поиск по сайту

В. Е. Добровольская (Москва)

 

КАЛЕНДАРНЫЕ И ОККАЗИОНАЛЬНЫЕ ГАДАНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ МУРОМСКОГО КРАЯ

 

Комплексные исследования традиционной культуры Муромского района Владимирской области, которые проводит Государственный республиканский центр русского фольклора, свидельствуют о хорошо развитой системе гаданий в этом регионе. Как известно, данный ритуал направлен на установление контакта с потусторонним миром для получения знаний о будущем. Гадание чаще всего совершалось в пограничные временные периоды. Для русской традиции в целом основным периодом гаданий являются Святки, гадания же после них - явление редкое. Для других славянских традиций, напротив, характерен предрождественский период гаданий, весенне-летний гадательный цикл и др.1

В муромской традиции основным периодом гаданий также были Святки. Однако нами зафиксированны и другие календарные даты, в рамках которых гадали.2

Как уже отмечалось выше, основной корпус гаданий связан со Святками. Причина этого очевидна. Святки в народном календаре имели особое мифологическое значение, которое определялось пограничным характером этого периода. В это время заканчивается старый и начинается новый год, празднуется один из главных праздников христианской церкви и солнце «поворачивает на лето».3Но в то же время Святки - опасный период, поскольку именно в них представители нечистой силы активно вторгаются в мир людей.4Именно характерная для этого периода временная пограничность и переходность способствуют наполнению святочного комплекса гаданиями.

Святочные гадания о замужестве. В основном святочные гадания Муромского района представляют собой девичьи гадания о женихе.5Совершенно очевидно, что «анализ вариантов девичьих гаданий выводит нас на тему общения участников... с потусторонними силами, миром мертвых, ”душами предков” или их символическими игровыми воплощениями».6 По принципу действия и по типу используемых предметов их можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, это гадания на выслушивание судьбы. Самым распространенным гаданием такого типа было слушанье на перекрестке, во время которого девушки пытались услыхать звук, предвещающий свадьбу.7 Иногда помимо простого слушанья гадание могло сопровождаться и другими действия. Так, девушки «пололи снег» или толкли его мутовкой, и только потом интерпретировали услышанные звуки.

Другим типом гаданий на выслушивание было «хождение под окна», когда по разговору в избе судили о будущем.

Целью еще одного гадания данной группы было желание гадающих услышать эхо. Девушки собирались у колодца и кричали в него, а затем замечали, с какой стороны слышится эхо.

Особое значение в этом типе гаданий имеет место - перекресток, окно, колодец. Перекресток в муромской традиции - это место, где совершались ритуалы, связанные с поминовением усопших, прощанием с покойником и т. п.Окно также осмысляется здесь как граница между своим и чужим пространством и поэтому используется в муромской традиции в ритуально маркированных ситуациях для избавления от смерти или болезни.Его открывают при родах, чтобы облегчить муки роженицы и т. п.10 Наконец, колодец, как и любой другой водный источник, используется в гаданиях как канал связи с потусторонним миром. Во многих традициях гадали по отражению, увиденному в колодце, что имеет целый ряд параллелей с гаданием по отражению в зеркале.11 Однако в данном случае, как указывалось выше, гадали по направлению звука, исходящего из него.

Немногочисленные гадания Муромского района на выслушивание основаны на принципе «вопрос – ответ». Чаще всего девушки задавали вопрос об имени своего будущего жениха. Наиболее распространенным местом, у которого гадали таким способом, были окна домов,12 под которыми гадальщицы выкрикивали свой вопрос об имени суженого. Однако иногда вопрос задавали не под окном, а при встрече. В данной традиции любая встреча13 является ритуально маркированным действием и рассматривается как проявление судьбы. При гаданиях особую роль играет именно первый14 встречный, который и воплощает собой судьбу. Важное значение имеет и место встречи – это практически всегда перекресток и лишь в редких случаях околица.15 В Муромском районе зафиксированы гадания, в которых вопрос задается не только первому встречному мужчине, но и женщине. В таком случае толкованию подвергается как ее собственное имя - «так свекровку будут звать»,16 - так и ее отчество - «как она по отчеству, так значит и мужа звать будут».17 Иногда сама встреченная женщина рассматривается как будущая свекровь.

