поиск по сайту
Автор: 

С. М. Восович (Брест)

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ (УНИАТСКОЙ) ЦЕРКВИ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX века.

 

В начале XIX в. Греко-католическая церковь переживала кризис. К этому времени она отошла от обрядов православной церкви. В богослужении по сравнению с 1596 г. были введены изменения. Внутреннее устройство униатских храмов было похоже на устройство костелов. Пение песен и произношение проповедей в униатских церквях совершалось на польском языке. Иногда в униатских храмах можно было услышать и латинский язык. Вместо пения в некоторых церквях использовали органы. Само униатское духовенство в начале XIX в. было неоднородно. Белое духовенство, занимающее незначительное положение в Греко-католической церкви, не забывало своей связи с Греко-российской (православной) церковью и, несмотря на отделение, постоянно тянулось к ней. Черное же духовенство (базилиане), из которого были все высшие духов- ные лица в Греко-католической церкви, относилось враждебно к Греко-российской церкви и идеалом считало римско-католическое вероисповедание. Поэтому многие униаты легко переходили в католичество.

Ордену базилиан (единственному существующему в Греко-католической церкви ордену) принадлежали огромнейшие владения. Поэтому данный орден активно занимался на территории Беларуси просветительской деятельностью. Первые школы он открыл еще в XVII в. В конце XVIII – начале XIX вв. на территории Беларуси существовали различные типы учебных заведений, принадлежащие этому монашескому ордену: от начальных монастырских школ до философ-ско-теологических учебных заведений, которые готовили кадры для ордена и, в меньшей степени, – приходское духовенство и светских чиновников.

В конце XVIII – первой трети XIX вв. средние школы базилиан действовали при монастырях в Березвичах, Борунях, Бресте, Вильно, Жировичах, Лядах, Толочине и других населенных пунктах. В Антополе, Бытени, Вильно, Несвеже, Полоцке, Свержени существовали учебные заведения повышенного типа, где базилиане совершенствовали свои знания в философии, теологии, риторике.

Училища в Березвичах, Борунях, Бресте, Витебске, Жировичах, Лядах имели светский характер и готовили молодежь для гражданской службы. В них обучались дети дворян и других сословий. Реформированные на основе статута Эдукационной комиссии, они давали объем знаний, необходимый для поступления в высшие учебные заведения. Содержание и характер образования в них мало чем отличался от светских школ. Правда, преподавали в них учителя-монахи. Некоторые из этих учебных заведений отличались многочисленностью учеников. Так, в 1783 г. в Березвичской и Борунской школах обучалось по 180 учеников, в 1802 г. в Брестской школе обучалось 170 учеников, в Жировичской – 250.1

Что касается начальных школ для детей беднейших слоев населения, то базилиане не слишком были заинтересованы в их создании, т. к. родители этих детей не могли компенсировать затрат по их содержанию. Тем не менее, в конце XVIII – начале XIX вв. кобрин-ские, антопольские, тадулинские и др. базилиане, даже не имея специального фундуша, содержали на монастырском хлебе и одежде по 5 – 15 учеников из бедных семей, которых учили «христианской науке», читать и писать по-польски и по-русски, считать.

Официальные круги Российской империи в начале XIX в. поддерживали базилианский орден в просветительской деятельности. После изгнания в 1820 г. из Российской империи иезуитов именно базилиан-скомуордену было предложено заменить иезуитов в сфере образования. Однако надежды, возлагаемые царизмом на базилиан как воспитателей молодого поколения в верноподданических настроениях, не оправдались. Ученое монашество даже наоборот, противодействовало правительственным мероприятиям, направленным на полное слияние Беларуси с Российской империей. К тому же, как правило, в монастыр-ских школах мало внимания уделялось русскому языку, а, тем более, церковно-славянскому, на котором должно было совершаться богослужение в Греко-католической церкви. Поэтому в конце двадцатых годов XIX в. начинается политика вытеснения базилиан из сферы народного образования.

Императорским указом 1828 г. было решено закрыть постепенно базилианские училища. В 1828 – 1836 гг. закрываются Березвичский, Борунский, Жировичский, Ляданский, Толочинский и др. монастыри, а их учебные заведения преобразуются в духовные учебные заведения, предназначенные для подготовки священно- и церковнослужителей греко-католической церкви.

