Автор:
Е. П. Казаков (Казань)
ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОЛЖСКИХ БОЛГАР С НАСЕЛЕНИЕМ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В Х-XII веках
Проблемы взаимодействия волжских болгар с верхневолжскими финнами остаются слаборазработанными, хотя определенный материал для этого есть. Так, в кургане 301 Тимеревского могильника в Яро-славскомПоволжье встречен салтовский по форме (бомбовидноетулово, широкая горловина, пологая ручка), но лепной кувшин,1аналогичный таким же изделиям из погребений Танкеевскогомогильника первой четверти Х в. Такой же по форме, но круговой одноручный кувшин встречен на поселении Крутик в Белоозерье.2Подобный сосуд обнаружен в курганном захоронении веси.3 К этомувремени относятся, видимо, перстни со щитком, имеющим четыре захвата, коньковое кресало позднего типа с поселения Крутик,4 также имеющие аналогии в древностях ранних болгар первой половины Х в.5 Прототипы бронзовых коньковых кресал, привнесенные угорскими мигрантами из Приуралья на Волгу в IX в. – в первой половине Х в., в массовом порядке стали изготовляться в Волжской Булгарии. Так, только в Танкеевском могильнике, несмотря на массовое ограбление, отмечено девять таких изделий. Обломок позднего конькового кресала встречен в раннем Белоозерье.6
Скорее всего, через болгар по Великому Волжскому пути в Верхнее Поволжье и далее шли разнообразные бронзовые изделия, характерные для металлопластики угров Приуралья. К ним, в частности, относится пряжка из поселения Крутик с изображением медведя в жертвенной позе.7
Таким образом, уже в первой половине Х в. волжские болгары налаживали торговые отношения с населением Верхнего Поволжья. В сообщении Ибн-Фадлана от 922 г. говорилось, что у болгар много купцов, которые ездят в страну Вису и в земли тюрок.8 Видимо, торговля шла и вверх по Волге, хотя не исключено, что такие изделия привносили русы. Колонию последних подробно описывает тот жеИбн-Фадлан. Он сообщает, что русы жили в деревянных домах, имели пристань на берегу Волги, к которой приставали их корабли.9
К переходному от языческого к монотеистиче-скому периоду истории волжских болгар (вторая треть Х в.) относится появление на Верхней Волге нового пласта болгарских изделий. Происходящие кардинальные изменения в стране, в том числе войны с язычниками,10 возможно, вызвали миграцию части полом-ско-ломоватовского населения из Волжской Булгарии в Верхнее Поволжье. Представляющая его лепная круглодоннаякерамика с веревочно-гребенчатой и штампо-решетчатой орнаментацией достаточно широко представлена в памятниках Верхнего Поволжья.11 Судя по локализации памятников с такой посудой,12 население это двигалось по вышеуказанному речному пути через Марийское и Нижегородское Поволжье. Исследователи поселения Крутик на материале такой посуды говорят «о сильном восточном влиянии на культурубелоозерской веси».13
В Волжскую Булгарию такая керамика привнесена угорскими мигрантами из Приуралья в IX в. Она встречена во многих погребениях Танкеевского могильника.14 В верхневолжском регионе носители данной посуды – самые западные поволжские угры, видимо, были скоро ассимилированы местным населением. Об этом свидетельствуют гибридные образцы, переходные от круглодонной к плоскодонной лепной керамике.
Однако наиболее сильное взаимодействие между болгарами и населением Верхнего Поволжья происходило в измерский период, т. е. в первой половине домонгольского времени (последняя треть X-XI вв.). В это время Волжская Булгария переживает свой наивысший расцвет. Быстрыми темпами росла торговля, связанная с бурным развитием ремесла. Растущие потребности стран Востока в мехах, которые в основном осуществляли болгарские купцы, заставляла по-следних все более активно вторгаться в глубинные территории народов, преимущественно финно-угорских, северо-восточной Европы. Эта сравнительно слабо заселенная земля, площадью более чем 2 млн. км2, являлась одним из богатейших промысловыми животными регионов Евразии. Для осуществления торговой экспансии болгары интенсивно использовали речные пути. Последниедвумя огромными рукавами охватывали регион. Первый, восточный, шел на Верхнюю Каму и там по притокам переходил на Печору и притоки Северной Двины.15
Западный путь шел на Верхнюю Волгу до озера Белое или через притоки переходил на озеро Кубен-ское и через него по р. Сухоне соединялся с восточным путем на Северной Двине или ее притоках.Этот путь особенно четко маркируют находки металлических деталей поясных наборов: накладок, наконечников ремней, пряжек. В Волжской Булгарии на измерском этапе (последняя треть X-XI вв.) существовала развитая индустрия из конкурирующих между собой ремесленных школ по изготовлению таких изделий из бронзы и серебра. Только в материале главного торгового пункта на Волго-Камском пути – Измерском селище - наряду с разнообразными предметами торговли: серебряными дирхемами, западноевропейскими монетами, гирьками (свыше двухсот экз.), весами для малых взвешиваний – встречено более двухсот типов накладок поясного набора. Кожаные пояса с такими изделиями, имея блестящий вид, высоко ценились языческими соседями болгар. Для местного населения эти высококачественные ремесленные изделия являлись не только экзотикой, но выполняли также эстетические и представительные функции.