Как видим, при ритуале выслушивания в соответствии с правилами гаданий девушки выбирали локусы, осмысляемые как пограничное пространство, и именно «кресты», окно и колодец являются в местной традиции местом такого возможного контакта с иным миром.

Необходимо отметить, что девушки не только прислушивались к звукам, но и сами провоцировали их, хотя таких случаев зафиксировано чрезвычайно мало (см. крик в колодец, действия со снегом, вопросы).

Другой, весьма распространенный тип гаданий основан на принципе «чет/нечет», на подсчете используемых для определения будущего предметов. Если количество предметов четно, или, как говорят местные жители, «парно» – это предвещает удачу. Вариантов таких гаданий было достаточно много. Однако даже внутри одного вида такого гадания мы фиксируем несколько разных вариантов. Так, например, одним из самых распространенных гаданий на счет было гадание с забором. Участницы ритуала обхватывали руками штакетник и считали количество захваченых досок. Чаще всего доски просто считали и, соответственно, четное число указывало на скорое замужество. Однако, если целью гадания было определение имущественного статуса жениха, то для счета использовалась словесная пара «бедный/богатый» и даже триада «сусек/мешок/кузов», в которой мешок был знаком нормы, сусек – богатства, а кузов – нищеты. Вероятно, «гадания этого типа развились на основе противо- поставления чет/нечет, которое может быть сопоставленно с представлениями о жизни – смерти».18

Еще одним типом девичьих святочных гаданий было ритуальное действие, в основе которого лежало высматривание – гадающие пытались увидеть свое будущее. Самым распространенным типом такого гадания было широко известное гадание с зеркалом. Однако жениха пытались увидеть и в кольце, опущенном в воды. Свое будущее пытались определить и по формам, которую приобретал расплавленный и вылитый в холодную воду воск. Чрезвычайно интересным гаданием данной группы можно считать ритуальные действия с тенью от сожженной бумаги. Глядя на тень, девушка могла увидеть как знаки, предвещающие свадьбу (карету, цветы, человека и т. п.), так и то, что служило свидетельством скорой смерти (гроб, крест и т. д.).

Одной из разновидностей гаданий на высматривание являются гадания на высматривание жениха во сне. Для того, чтобы увидеть жениха во сне, под подушку клали предметы, наделенные в данной традиции мужской семантикой. Это мог быть как элемент мужского костюма (штаны, пояс), так и инструменты (нож, молоток). Иногда в качестве такого предмета выступала соль.19

Особую группу составляли так называемые тактильные гадания, основанные на толковании вызванных в ходе обряда ощущений. Нами зафиксировано несколько типов таких гаданий. В них особое значение имеют место проведения обряда и часть тела, которая используется для контакта с представителями иного мира. Местом гадания мог быть подпол, баня, овин и некоторые другие мифологизированные локусы,20 в которых обитают или могут временно находиться представители нечистой силы. Девушки опускали в подпол ноги, вставляли в окошко бани руку или приседали над овином, прося Шани-мани «погладить мохнатой ручищей по голой жопище».21 Совершенно очевидно, что важной является не сама часть тела, а ее нагота, которая рассматривается как признак нарушения естественного состояния. Обнажая какую-то часть тела, человек устанавливал контакт с «тем светом».22 В этих гаданиях интерпретировались тактильные ощущения девушек. Так, если нечистый дотрагивался до них лохматой рукой - это предвещало богатство, голая рука, напротив, символизировала бедность. Именно с этим типом гаданий наиболее тесно связан такой элемент ритуального поведения, как мистификация результатов гаданий.23 Пока девушки гадали, парни могли имитировать результат обрядового действия, выполнив функцию представителей иного мира. Причина этого, отчасти, в том, что данный тип гаданий подразумевает активное общение с представителем иного мира, называемого чаще всего в данной традицииШани-мани. Соответственно, родственники или ухажеры девушек брали на себя функцию нечистого духа: «Гадания... представляют собой разновидность ролевых игр, своеобразным ”сценарием” которых были широко распространенные тексты несказочной прозы о низших демонах, а роли ”нечистиков”... исполняли парни или родители».24 Таким способом в традиционной культуре Муромского края поддерживалась вера в низшую демонологию.25