Просветительская деятельность базилиан имела большое значение для Беларуси. В базилианских учебных заведениях работал ряд известных в свое время педагогов, которые подготовили немало выдающихся церковных, культурных, общественно-политических деятелей, ученых и писателей Беларуси.

Однако базилиане заботились, как правило, об образовании своих монахов. Специальных школ для подготовки белого униатского духовенства они не создали. Поэтому в начале XIX в. большинство белого духовенства Греко-католической церкви не имело должного образования. В начале XIX в. на территории Беларуси создаются учебные заведения для детей белого униатского духовенства.

Создателем первого такого учебного заведения, предназначенного для подготовки «ревнителей греко-российского богослужения», был полоцкий униатский архиепископ Ираклий Лисовский. 20 апреля 1806 г. он подал через обер-прокурора Св. Синода, князя А. Голицына, свое представление императору Александру I с ходатайством об учреждении епархиальной семинарии в г. Полоцке для детей белого униатского духовенства.2 16 декабря 1806 г. Александр I издал указ об учреждении духовной семинарии в Полоцке.3 Перед изданием данного указа у архиепископа Ираклия Лисовского предварительно было взято согласие на то, что семинария в г. Полоцке будет находится в зависимости от Главной семинарии при Виленском университете и будет с ней согласовывать свои действия и мероприятия в учебно-воспитательном процессе.

По указу 16 декабря 1806 г. семинария должна была находиться при полоцком Софийском соборе, который был сделан кафедральным. Кроме семинарии, в соборных зданиях должны были размещаться соборный штат и консистория. Однако выполнить точно указ не удалось. Семинария первоначально была открыта не в г. Полоцке, а в архиерейском имении Струнь, находящемся в шести верстах от города, т. к. здания при Полоцком Софийском соборе в то время были заняты военным госпиталем.

Некоторые ученые предполагают, что занятия в данной семинарии начались со второй половины февраля 1807 г. К открытию семинарии было собрано пятнадцать мальчиков. Число учеников увеличилось после приезда митрополита Ираклия Лисовского шестью мальчиками из архиерейского хора. Первыми учителями были лица из белого униатского духовенства: Венедикт Родзевич, Иеремий и Кондрат Мальчевские. О преподавании и состоянии учебного процесса в первые годы существования семинарии у нас нет точных сведений. Известно только, что ни греческий, ни церковно-славянский языки не входили в программу преподавания. По мнению Д. И. Довгяло, данная семинария по структуре была подобна училищу при Толочинском базилианском монастыре. После окончания семинарии выпускники для окончательного завершения образования поступали в полоцкую иезуитскую Академию. Называлась данная семинария «Белорусской».

В 1808 г. семинария из имения Струнь была перенесена в здания Софийского собора г. Полоцка. В 1812 г. семинария в г. Полоцке была разорена французами, как и имение Струнь. Поэтому архиепископ Иоанн Красовский перенес семинарию и все учреждения кафедры в имение Судиловичи Лепельского уезда. В 1820 г. последовало секретное предписание архиепископу Красовскому перенести семинарию и консисторию в г. Полоцк.

Содержалась семинария на средства денежных сумм и имений в соответствии с указом 16 декабря 1806 г. На содержание Белорусской семинарии и полоцкого кафедрального собора с его штатом был отдан фундушбывшего полоцкого базилианского монастыря со всеми капиталами. В фундуш семинарии входили следующие фольварки: Гутово, Дзвоня, Мягель, Новый двор, Судиловичи, Черсвят в Лепельском уезде и Островляны в Полоцком уезде. Впоследствии содержание семинарии было увеличено. В 1830 г. Николай I пожаловал на содержание Белорусской семинарии и планируемой духовной Академии 28 000 рублей, которые ежегодно выделялись из сумм Государственного казначейства, собираемых с бывших иезуитских имений на ликвидируемое в 1830 г. высшее пиярское училище.4

