иным подаянием старанием архимандритом Филаретом».

1758 г. – «1758 года сентября… означенный же купец Павел Петров Самарин приложил колокол большой весу в нем 120 пуд. старанием архимандрита».

1771 г. – приходно-расходная книга Спасского монастыря за 1771 г. писана на старинной светло-серой бумаге с водяными знаками, грубоватой на ощупь. На лицевой стороне надпись полууставом: «Книга дана из Муромской воеводской канцелярии для записания прихода и расхода и сделанных из оной канцелярии в оный монастырь жалования и на прочия потребности денег. 1771 года».

В январе – июле 1771 г. в соответствии с указом императрицы Екатерины II монастырю перечислено 966 руб. 20 коп., в том числе на содержание архимандрита Филарета 220 руб., не считая затрат на общую для братии монастыря трапезы.

1786 г. – на обложке приходно-расходной книги надпись: «Книга приходная и расходная 1786 года Спасского монастыря». На первой странице надпись, сообщающая о финансировании уездным казначейством Спасского монастыря в соответствии с указом императрицы с выделением средств на первое полугодие 1786 г. в сумме 500 руб. 91 коп. 22 января 1786 г. настоятелем Афанасием получено 75 руб., а через несколько дней – 25 руб.

1807 г. – «7 мая началась строиться каменная ограда вокруг монастыря при настоятеле архим. Вениамине: выкладено в одно лето 30 саж.».

1807 – 1810 гг. – «В 1807, 1808 и 1810 гг. выве-дено 2 стены с сев. и зап. сторон и святые ворота 10 октября».

1817 г. – «1817 года декабря 2 дня устро- ен храм пресвятые Богородицы при настоятеле Вениамине».

1832 г. – «1832 год сент. 14 дн. колокол 83 пуд. при архимандрите Иерониме».

1839 г. – «В 1839 году… при архимандрите Иерониме в Преображенской церкви пристроена на 12 аршинах паперть на сумму доброхотнодателей, собранную по усердию жителей города Мурома и расположению их к обители к кладбищу…»

1840 г. – в пристроенной к Преображенской церкви паперти сделан каменный пол.

1841 г. – «В Преображенском соборе разделаны окна в новом виде», что, по мнению современников, исказило древнюю архитектуру храма.

1848 г. – закончено строительство каменной ограды вокруг монастыря.

Высота ограды с западной стороны – 15 аршин, с северной – 7 аршин, восточной и южной – 5 аршин. Площадь монастыря – 2 десятины 1828 кв. сажен.

1849 г. – над Святыми воротами закончено строительство церкви Кирилла Белозерского Чудотворца.

1850 г. – Покровская верхняя холодная церковь переделана на теплую.

1881 г. – во втором этаже церкви Покрова сделаны два кипарисовых ико­ностаса.

1882 – 1891 гг. – произведены ремонтные работы церкви Покрова: штукатурка фасадов и интерьеров, масляная покраска интерьеров и «в приличных местах положена стенная живопись», – отмечается в одном из годовых отчетов монастыря.

1885 г. – произведен капитальный ремонт колокольни со штукатуркой цементным раствором, восстановлен ранее заложенный вход в Покровскую церковь с устройством крыльца.

1889 г. – губернатором Владимирской губернии утвержден проект часовни в северо-западном углу Спасского монастыря.

1890 г. – Муромской городской управой выдано разрешение на строительство часовни Спасского монастыря.

В том же году архиепископом Владимирским и Суздальским Феогностом преподано «Благословление Божие» настоятелю муромского Спасского монастыря архимандриту Мисаилу «за старание об обновление обители».

1890 – 1891 гг. – в северо-западном углу Спасского монастыря на месте ветхой башни закончено строительство каменной двухъярусной, восьмигранной часовни с пирамидальным верхом. На луковицеобразной главке установлен позолоченный крест. Внутри часовня оштукатурена, установлен иконостас с иконами. Поставлена печь.