Довольно большая группа гаданий была связана с определением направления, откуда следовало ждать сватов. Наиболее распространенным в муромской традиции было гадание с обувью. В гаданиях этого типа проявляется брачная символика обуви26 и семантиче-ская оппозиция свой/чужой, проявлявшаяся в том, что носок валенка (реже ботинка или лаптя) указывает направление на дом жениха (т. е. на чужой для девушки мир). Однако иногда для определения направления использовали и другие предметы, например, гнет или кадушку.

Особый тип составляют гадания с домашней птицей, в основном, с курицей. Вариаций ритуальных действий с ней необычайно много. Самым популярным является следующее: гадающие идут в курятник, в темноте берут курицу, приносят ее в дом и ставят перед ней различные предметы, символизирующие характер будущего мужа. Так, если курица клевала сначала хлеб, то считалось, что девушка будет жить в до-статке, если воду - муж будет пьяница, если корзину – нищий, «вроде как раньше собирать ходили – побирались».27

Иногда считали, что надо поймать петуха, а не курицу. В противном случае полагали, что девушка либо останется в старых девах, либо быстро станет вдовой. Значительно реже встречаются упоминания о том, что если девушка поймала петуха - она выйдет замуж за вдовца.

Причина того, что во многих гаданиях выбор делается животными, основана на рудиментах особого отношения к животным как к воплощенным духам предков.28

Особую группу составляли гадания, основанные на совершении или не совершении участницей ритуала какого-либо действия. Считалось, что если девушка не смогла сделать предписанное, ее судьба сложится неудачно. К такому типу относятся гадания с перекидыванием валенка через крышу бани, хватанием в темноте коровы за рога. Иногда девушки прятали в глубокий сугроб солонку, а затем пытались ее там найти. Все эти действия, будучи завершенными, предвещали девушке скорое замужество.

В основе некоторых святочных девичьих гаданий лежал принцип опережения одной участницей других. Самым распространенным гаданием этой группы в Муромском районе были гадания с нитками, которые участницы ритуала сначала привязывали к матице, а затем поджигали. Считалось, что девушка, чья нитка сгорит раньше, первой выйдет замуж.

Прочие календарные гадания о замужестве. Помимо Святок, в Муромском районе на жениха гадали и в другие календарные даты. Однако, по сравнению с гаданиями святочного цикла, таких гаданий несоизмеримо меньше. При анализе полевых материалов можно выделить масленичные, троицкие и покров-ские девичьи гадания, а также гадания, которые совершались в зимние постовые праздники.