В начале 1823-1824 учебного года произошло преобразование Белорусской семинарии. Прежнее учебное заведение было преобразовано в собственно «семинарию» и низшее при ней училище. Сама семинария была разделена на два отделения – высшее и низшее, а училище стало состоять из трех классов. В 1823 г. в Белорусской семинарии были введены новые кафедры: Св. Писания; богословия (догматиче-ского, нравственного); географии; истории (всеобщей, русской, церковной, естественной); проповеднического красноречия; логики; поэзии; канонического права; химии; языков (греческого, еврейского, латинского, польского, русского). В 1823 г. было добавлено пастырское богословие и химия заменена минералогией. В целом в семинарский курс в данный период входило до двадцати восьми учебных предметов, которые распределялись между девятью – десятью преподавателями.5

Если архиепископы Ираклий Лисовский и Иоанн Красовский, являющиеся противниками окатоличевания Греко-католической церкви, проводили в Белорусской семинарии мероприятия, направленные на поддержание чистоты униатского исповедания, то их приемник епископ Иаков Матусевич до самой своей смерти в 1833 г., наоборот, поддерживал ее окатоличевание. Большинство профессоров Белорусской семинарии, работавших в то время, также поддерживало окатоличевание Греко-католической церкви. Все воспитанники до 1834 г. были одеты в одежду польского покроя. До 1834 г. языком преподавания в Белорусской семинарии был польский язык. Семинаристы называли себя «поляками», а русских и православных «москалями и схизматиками». По замечанию православного епископа Полоцкого и Витебского Смарагда, в то время в «воспитанниках семинарии была сильна развита не расположенность ко всему русскому и православному».6 Однако ситуация в Белорусской семинарии стала меняться в тридцатые годы XIX в.

После ревизии Белорусской семинарии епископом Иосифом Семашко в 1830 г. семинария в экономическом отношении была изъята из ведения епархиального архиерея. С этого времени правление семинарии стало само распоряжаться доходами с фундушевых семинарских имений. В том же году по требованию Иосифа Семашко латинские учебники были заменены на российские. После очередной ревизии епископом Иосифом Семашко в 1833 г. в данном учебном заведении были проведены следующие мероприятия: 1) упразднялось преподавание польско- го языка; 2) читанные мши были заменены литургиями; 3) проповеди стали проводиться на русском языке; 4) была изменена одежда воспитанников.

Вообще деятельность Иосифа Семашко оказала огромнейшее влияние на развитие униатских учебных заведений. 5 ноября 1827 г. Иосиф Семашко (тогда работал асессором униатского департамента) написал записку о положении униатской церкви, где сделал вывод о том, что в то время уже не имелось никаких препятствий для перехода униатов в православие. Данная записка была положительно встречена правительственными кругами. В конце 1827 г. был составлен проект присоединения униатов к православию. В подготовке данного проекта также принимал участие Иосиф Семашко. Проект предусматривал открытие новых учебных заведений в традициях православной веры.

22 апреля 1828 г. император Николай I издал указ Св. Синоду об устройстве правления Греко-униатской церкви (в Российской империи Греко-католическая церковь официально называлась Греко-униатской). Третий, пятый, шестой пункты данного указа пред- усматривали: 1) открытие в Жировичах семинарии и низшего духовного училища; 2) учреждение в Полоцке духовной Академии с низшем училищем; 3) организацию низших духовных училищ при базилианских монастырях, имеющих необходимые для этого фундуши.

В соответствии с данным указом 7 октября 1828 г. в Жировичах была открыта семинария.7 Она называлась Литовской. На содержание Литовской семинарии в Жировичах с уездным при ней училищем и на содержание жировичского собора с духовенством назначен был первоначально фундуш упразд-ненного жировичского базилианского монастыря со всеми принадлежащими ему капиталами. Этот фундуш составляли: 1) м. Жировичи с фольварком; 2) д. Стайки; 3) д. Боровики; 4) имение Була; 5) Боцкевичи. После упразднения Виленской греко-униатской епархии в 1829 г. на содержание Литовской семинарии с училищем были отданы следующие имения: Быцкевичи, Вака, Митрополия, Моча, Новогруд-ская Юриздика, Рута, Шешольки.8 Для управления всеми фундушевыми имениями, отданными на содержание данных духовных учебных заведений, в соответствии с утвержденным императором 5 января 1829 г. мнением Государственного Совета, была создана временная администрационная комиссия в Жировичах, в состав которой вошел и ректор Литовской семинарии протоиерей А. Зубко. Данная комиссия обязана была из доходов подведомственных имений поставлять все необходимое на содержание учеников семинарии и училища и выплачивать учителям жалование. В1834 г. по предписанию Греко-униатской коллегии жировичская администрационная комиссия все имения и капиталы, находящиеся в ее управлении и предназначенные на содержание Литовской семинарии, передала в ведение данной семинарии. С этого времени заведование и управление имениями, капиталами, пожалованными на содержание семинарии, было возложено на семинарское правление.