Памятники Марийского Поволжья указанного времени буквально переполнены остатками таких поясов, нередко с сохранением кожаной основы.16
В массе встречаются остатки таких поясов в могильниках Ярославского Поволжья. В. А. Мальм отмечает свыше двухсот подобных изделий различных типов. Часть из них имеет скандинавское происхождение, но большинство исследовательница связывает с Востоком, хотя и прошедшими через торговлю волжских болгар.17 Однако, несомненно, что в основном данные поделки достаточно оригинальны и характерны только для культуры болгар. Аналогичны измер-ским и предметы торговли: весы для малых взвешиваний, бочонковидныегирьки со знаками кратности и др.18 В этих же могильниках встречаются серебряные дирхемы Х в.
Как показывают материалы, значительная часть товаров болгар оседала в Белоозерье. Здесь также часто встречаются детали поясов, аналогичных измер-ским. Они отмечены на поселениях Крутик,19Минино,20 раннем Белоозере.21 Такие же поделки встречены вБерезовецком курганном могильнике Тверской области.22
В. В. Мурашева также отмечает большинство аналогий вышеуказанным накладкам поясного набора с Верхнего Поволжья в древностях Волжской Булгарии.23
Население, оставившее указанные памятники Руси, несомненно, участвовало в товарообмене с болгарами. На это указывает и расположение памятников у речных путей, проток, озер; хотя поясные наборы болгар встречены и в курганах Вологодчины (материалы А. Н.Башенкина).
Основной путь в глубину территории северо-восточной Европы с западного направления, видимо, шел по р. Сухоне.
С усилением северо-восточной Руси усиливались и ее торговые противоречия с болгарами. Инициатива противостояния исходила, скорее всего, от торговых людей Муромского и Рязанского княжеств – первых государственных образований по р. Оке. Здесь прочная княжеская власть утвердилась раньше, чем на Верхней Волге. В 1088 г. на Волге и Оке были побиты болгарские купцы. Видимо, желая наказать виновников, войско болгар захватило г. Муром и пожглоокрестные села.
В XII в. княжеская власть укрепляется и в Верхнем Поволжье.Спасаясь от христианизации, часть мери и веси уходит на восток.Этому предшествовали волнения смердов конца XI в. в Суздальской земле.
Во второй половине домонгольского периода на территорию Марийского края переселяются группы населения, предположительномерянского, из Костромского края. В древностях Поветлужьяотмечаются его характерные поделки.24 Такие поделки и даже целые могильники верхневолжских финнов отмечаются в стране болгар. О переселении этого населения сообщают и письменные источники.25
Таким образом, основой первоначального взаимодействия болгар, главным образом с финским населением Верхнего Поволжья, являлась торговля. Самые благоприятные условия для этого представлял Великий Волжский путь. Уже в раннеболгарский период, судя по находкам вещей, в том числе специфичной керамики салтовскихтрадиций, здесь, возможно, бывали болгары. Хронологически это можно относить ко времени Ибн-Фадлана, который писал, что у болгар много купцов.26 В то же время не только торговлей, но и непосредственным переселением потомков поломско-ломоватовскогонаселения из страны болгар можно объяснить появление комплексов лепной круглодонной керамики с веревочно-гребенчатойорнаментацией в Верхнем Поволжье. Датируются они в ВолжскойБулгарии от второй трети IX до второй трети Х в. Потом эта керамика исчезает, но появляется в Марийском и Верхнем Поволжье. Это был второй этап взаимодействия болгар с населением указанных областей.
На третьем этапе (последняя треть X-XI вв.) при мощном росте торгово-ремесленного потенциала Волжской Булгарии торговая экспансия болгарских купцов в Поволжье достигла предела. Об этом свидетельствуют находки металлических изделий болгар, фрагменты общеболгарской желто-красной круговой посуды и др. На четвертом этапе (вторая половина домонгольского периода) усилившаяся христианизация вызвала отток верхневолжского населения на восток. Часть его осела в землях болгар.