На Масленицу было зафиксировано несколько видов гаданий. Использование обрядовой пищи в гаданиях в муромской традиции распространено достаточно широко (об этом см. ниже), однако из всех гаданий о замужестве обрядовая еда присутствует только в масленичных гаданиях. Так, были широко распро-странены гадания с блином. Девушка брала первый испеченный блин и выбегала с ним за ворота. Встретив кого-нибудь, она задавала вопрос об имени суженого. О значении «первого» предмета мы писали выше. Необходимо отметить, что с нашей точки зрения, в данном случае важен сам тип пищи. Блины в муромской традиции до сих пор осознаются как поминальная пища, связанная с культом предков. Первый блин довольно часто упоминается как поминальная еда, которую вы-кладывают на окно или «боженку» для душ умерших родственников.29 Таким образом, девушки апеллировали при гадании к представителям «иного» мира, а первый встречный лишь выполнял роль посланца потусторонних сил. Однако в масленичных гаданиях использовался и другой тип обрядовой пищи - печенье, которое местные жители называют «орехи». Это небольшие шарики из теста, которые обжаривались в масле и которыми парни обычно угощали понравившихся им девушек. Нами зафиксировано и гадание с этим обрядовым печеньем. Так, если девушки хотели узнать, кто из них станет женой того или иного парня, они подходили к нему и просили угостить «орехами»: «Парень-то он что, протянет им кулек там, или шапку - где они там у его лежат - а девки-то стараются побыстрее взять. Которая первая взяла - та, значит и женой будет».30 Отметим также, что и орехи в данной традиции очень часто связываются с миром мертвых31 и даже использование их имитации вполне возможно связано с обращением к потустороннему миру за предсказанием судьбы.

На Троицу девушки делали из травы32 венок и бросали его в воду. Если венок плыл, то это предсказывало девушке скорое замужество, если тонул, то смерть или безбрачие. Однако иногда исполнители говорят о том, что по венку определяли, как далеко от родного дома девушка выйдет замуж.33 При покровском гадании девушки обращались к Богородице с просьбой о женихе: «Матушка, Пресвятая Богородица, покрой землю снежком, а меня женишком».34 Иногда они обращались к самому празднику: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня женишком»,35 т. е. происходила «персонификация праздника в образе святого...неразличение святого и посвященного ему дня».36 В муромской традиции существовало также две календарных даты во время Филипповского поста, когда также можно было узнать о предстоящем замужестве. Одной из дат был праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В этот день девушки обращались к Богоматери, прося ее показать им своего жениха во сне. Другим праздником, на который гадали о суженом, был день Андрея Первозванного. Девушки клали под подушку ремень и просили святого: «Батюшка Андрей! Приведи ко мне на ремне мово суженого-ряженого».37 Затем они ложились спать и ожидали увидеть во сне своего жениха. Таким образом, и в том, и в другом случае святых просили показать жениха во сне, т. е. разрушить грань между этим и иным миром.

Окказиональные гадания о замужестве. Как отмечалось выше, помимо календарных гаданий о суженом, нами зафиксированы и окказиональные типы гаданий. Чаще всего это гадания на картах, на кофейной гуще, по книгам,38 а также спиритические гадания.

В то же время существовали гадания и другого рода, которые зависели не от календарной даты, а от места совершения ритуала. Так, если девушке приходилось ночевать в чужом или новом доме первый раз, она должна была положить под подушку какой-нибудь предмет мужской одежды и сказать: «На новом месте приснись жених невесте».39 Считалось, что во сне девушка, как и в других аналогичных случаях, увидит жениха.

Календарные гадания о судьбе. Как было отмечено выше, на территории Муромского края зафиксированы не только девичьи гадания о женихе, но и гадания о судьбе. В этих ритуальных действиях принимали участие представители самых разных поло-возрастных групп: дети, парни и девушки, женщины и мужчины репродуктивного возраста, старики и старухи. Причина такого расширения участников ритуала связана с его целью - «узнать судьбу»,40 которая не сводится только к замужеству.

Значимыми календарными датами для гаданий этого типа были некоторые дни Святок, Крещенье, Средокрестье, Евдокиин день, Вознесенье.