Помимо жировичской семинарии в конце двадцатых – тридцатые годы XIX в. были открыты уездные и приходские униатские духовные училища. Так, в 1828 г. было открыто жировичское уездное духовное учебное заведение, а в 1830 г. жировичское приходское духовное училище. Последнее было создано для подготовки детей к поступлению в уездное духовное училище. В 1830 г. были открыты кобринские уездное и приходское духовные училища, в 1832 г. – борунские, в 1833 г. – супрасльские, в 1834 г. – мелецкие, лядан-ские, в 1837 г. – божинское приходские училища.

Число учеников в униатских учебных заведениях с каждым годом постоянно увеличивалось. Этому процессу содействовал указ Николая I (1835), запрещающий детям униатского духовенства обучаться в светских училищах. Так, если в Литовской семинарии в 1828 г. был 21 ученик, в 1832 – 62, то в 1838 г. – 302. Подобный рост количества учащихся наблюдался и в училищах, находящихся в подчинении правления Литовской духовной семинарии.

Все ученики в униатских духовных учебных заведениях в зависимости от содержания делились на казеннокоштных и своекоштных. На полное казенное содержание принимались только дети бедных священно- и церковнослужителей. Дети, не принадлежащие к духовному сословию, на казенное содержание не принимались.

В первые годы существования Литовской семинарии некоторые учебные дисциплины преподавались на польском и латинском языках. Но через несколько лет после открытия учителя уже вели занятия на русском языке. Семинарское правление Литовской семинарии заботилось также об успешном изучении русского языка и учениками подведомственных ему училищ.

Что касается греко-католической Академии, то ее решено было не открывать по причине отсутствия средств, помещений, учащихся и необходимого количества профессоров. Ее функции до 1833 г. выполняла Главная семинария при Виленском университете, открытая в 1803 г. В ней получали высшее духовное образование молодые люди греко-католического исповедания как белого, так и монашествующего духовенства. Данная семинария содержалась на сборы с греко-католических и римско-католических монастырей. Она готовила наиболее талантливых выпускников епархиальных семинарий на высшие должности в Греко-католической церкви. Рассчитана была семинария на пятьдесят клириков, которые обеспечивались жильем, одеждой и питанием. Обучение в Главной семинарии продолжалось четыре года. Воспитанники изучали Св. Писание, богословие, церковную историю и право, церковные обряды, законы, пение и такие светские науки, как физику, химию, математику, гигиену, право, политэкономию, логику, рисование, архитектуру и др. Воспитанники Главной семинарии изучали также и ряд языков: польский, латинский, французский или немецкий, русский и, по желанию, еврейский. Главная Виленская семинария была закрыта в 1833 г.

После закрытия в 1833 г. Главной семинарии – единственного высшего униатского учебного заведения, в униатской церкви прекратилась подготовка молодых людей с высшим образованием. Поэтому Греко-униатская коллегия исходатайствовала у Св. Синода разрешение на отправку из каждого выпуска семинарий несколько юношей в Санкт-Петербургскую православную духовную Академию. Отправляя своих лучших выпускников семинарий в Санкт-Петербург, Греко-униатская коллегия надеялась и на то, что эти выпускники основательно изучат там русский язык и русскую словесность и поэтому впоследствии не будет необходимости назначать в униатские учебные заведения учителей из других ведомств.