1891 г. – построен каменный трехэтажный корпус с подвальным помещением размером 40 х 22 аршина. В первом этаже размещены кельи, в подвальном этаже – просфорная, кухня и трапезная. Во втором этаже размещались помещения настоятеля монастыря – архимандрита Мисаила и домовая церковь Святых священномучеников Херсонесских.

1895 г. – в Спасский монастырь помещен муромский мещанин Сергей Деев, пятнадцати лет, по приговору Владимирских Окружного суда и Духовной канцелярии «за нанесения в состоянии запальчивости и раздражения тяжкой раны ножом».

1897 г. – верхняя пирамидальная часть колокольни до звона обита белым железом.

1898 г. – ввиду аварийного состояния произведена замена опор звонницы церкви Покрова из более прочного кирпича, одновременно колокольня оштукатурена и сделана побелка. На колокольне сохранился медный колокол XVII в. весом около двадцати пудов, изготовленный голландским мастером Яковом Готеманом в Лей-вардене.

На начало ХХ в. (1903) доход монастыря за сдачу в аренду угодий и мельниц составлял около 2000 руб. Денежный капитал в банке составлял 28 212 руб., проценты с которого (1125 руб. в год) использовались на содержание монастыря и его братии. Всего в монастыре было двадцать два человека: архимандрит, три иеромонаха, три протодьякона и пятнадцать послушников. Страховая оценка всех строений в те годы составляла 51 350 руб.

1903 г. – ввиду ветхости каменная ограда с восточной стороны монастыря переделана заново с сохранением прежнего вида. Одновременно произведен ремонт ограды и в других местах.

1909 г. – в связи с появлением трещины в середине восточной стороны трехэтажного корпуса с разрешения епархиального начальства подведен новый фундамент из более прочного кирпича.

1912 г. – 6 июня во исполнение приказа епископа Спасского монастыря Евгения произведен техниче-ский осмотр зданий монастыря:

1. В храме Преображения 14 рам пришло в ветхость, 20 рам в куполах требуют замены.

2. В храме Покрова необходима замена 17 рам второго этажа, 11 рам в первом этаже, переложить одну печь и отремонтировать все печи. Сделать новую входную дверь, заменить пол в нижнем этаже.

3. Заменить сгнивший палисадник около Настоятельского корпуса XVII века.

4. Произвести ремонт печей в Братском корпусе, а также декоративный текущий ремонт в просфорной, трапезной, кухне и др.

5. Особое внимание обратить на плохое состояние хозяйственных построек: скотного двора, конюшни, бани, погреба, дома скотницы.

1914 – 1918 гг. – империалистическая и гражданская войны, февральская и октябрьская революции поставили большинство монастырей и храмов, включая и Спасский монастырь, в сложное финансовое положение. Перестали поступать вклады, «лопнули» в банках процентные вклады, национализировали земли, луговые и лесные угодья, а также дававшие значительные доходы мельницы. Большая часть монахов, особенно молодых, покинули монастырь. За корот- кий промежуток времени монастырь стал приходить в запустение, тем более, что последние два десятилетия в монастыре не проводилось ремонтных работ.

1918 г. – 2 февраля 1918 г. настоятель Спасского монастыря Митрофаний принимал участие в собрании верующих в церкви Иоанна Предтечи, где присутствовавшие были ознакомлены с посланием патриарха Тихона. Вскоре Митрофаний был арестован. Службу в Спасо-Преображенском соборе по просьбе прихожан проводил священник Покровский.

4 июля 1918 г. произведен обыск в квартире родителей полковника Н. П. Сахарова, проживавших в покоях настоятеля монастыря. Из обнаруженных 130 тысяч руб. 100 тысяч было рекомендовано сдать на текущий счет в банк, а 30 тысяч было изъято в качестве налога.

В мае и августе 1918 г. при Наркомате просвещения была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины и Всероссийская реставрационная комиссия.