В основе конфронтации болгар с северо-восточной Русью во многом исходили из интересов торговли. Непосредственно на болгарские торговые корабли был направлен погром на Волге и Оке 1088 г. С целью контроля торгового потока на р. Сухоне русские построили г. Великий Устюг. Стремясь выбить их отсюда в 1218-19 гг., болгары дважды совершали на него походы.
Таким образом, волжские болгары имели до-статочно длительные, во многом основанные на торговле, контакты с населением Верхнего Поволжья. Основой такого взаимодействия являлся Великий Волжский путь.
Ссылки:
1 Мальм В. А. Культовая и бытовая посуда из ярославских могильников // Ярославское Поволжье X-XI вв. – М., 1963. – С. 49. – Рис. 28.
2 Голубева Л. А., Кочкуркина С. И. Белоозерская весь. – Петрозаводск, 1991. – С. 112. – Рис. 49.
3 Спиридонов А. М. Керамический материал из оятских курганов (по материалам раскопок А. М. Линевского) // Курганы летописной веси. – Петрозаводск, 1985. – С. 203. – Рис. 4.
4 Голубева Л. А., Кочкуркина С. И. Указ. соч. – С. 110. – Рис. 48, 4-6.
5 Казаков Е. П. Погребальный инвентарь Танкеевского могильника // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. – Казань, 1971. – С. 94-155.
6 Захаров С. Д. Древнерусский город Белоозеро. – М., 2004. – Рис. 262, 42.
7 Голубева Л. А., Кочкуркина С. И. Указ. соч. – С. 110. – Рис. 48, 3.
8 Ковалевский А. П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путе-шествии на Волгу в 921-922 гг. – Харьков, 1956. – С. 138.
9 Там же. – С. 146-147.
10 Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. – М., 1967. – Т. II. – С. 37-38.
11 Мальм В. А. Указ. соч. – С. 45. Рис. 24, 1-3; Макаров Н. А. Чашевидные сосуды средневековых памятников Волжско-Шекснинского района // КСИА, 1983. – Вып. 175. – С. 22-23; ГолубеваЛ. А., Кочкуркина С. И. Указ. соч. – С. 143. – Рис. 6.
12 Казаков Е. П. Об этнокультурных истоках круглодонной керамики средневековых памятников Волго-Камья // Проблемы средневековой археологии волжских финнов. – Йошкар-Ола, 1994. – С. 86-95.
13 Голубева Л. А., Кочкуркина С. И. Указ. соч. - С. 162.
14 Казаков Е. П. Культура ранней Волжской Болгарии. – М., 1992. – С. 109-111.
15 Казаков Е. П. Волжская Болгария и финно-угорский мир северо-востока Европы в IX-XI вв.: проблемы экономического и этнокультурного взаимодействия // Коренные этносы севера европейской части России на пороге нового тысячелетия: история, современность, перспективы. - Сыктывкар, 2000. - С. 176-177.
16 Никитина Т. Б. Марийцы в эпоху средневековья. – Йошкар-Ола, 2002. – С. 72. – Рис. 16 и др.
17 Мальм В. А. Поясные и сбруйные украшения // Ярославское Поволжье X-XI вв. – М., 1963. – С. 64-70.
18 Недошивина Н. Г. Торговый инвентарь // Ярославское Поволжье X-XI вв. – М., 1963. – С. 71-74.
19 Голубева Л. А., Кочкуркина С. И. Указ. соч. – С. 110. – Рис. 8, 10, 48.
20 Макаров Н. А., Захаров С. Д. Археологическое изучение северорусской деревни: первые итоги раскопок поселения Минино наКубенском озере // Славяне, финно-угры, скандинавы, волжские булгары. – СПб., 2000. – С. 151. – Рис. 3, 7-16.
21 Захаров С. Д. Указ. соч. – Рис. 96, 19, 42, 43, 48-50, 54, 55 и др.
22 Успенская А. В. Березовецкий курганный могильник X-XII вв. // Средневековые древности Восточной Европы. – М., 1993. – С. 116. – Рис. 22.
23 Мурашева В. В. Древнерусские ременные наборные украшения (X-XIII вв.). – М., 2000.
24 Никитина Т. Б. Марийцы в эпоху средневековья. - Йошкар-Ола, 2002. – С. 212-213.
25 Казаков Е. П. Проблемы взаимодействия волжских болгар с волго-окскими финнами в IX-XII вв. // Уваровские чтения – V. Материалы научной конференции, посвященной 1140-летию г. Мурома. – Муром, 2003. – С. 41.
26 Ковалевский А. П. Указ. соч. – С. 138.
дата обновления:
29-02-2016