Вновь открытые униатские духовные учебные заведения руководствовались в своей деятельности уставами православных учебных заведений 1814 г., за исключением некоторых изменений: 1) обязанности, возлагаемые этими уставами на Комиссию духовных училищ, были переданы Греко-униатской коллегии; 2) обязанности академического правления в отношении семинарий также были возложены на Греко-униатскую коллегию; 3) до составления специальных учебных книг для униатских духовных учебных заведений коллегия получила права назначить в качестве учебников книги, используемые в Главной Виленской семинарии и других училищах Российской империи, которые соответствовали назначению духовных училищ униатского исповедания.

Семинарии со средним курсом образования, в соответствии с уставом 1814 г., предназначались для подготовки воспитанников в академии или к службе в приходах (при необходимости – к учебе в медицинских академиях). Полный шестилетний курс семинарий состоял из трех двухгодичных классов: словесных наук (в котором изучалась дополнительно всеобщая история); философских наук (математика и физика); богословских наук (церковная история). Уездные училища давали низшее образование и готовили учеников в семинарии. Они имели два отделения: высшее и низшее. Курс обучения в каждом отделении продолжался два года. Приходские училища в течение двух лет готовили учеников в уездные училища.

После подавления восстания в Польше в 1830 – 1831 гг. царизм стал активно проводить мероприятия, направленные на сближение и последующее объединение Греко-католической церкви с Православной. Эта политика затронула и духовные учебные заведения Греко-католической церкви. В 1833 г. в Литовской семинарии были отменены мши и заменены литургиями. В 1834 г. Иосиф Семашко предложил Белорусской семинарии прекратить преподавание польского языка и словесности и ввести русский язык для проведения проповедей в кафедральном соборе г. Полоцка. Читанные мши также были заменены торжественными литургиями.

В 1836 г. униатские духовные учебные заведения перешли в ведение Комиссии духовных училищ. Поэтому в состав Комиссии были включены по делам униатских училищ митрополит Иосафат Булгак и Литовский епископ Иосиф Семашко. Подчинение униатских учебных заведений Комиссии духовных училищ свидетельствовало об огромнейшем сходстве униат-ских училищ и семинарий с православными духовно-учебными заведениями.

С целью улучшения материального положения униатских духовно-учебных заведений Комиссия духовных училищ исходатайствовала 14 апреля 1838 г. у Николая I разрешение на уравнивание штатных окладов ректора и наставников Белорусской и Литовской семинарий, учителей двух уездных училищ, находящихся при этих семинариях, с окладами Минской православной семинарии и находящихся при ней низших училищ.

Что касается остальных униатских низших училищ, находящихся при монастырях и содержащихся на средства их фундушей, то Греко-униатская коллегия получила право назначать добавочное жалование тем наставникам, которые проявляли успехи в работе. Причем, жалование этим учителям согласовывалось с окладами учителей православных уездных училищ, находящихся с ними в одних и тех же епархиях. Прибавляя отдельным учителям дополнительное жалование, коллегия была обязана каждый раз получать разрешение у Комиссии духовных училищ. Все расходы, связанные с повышением жалования учителям униатских духовных учебных заведений, покрывались за счет 28 000 рублей, ежегодно ассигнуемых из казны на учреждение в г. Полоцке Академии и улучшение содержания Белорусской семинарии. В результате ежегодно с 1838 г. до 1845 г. на увеличение жалования преподавателям в Литовскую семинарию из Полоцкой высылалось 1578 руб. 57 коп.

17 декабря 1838 г. Николай I утвердил постановление Комиссии духовных училищ о переводе учеников-уроженцев Полоцкой православной епархии из Могилевской православной семинарии в соответствующие классы Белорусской униатской семинарии. Причем, на содержание этих воспитанников для Белорусской семинарии дополнительно назначалось тридцать окладов по двести рублей каждый. В то же время император Николай I разрешил выпускникам униат-ских уездных училищ обучаться в Могилевской, Минской и Волынской православных семинариях на средства капиталов Комиссии духовных училищ. Для этих целей Комиссия выделяла с 1 сентября 1839 г. в Могилевскую семинарию дополнительно пятнадцать окладов, в Минскую – двадцать пять, в Волынскую – десять. Но, т. к. в униатских училищах в 1839 г. курс обучения не заканчивался к наступающему учебному году, то Комиссия духовных училищ разрешила перевести в указанные православные семинарии учеников, поступивших в предшествующем учебном году в Литовскую и Белорусскую семинарии, которым было бы полезно проучиться в низшем отделении православных семинарий вместо двух три года. В Мин-скую семинарию было решено отослать на казенное содержание тринадцать человек из Белорусской семинарии и двенадцать из Литовской. В Волынскую православную семинарию (г. Кременец) было выслано девятнадцать учеников из Литовской семинарии.