Святочные гадания о судьбе. От Рождества до Старого Нового года на некоторых территориях Муромского района41 пекли обрядовое печенье, которое исполнители называют козулями или козьими ножками, реже употребляется термин «копытца». Из дрожжевого скоромного теста делается небольшой брусок, один край которого разрезается параллельно, а другой перпендикулярно столу. Края перпендикулярного разреза разводятся в стороны и называются козьими ножками или копытцами. Края параллельного разреза также разводятся в стороны и носят название «рот». Нами зафиксировано гаданье, участники которого стремились завладеть козьей ножкой с самым большим «ртом». Они верили, что ее владелец будет в наступившем году богатым: «Вот хватали эти копытца и смотрели у кого рот-то больше. У кого больше - тот самым богатым будет».42Полагали также, что «чем больше рот, тем богаче будет год».43

Крещенские гадания о судьбе. На Крещенье в Муромском районе также гадали о судьбе с помощью обрядового печенья. Кресты надо было делать из пресного теста. Крещенские кресты представляют собой крестик, образуемый двумя расплющенными жгутами (в отличие от средокрестных крестов, которые имеют более выпуклую форму). В один крест на место пересечения жгутов клали монетку, и тот, у кого оказывалось печенье с денежкой, считался удачливым: «Кому денежка достанется, все говорили - удача».44

Традиция обрядовых действий с крещенскими крестами в Муромском районе довольно бедна. Нам удалось зафиксировать только гадание с денежкой, в то время как, например, в Гороховецком районе по крещенскому кресту с запеченным предметом, которым, помимо монеты, могли быть зерно и лучина, определяли не только удачу и богатство, но и человека, который начнет посев.

Средокрестные гадания о судьбе. В четверг на средокрестной неделе также пекли печенье в форме крестиков, однако в отличие от крещенских крестов в середину крестика запекали множество самых разнообразных предметов. По тому, какой из них доставался участнику ритуала, судили о его дальнейшей судьбе. Так, если ему доставалась монетка – это сулило богатство, пуговица или цветная тряпочка - обнову, щепочка - гроб, белая материя – саван; сахар предвещал сладкую жизнь, лук – горькую, уголь – черную и т. д.

Гадание о судьбе на день Евдокии Мученицы. В этот день пекли обрядовое печенье в виде птичек, которое называли жаворонки.45Ребятишки или подростки, реже молодые девушки привязывали к фигурке нитку, залезали с ней на крышу сарая и, раскачивая птицу, закликали весну. К сожалению, нам не удалось зафиксировать тексты закличек, однако само действие исполнители описывают практически полностью. За-кликав весну, участники ритуала бросали жаворонка с крыши и смотрели на то, как он упал. Если фигурка падала лицом вверх, считалось, что ее владелец в течение целого года будет удачлив, если же жаворонок перевертывался – это предвещало смерть.

Вознесенские гадания о судьбе. На Вознесенье в Муромском крае пекли печенье в виде лесенок с семью перекладинками.46 Участники ритуала брали свое печенье и шли с ним в церковь; отстояв службу, они бросали лесенку с церковного крыльца. Если лесенка разбивалась, то считалось, что человек окажется после смерти в аду, а если нет – в раю. Существовало и другое толкование этого гадания, связанное с представлением о семи небесах Апокалипсиса. Гадающий смотрел, какая ступенька лесенки отбивалась, и считал, что именно на таком небе он и окажется после смерти.

Практически все календарные гадания о судьбе имеют коллективный характер и активно задействуют предметы, символика которых во многих случаях играет первостепенную роль. Основным предметом в гаданиях этого типа становится обрядовое печенье. Как уже отмечалось выше, ритуальная пища выполняет значимую роль в гаданиях. Имея особое сакральное предназначение, она создавала условия для получения знака от «иного» мира. Это отличает данные гадания от девичьих гаданий о женихе, в которых обрядовая еда занимает незначительное место.

Окказиональные гадания. Самую незначительную группу составляют гадания на случай. Нам удалось зафиксировать лишь несколько профессиональных гаданий, которые связаны с выбором места для постройки дома, а также гадания, связанные с обрядами семейного цикла, прежде всего с родинами.

Как видно из приведенных материалов, на всей территории Муромского края гадания были широко распространены. Поскольку для узнавания будущего было необходимо посредничество нечистой силы, то ритуалы гаданий осуществлялись лишь в пограничные периоды времени и на пограничных локусах. Основная масса гаданий приурочена в данной традиции к Святкам, т. е. к периоду безвременья и полного разрушения границ между мирами. Остальные дни, в которые совершались гадания, также относятся к сакральному времени, отличному от обыденного времени буден, и, соответственно, проницаемы для представителей иного мира, которые могут раскрыть человеку его судьбу.