18 октября 1918 г. принято постановление Муромского горсовета об отпуске средств в сумме 7834 руб. 15 коп. «на ремонт помещения Спасского монастыря под Муромскую Советскую школу второй ступени». В том же году в монастыре был открыт Народный дом фабрики «Красный Луч».

1922 г. – Циркуляром НКВД № 225 от 20 июня 1922 года дано указание о национализации памятников архитектуры.

1923 г. – в марте, апреле, июне приняты Декреты СНК «Об учете и регистрации предметов старины и искусства», «О специальных средствах для обеспечения государственной охраны культурных ценностей», «О передаче монастырей и храмов исторического значения в ведение музейного отдела и порядка использования находящегося в них имущества».

23 августа 1923 г. принято постановление Президиума муромского уездного исполкома о передаче в ведение Муромского музейного отдела памятников архитектуры:

Богородицкого собора – XVI в.

Монастырей:

Спасского – XVI-XIX вв.

Благовещенского – XVI-XIX вв.

Троицкого – XVII-XIX вв.

Приходских церквей:

Николо-Набережной – XVIII—XIX вв.

Георгиевской – XVII в.

Воскресенской – XVII в.

Введенской – XVII в.

Николо-Зарядской – XVII в.

Николо-Можайской – XVI-XIX вв.

Козьмодемьянской – XVI в.

Этим же постановлением Музейному отделу был передан настоятельский (Белый) корпус Спасского монастыря, а также по одной квартире из трех палат в Благовещенском и Троицком монастырях для наблюдения за сохранностью памятников архи­тектуры и музейных предметов.

28 августа 1923 г. в связи с закрытием Спасского монастыря муромским музеем приняты на хранение сооружения, имущество, предметы культа, включая иконы XVII в.: Преображения, Спаса, Неопалимой купины, Смоленской Божьей матери, Успения, Иоанна Крестителя; XVIII в.: Кирилла Белозерского, Покрова, Преображения, иконостасов Преображенского собора с шестнадцатью иконами праздников и четырнадцатью иконами Святых, церкви Покрова с пятью иконами, часовни с одиннадцатью иконами. Музею переданы два колокола весом 150 и 21 пуд.

15 ноября 1923 г. Муромскому викариальному управлению переданы антиминсы Спасского монастыря от 1869, 1888, 1899, 1911, 1916 гг.

1925 г. – 14 января комиссией составлен протокол о произведенном погроме в церкви Покрова, где погромщиками разбросан архив, выворочены иконы. Факта хищения не установлено. 27 марта 1925 г. дело о взломе помещения бывшего Спасского монастыря и разгроме архива прекращено народным следователем Лавковским ввиду «необнаружения виновных».

28 сентября 1925 г. Музейным отделом Наркомпроса дано разъяснение о возможности использования храмов Спасского монастыря общиной верующих.

13 декабря 1925 г. принято решение музейного совета о снятии колокола XVIII в., имеющего историческую ценность, и передаче его на хранение в музей.

1926 г. – 5 сентября было проведено собрание общины верующих, на котором присутствовало шесть-десят девять человек. Они обратились с просьбой о передаче им в арендное пользование храмов Спасского монастыря для проведения в них богослужений.

17 декабря 1926 г. в связи с полученными сведениями о неудовлетворительном техническом состоянии архитектурных памятников Спасского монастыря Музейным отделом Главнауки предложено произвести обследование храмов Спасского монастыря. Одновременно предложено сообщить об использовании средств, полученных от сдачи в аренду помещений монастыря, и мерах, предпринятых музеем для поддержания зданий в надлежащем порядке.

29 декабря 1926 г. состоялась комиссия с участием академика живописи И. С. Куликова и граждан-ского инженера Ф. П. Засухина, которая произвела технический осмотр зданий Спасского монастыря. Комиссией рекомендовано восстановить остекление зданий, произвести ремонт кровли и замену водосточных труб, расшивку трещин церкви Покрова, укрепление креста на одной из глав Преображенского собора.