После ликвидации Греко-униатской церкви в 1839 г. униатские духовные учебные заведения стали юридически православными. В 1839 г. произошло уравнивание бывших униатских учебных заведений с православными в учебно-воспитательном процессе. В 1839 г. Литовская и Белорусская семинарии с подведомственными им училищами были уравнены в курсах с духовными учебными заведениями Санкт-Петербургского и Киевского учебных округов, т. к. курсы бывших униатских учебных заведений не совпадали с курсами Санкт-Петербургского и Киевского духовно-учебных округов. В результате к концу тридцатых годов XIX в. униатские учебные заведения полностью сравнялись с православными училищами и семинариями в учебно-воспитательном отношении.

Ликвидация униатской церкви привела к установлению новых границ православных епархий в белорусско-литовских губерниях. По-новому были распределены мужские духовные училища между семинариями.Так, бывшие униатские училища, находящиеся в пределах Минской губернии (ляданские, березвичские уездные и приходские училища, божинское приходское) были подчинены Минской православной духовной семинарии. Литовской духовной семинарии стали подчиняться борунские, жирович-ские, кобринские, супрасльские училища; Белорусской семинарии – вербиловские, витебские, полоцкие училища. С этого времени духовные учебные заведения предна­значались для воспитания детей, прежде всего, местного духовенства. Иноепархиальные ученики духовных учебных заведений переводились в школы своих епархий по месту жительства.

31 июля 1840 г. Св. Синод издал указ о переименовании «Белорусской Греко-униатской семинарии» в «Полоцкую духовную семинарию». 9

С целью улучшения материального положения православных учебных заведений в 1840 г. капиталы духовных учебных заведений, находящиеся в кредитных учреждениях, были переведены на серебряные деньги.

25 декабря 1841 г. Николай I издал указ о передаче в ведомство Министерства государственных имуществ имений, ранее предназначенных на содержание православного духовенства. Взамен доходов, получаемых с этих имений, из Главного Государственного Казначейства выделялось 29 269 руб. на духовно-учебные заведения. В результате бывшие униатские семинарии и училища, до 1842 г. содержащиеся в основном на средствафундушей и мона­стырей, с 1842 г. стали содержаться полностью на средства духовно-учебного ведомства (за исключением божинского духовного училища).

14 августа 1843 г. Николай I утвердил положения Св. Синода о подчинении Литовской и Полоцкой семинарий с подведомственными им уездными и приходскими училищами Санкт-Петербургской духовной Академии.

В тридцатых годах XIX в. Греко-католической церкви, помимо низших и средних духовных учебных заведений, принадлежали и дьячковские училища. Поводом для их создания послужило постановление собора униатских иерархов 7 февраля 1834 г. о восстановлении в униатских церквах богослужения греко-восточной церкви. По причине полной непригодности наличных дьячков возникла острая потребность в подготовленных причетниках. К тому же большинство церквей Литовской епархии вообще не имели церковнослужителей. Поэтому с целью подготовки причетников 5 декабря 1838 г. были открыты дьячков-ские училища при Полоцкой семинарии, при Литов-ской семинарии – в 1834 г. Подобные училища были организованы в Полоцкой епархии еще при монастырях: Березвичском на двенадцать человек, Вербилов-ском – на восемь, Оршанском – на восемь, которые содержались данными монастырями; в Литовской епархии – при Тороканском монастыре, которое существовало в сороковых – начале пятидесятых годов XIX в. И, если училище при Литовской семинарии первоначально было соединено с приходским, то при Полоцкой семинарии оно имело самостоятельный училищный устав. Курс обучения в дьячковском училище при Литовской семинарии был годичным, но для лучшей подготовки учащихся мог быть продолжен и до двух лет. В данном училище обучали русскому и церковно-славянскому чтению, церковному пению и уставу, основам катехизиса, священной истории и арифметике. За несколько лет оно смогло подготовить более двухсот дьячков. Дьячковские училища при Литовской и полоцкой семинариях существовали и в начале сороковых годов XIX в.