 

Ссылки:

1 Подробнее об этом см.: Виноградова Л. Н. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной обрядности // Славянский и балканский фольклор: обряд, текст. - М., 1981. - С. 13-43; Токарев С. А. Приметы и гадания // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. - М., 1983. - С. 55-66.

2 Необходимо также отметить, что на территории Муромского района, помимо календарных, были зафиксированы и окказиональные гадания, не имеющие четкой календарной приуроченности.

3 Е. В. Фокичева, 1924 г. р., с. Панфилово.

4 Подробнее о мифологическом значении Святок см.: Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-ХIX веков. - М., 1957; Богатырев П. Г. Народный календарь // Вопросы теории народного искусства. - М., 1971. - С. 202-226.

5 Необходимо, однако, отметить, что нами зафиксированы гадания о судьбе и хозяйственном благополучии, которые совершали и другие члены сельской общины.

6 Морозов И. А., Слепцова И. С. Круг игры. Праздник и игра в жизни севернорусского крестьянина (ХIХ-ХХ вв.) - М., 2004. - С. 712.

7 Таким звуком мог быть лай собаки, громкий или резкий звук, колокольный звон и т. п.

8 Подробнее о значении перекрестка в ритуальной практике см.: Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. - М., 1991. - С. 356-357; Носова Г. А. Традиционные обряды русских: крестины, похороны, поминки // Российский этнограф. Этнологический альманах. - М., 1993. - Вып. 6. - С. 94; Плотникова А. А. Перекресток и распутье в народной культуре Полесья // ЖС. – 2002. - № 4.- С. 4-6; она же, Перекресток // Славянские древности: Этно-лингвистический словарь. - М., 2004. - Т. 3. - С. 684-688.

9 Так, если в семье болеет ребенок, его передают через окно нищенке или старшей женщине в семье.

10 Подробнее о мифо-ритуальной семантике окна см.: Топоров В. Н. К символике окна в мифоэпической традиции // Балто-славянские исследования. – М., 1983; Цивьян Т. В. Труды по знаковым системам. - Тарту, 1978. - Вып. 10. - С. 65-85; Мороз Б. А. Божница и окно: семиотические параллели // Слово и культура. Памяти Никиты Ильича Толстого. - М., 1998. - Т. 2. - С. 114-125; Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - Л., 1983. - С. 135-144.

11 Толстой Н. И. Мифологическое в славянской народной поэзии. 2. Предсказание смерти в колодце или сосуде // ЖС. – 1996. - № 1. - С. 28-29; Богданова С. Кладенецът - културен факт в бита на патриархалното село // Български фолклор. Институт за фолклор БАН. - София, 1984. - № 1. - С. 53-63.

12 О мифологической семантике окна см. выше.

13 Подробнее о славянских верованиях, связанных со встречей, см.: Плотникова А. А. Встреча // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. - Т. 1. - С. 452-455.

14 В этой традиции отсутствует ритуальная семантика «последнего», релевантен только первый объект (ср. первая встреча в похоронном обряде; первый гость в Рождество; первая девушка взявшая «орех» в Масленицу и т. п.). В данном случае первый не выступает как оппозиция последнему, этот признак выступает как самостоятельный и непарный, но, тем не менее, необычайно значимый и символически нагруженный.

15 Околица рассматривается в данной традиции как граница между своим, освоенным пространством и чужим миром.

16 А. М. Рябова, 1938 г. р., д. Н. Ратово.

17 З. С. Святова, 1931 г. р., д. Петраково.

18 Виноградова Л. Н. Указ. соч. – С. 38.