30 декабря 1926 г. Главнаука сообщает 41-му стрелковому полку и Муромскому музею о возможности сноса колокольни Спасского монастыря и использовании монастыря для нужд полка, для чего необходимы акт технического осмотра колокольни и гарантии компенсации музею доходной части от яблоневого сада.

1927 г. – 3 января. Муромский музей сообщил Музейному отделу Главнауки о расходах на содержание музея и памятников архитектуры. Ввиду недостаточного финансирования на произведение ремонтных работ памятников архитектуры Спасского монасты- ря средств не выделено. 10 мая 1927 г. в письме в Муромский УИК музей не возражает против сдачи в аренду общине верующих зданий Спасского монастыря.

28 июля 1927 г. Президиум Владимирского губ-исполкома принимает постановление об отказе уполномоченным группы верующих в передаче им в пользование Преображенского собора Спасского монастыря в целях лучшей сохранности «памятника древности», объяснив это тем, что музейные органы, в ведении которых он находится, имеют достаточно средств на ремонт и содержание памятника, а в Муроме и так вполне достаточно (до двадцати пяти) действующих церквей, обеспечивающих религиозные потребности.

26 октября 1927 г. Главнаука сообщает о своем согласии на передачу в аренду Спасского монастыря 41-му стрелковому полку.

3 ноября 1927 г. Отдел музеев Главнауки поручает муромскому музею заключить договор на сдачу в аренду храмов бывшего Спасского монастыря 41-му стрелковому полку.

1928 г. – 20 января составлен акт технического осмотра колокольни Спасского монастыря с участием гражданского инженера Ф. П. Засухина, архитектора А. В. Зворыкина, представителей музея и командования 41-го стрелкового полка. При осмотре установлено аварийное состояние несущих опор звонницы, в связи с чем принято решение о сносе колокольни. Ф. П. Засухин, однако, считал необходимым укрепление колокольни при помощи металлических конструкций.

25 января 1928 г. особое мнение Ф. П. Засухина приложено к акту комиссии.

2 марта 1928 г. музеем и командованием 41-го полка подписаны условия пользования зданиями и сооружениями Спасского монастыря, в соответст-вии с которыми командование полка обязуется выполнять все предусмотренные законом требования и при нарушении несет ответственность согласно Декрету СНК от 5.10.1918 г.

В 1928 г. предусмотрен ремонт кровли Покровского храма с окраской за два раза медянкой. В 1929 г. – ремонт кровли Преображенского собора и надвратной церкви Кирилла Белозерского с установкой водосточных труб. В дальнейшем производить ремонтные работы зданий по мере надобности, а окраску кровли – каждые семь лет.

30 марта 1928 г. составлен акт приемки помещений бывшего Спасского монастыря, в котором отмечены имеющиеся недостатки в конструкциях Преображенского собора, в том числе обращено внимание на имеющиеся незначительные трещины, отсутствие остекления в одном из окон, пришедшие в ветхость водосточные трубы и отсутствие креста на одном из куполов.

В худшем состоянии находилась Покровская церковь, в которой отсутствовало девять рам из одиннадцати окон первого этажа, во втором этаже частично отсутствовало остекление, имелись трещины в стенах и перекрытиях. На колокольне сохранился колокол весом 150 пудов.

1929 г. – 29 января командованием полка и музеем подписаны условия эксплуатации памятников архитектуры Спасского монастыря.

30 марта 1929 г. командир полка Керцелли предупреждает директора музея Квасова о том, что 1 апреля «в силу угрозы падения колокольни... постановлено колокольню сломать». В тот же день директор музея запрещает снос колокольни и обращается за помощью в Музейный отдел Главнауки. 4 апреля музей обращается в Музейный отдел Главнауки с письмом о том, что снос колокольни произведен с разрешения горсовета и УИК. Музей сообщает, что шатер колокольни снесен. 9 июня музей направляет в Музейный отдел Главнауки копии при­нятых решений муромских Горсовета финансового отдела и УИК о «возмещении 1000 руб., израсхо-дованных горкомхозом из жилфонда на сломку колокольни Спасского монастыря музеем из средств, полученных от реализации кирпича, полученного от разборки колокольни.