Таким образом, в конце двадцатых – тридцатых годах XIX в. на территории Беларуси были созданы униатские учебные заведения для детей белого греко-католического духовенства. На протяжении второй половины 30-х гг. XIX в. – 1843 г. произошло их полное уравнивание с православными духовными учебными заведениями в учебно-воспитательном, экономиче-ском и административном отношениях.

Униатские духовные учебные заведения оказали большое влияние на развитие культуры Беларуси в первой половине XIX в. Большинство выпускников униатских семинарий шло работать в духовное ведомство: становились священниками, чиновниками консисторий или преподавателями духовных учебных заведений. Благодаря этому в начале XIX в. значительно повысился, по сравнению с концом XVIII в., образовательный ценз священно- и церковнослужителей. Некоторые из выпускников и преподавателей униатских духовных семинарий дослуживались до руководителей духовных училищ, семинарий и даже епархий. Так, первый ректор Литовской семинарии Антоний Зубко впоследствии стал Брестским епископом, викарием Литовской епархии, а в 1840 – 1848 гг. – Минским архиепископом. Инспектор Литовской семинарии иеромонах ИгнатийЖелезовский также стал епископом Брестским, викарием Литовской епархии. Бывший инспектор Литовской семинарии Михаил Голубович возглавлял с 1839 г. Пинскую епархию, затем был Брестским епископом, викарием Литовской епархии, с 1848 – 1868 гг. – Минским епископом. Преподаватель Литовской семинарии П. Доброхотов позднее стал ректором Полоцкой семинарии и епископом Вологод-ским, Псковским, Олонецкими Петрозаводским.

Несмотря на то, что униатские учебные заведения были созданы, прежде всего, для подготовки образованных пастырей греко-католической церкви, они не стали узкосословными заведениями. Так, в 1838 г. в духовно-учебных заведениях Литовской епархии обучалось до семидесяти человек недуховного сословия.

В первой половине XIX в. в России ощущалась острая потребность в высококвалифицированных специалистах в области просвещения, медицины, промышленности, транспорта, гуманитарных и естественных наук. Поэтому некоторые выпускники и преподаватели униатских учебных заведений работали в светских ведомствах. Чаще всего выпускников и преподавателей униатских учебных заведений можно было встретить среди работников народного образования. Так, инспектор Литовской семинарии Карл Вронский впоследствии стал смотрителем дворянского училища в г. Бобруйске.

Некоторые выпускники и преподаватели униатских учебных заведений занимались литературной деятельностью. Бывший воспитанник Литовской семинарии К. А. Говорский стал редактором и издателем журнала «Вестник Западной России». Доброхотов в начале сороковых годов XIX в. печатал научные статьи по церковной истории Северо-Западной России в «Христианском чтении». Профессор догматического богословия, Св. Писания, латинского языка и польской словесности в Литовской семинарии протоиерей Плакид Гаврилович Янковский стал известным писателем в польской литературе под псевдонимом John of Dycalp. Он написал около двадцати сочинений беллетристического содержания; печатал свои статьи в «Литовских епархиальных ведомостях».