19 Вообще в данной традиции соль используется как апотропей, т. е. средство защиты человека от представителей иного мира, следовательно, она может отпугнуть носителя информации о будущем девушки. Но в этом случае можно рассматривать соль и как элемент любовной магии, в которой ее символика связывается с темой любовной жажды. Подробнее о этом см.: Лаврентьева Л. С. Соль в обрядах и верованиях восточных славян // Сборник Музея антропологии и этнографии. - СПб., 1992. - Т. 45. - С. 44-55.

20 Например, нежилая или недостроенная изба.

21 Л. С. Сорокина, 1939 г. р., с. Панфилово.

22 Подробнее о роли наготы см.: Агапкина Т. А., Топорков А. Л. Ритуальное обнажение в народной культуре славян // Мифология и повседневность. - Спб., 2001.

23 Подробнее о мистификации результатов гадания см.: И. А. Морозов. Мистификация чуда (о способах поддержания веры в чудесное в традиционной культуре) // Славянская традиционная культура и современный мир. Сб. материалов научно-практической конференции. - М., 1999. - Вып. 3. - С. 63-75.

24 Там же. - С. 74.

25 Необходимо отметить, что традиционная календарная обрядность дает много примеров инсценировки контактов человека с нечистым (ср., например, святочное ряженье).

26 Роль обуви в свадебных обрядах см.: Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Обувь // Славянские древности. Этнолингвистический словарь. - Т. 3. - С. 475-479.

27 Е. М. Ладыгина, 1924 г. р., с. Лазаревское.

28 Подробнее о зоологическом коде народной культуры см.: Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. - М., 1997.

29 Подробнее о поминальной функции первого блина см.: Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды у русских, украинцев и белоруссов. - М., 1979. - С. 47-49.

30 З. Н. Сизова, 1929 г. р., с. Панфилово.

31 Так, например, увидеть во сне орехи - к смерти; иногда орехи рассматриваются как поминальная еда и т. д. Связь орехов с хтоническими существами прослеживается и в молодежной игре «Ящер», где хтоническое существо, грызущее орехи, хочет получить жену (подробнее об этом см.: Бернштам Т. А. Следы архаических ритуалов и культов в русских молодежных играх «Ящер» и «Олень» (опыт реконструкции) // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. - Л., 1990. - С. 17 - 36.

32 Некоторые наши исполнители отмечали, что трава, используемая для венка, бралась в церкви или специально приносилась туда для освящения.

33 «Если веночек тута рядом покрутиться, здесь и замуж выйдешь, а если по реке поплывет - значит далеко от дома» (Т. П. Ивлева, 1935 г. р., д. Петраково).

34 Т. Н. Бухарова, 1914 г. р., д. Петраково.

35 В. М. Венина, 1929 г. р., д. Степаньково.

36 Толстая С. Персонификация праздников в славянской народной культуре // Праздник - обряд - ритуал в славянской и еврейской культурной традиции. - М., 2004. - С. 23.

37 А. Н. Голубева, 1932 г. р., д. Н. Ратово.

38 В настоящее время исполнители говорят о гадании по любой художественной литературе. Однако наиболее пожилые указывали на гадание по книге «Оракулъ».

39 Н. Д. Епифанова, 1921 г. р., д. Н. Ратово.

40 Б. Ф. Москвин, 1929 г. р., с. Панфилово.

41 В основном это север района, традиция которого испытывает на себе сильное влияние северно-русской традиции (скорее всего, Костромской).

42 В. В. Лашина, 1945 г. р., д. Петраково.

43 А. Е. Кузнецова, 1931 г. р., с. Молотицы.

44 Н. Ф. Бурлакова, 1919 г. р, с. Борисово.

45 Лишь на юге Муромского района, где довольно сильное южное влияние, это печенье называется «журавушки».

46 В данной традиции существует и другой вид обрядового печенья в виде лестниц - это лазаревские лесенки, которые пекутся в Лазареву субботу. Они имеют форму овальных лепешек с насечками, обозначающими ступени.

дата обновления: 01-03-2016