10 июня 1929 г. музей сообщает муромским УИКу и горсовету о том, что музеем направлено письмо в Музейный отдел Главнауки о подтверждении правомочности указаний муромских горсовета, УИКа и финотдела о выплате 1000 руб. горкомхозу за снос колокольни. 11 июля музей обращается в Музейный отдел Главнауки с просьбой о разрешении передачи колокола весом 150 пудов Рудметаллторгу. 24 июля музей вторично обращается в Музейный отдел об ускорении решения вопроса о передаче колокола. 18 сентября 1929 г. Горсовет сообщает командиру 41-го стрелкового полка, музею, уполномоченному Рудметаллторга о принятом решении окрисполкома о передаче колокола Рудметаллторгу, которому предложено внести стоимость колокола на текущий счет горкомхоза.

1939 г. – 4 февраля составлен акт с участием представителей Курсов усовершенствования командного состава (КУКС) и музея об аварийном техниче-ском состоянии надвратной церкви и необходимости разборки верхнего этажа или производства капитального ремонта.

С 1928 по 1994 гг. Спасский монастырь находился в арендном пользовании воинских частей.

1928 – 1937 гг. – 41-й запасной стрелковый полк.

1937 – 1941 гг. – курсы усовершенствования командного состава (КУКС).

1941 – 1963 гг. – Учебный полк связи (в/ч 22165).

20.12.1994 г. - в связи с передислокацией войсковой части расторгнут охранно-арендный договор между Госцентром по использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области и в/ч22165.

1939 – 1989 гг. – воинскими частями на территории Спасского монастыря построены следующие здания:

1. Контрольно-пропускной пункт – 1939 г.;

2. Кухня-столовая – 1940 г.;

3. Две двухэтажных казармы – 1941 г.;

4. Учебный корпус – 1941 г.;

5. Гаражи – 1962 г.;

6. Чайная – 1989 г.

1993 – 1995 гг. – Госцентром по использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области произведен реставрационный ремонт куполов Преображенского собора с покрытием медными листами и установкой позолоченных крестов.

1960 г. – Постановлением СМ РСФСР № 1327 от 30.08. 1960 г. памятники архитектуры Спасского монастыря поставлены на республиканскую охрану, в том числе:

Спасо-Преображенский собор – XVI в.

Покровская церковь – 1691 г.

Надвратная церковь – 1810 г.

Келейный корпус – 1891 г.

Настоятельский корпус – 1687 г.

Ограда и башни – 1807-1810 гг.

31.01.1995 г. – Управлением юстиции Администрации Владимирской обл. выдано свидетельство № 193 о регистрации устава религиозного объединения под названием Свято-Спасский мужской монастырь, руководящим органом которого является Духовный собор.

1995 – 2005 гг. За десятилетие Свято-Спасский мужской монастырь, возникший на границе двух культур – «угро-финской муромы» и славянской, пришедшей из Киева, с помощью федерального и местного бюджетов, а также вкладов и непосредственного участия верующих в благоустройстве территории, превратился в один из важнейших духовных центров древней Муромской земли.

В последующие годы «Спасский, что на бору» монастырь, получивший новое название «Свято Спасо-Преображенского монастыря», значительно обновился под непосредственным руководством игумена Кирилла. Были отреставрированы соборный храм XVI в., настоятельский корпус 1691 г., а также на сохранившемся фундаменте была восстановлена колокольня 1729 г.

 

1 Архив Спасского монастыря XVIII – начало XX вв.

2 Макарий, архимандрит. Исторические описания церковных древностей», составленные архимандритом Макарием. - М., 1860. - Т. 2.

3 Материалы для биографии и статьи по теоретическим вопросам графа Уварова. – М., 1910. - Т. 3.

дата обновления: 02-03-2016