Некоторые выпускники и преподаватели униатских семинарий и училищ оказали влияние на развитие этнографии, археологии, археографии, языкознания. Так, К. А. Говорский провел раскопки курганов около г. Полоцка, впервые охарактеризовал их структуру, определил время их возникновения. К. И. Брэн, работавший в конце 1820-х гг. в Литовской семинарии, написал работу «Местное этнографическое описание Бельского уезда Гродненской губернии», где описал материальную и духовную культуру белорусского населения на территории Подляшья. Н. И. Горбачевский, бывший преподаватель Литовской духовной семинарии, с 1864 г. занимался разбором, изучением и публикацией деловой документации Великого княжества Литовского. В историю восточнославянского языко-знания Н. И. Горбачевский вошел как автор лексико-графического исследования «Словарь древнего актового языка Северо-западного края и Царства Польского», в котором было дано объяснение примерно четырехсот белорусских и более пяти тысяч латино-польских юридических терминов, употреблявшихся в старобелорусской деловой письменности XIV – XVII вв. Фактически это был первый в истории белорусского языкознания историко-терминологический словарь, сыгравший важную роль в разработке принципов лексикографии и в практическом изучении языка старой письменности. Н. И. Горбачевский также составил «Краткие таблицы, необходимые для истории, хронологии, вообще всякого рода археологических исследований» и «Каталог к древним актовым книгам». И. А. Касович, преподаватель Литовской семинарии, вместе со своим братом К. А. Касовичем составил «Греческо-русский словарь», который Академией наук был отмечен Демидовской премией.

Таким образом, в первой половине XIX в. Греко-католической церкви на территории Беларуси принадлежало две группы учебных заведений: 1) школы, существующие при монастырях базилианского ордена; 2) униатские духовные учебные заведения, которые готовили белое духовенство. Так как базилиане активно поддерживали окатоличевание Греко-католической церкви, то царизм в конце двадцатых – тридцатых годах XIX в. закрывает базилианские учебные заведения. В то же время царское правительство создает широкую сеть униатских учебных заведений, где готовили «ревнителей греко-российского богослужения». В данных учебных заведениях воспитывались священно- и церковнослужители, которые были впо-следствии активными сторонниками присоединения Греко-католической церкви к Православной и активно участвовали в укреплении русской культуры среди местного населения. На протяжении второй половины тридцатых годов XIX в. – 1843 г. произошло полное уравнивание униатских учебных заведений с православными духовными училищами и семинариями в учебно-воспитательном, экономическом и админи-стративном отношениях.

Неоднозначна роль и униатских учебных заведений в первой половине XIX в. в развитии белорусской культуры. Белорусско-литовские униатские духовные училища и семинарии использовались правительством для укрепления русской культуры среди местного населения. Приходские священники, бывшие воспитанники униатских семинарий и училищ, принимавшие во второй половине XIX в. активное участие в сборе исторических, этнографических, археологических и археографических материалов, содействовали накоплению сведений о Беларуси, ее народе. Отдельные преподаватели и выпускники белорусско-литовских униатских семинарий, занимавшиеся этно-графическими, историческими, филологическими исследо­ваниями, объективно содействовали, часто не осознавая этого, развитию национальной культуры Беларуси, приобщению к ней широких слоев населения.

 

Ссылки:

1 Марозава С. В. Уніяцкая царква ў этнакультурным развіцці Беларусі (1596 – 1839 гады). – Гродна, 2001. – С. 99.

2 Довгяло Д. И. Витебская духовная семинария (1806 – 1906): Заметки и воспоминания. – Витебск, 1907. – С. 5.

3 Материал для истории Витебской духовной семинарии // Полоцкие епархиальные ведомости. – 1884. – № 21 (неоф.). – С. 692 – 697.

4 Богородский Н. Н. Историческая записка о состоянии Витебской духовной семинарии за минувшее столетие ее существования (с февраля 1807 года по февраль 1907 года) // Полоцкие епархиальные ведомости. – 1907. – № 6 (неоф.). – С. 222.

5Довгяло Д. И. Указ. соч. – С. 15.

6 Шавельский Г. Из былого alma mater. Белорусская (Полотская) греко-унитская семинария в 1833-34 гг., перед воссоединением униатов. – Витебск, 1906. – С. 13.

7 Извеков Н. Д. История Литовской духовной семинарии. – Вильно, 1892. – С. 20.

8 Юркевич И. И. Исторический очерк Литовской духовной семинарии // Литовские епархиальные ведомости. – 1866. – № 17 (неоф.). – С. 703 – 707.

9 РГАДА. – Ф. 802. – Оп. 1. – Д. 1011. – Л. 2.

дата обновления: 02-03-2016