поиск по сайту
Автор: 

А. Г. Мельник (Ростов)

 

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ РОСТОВА ВЕЛИКОГО1

 

Ростовская приходская церковь Рождества Богородицы, что на Горицах, по воспоминаниям старожилов, была снесена в середине XX в. Храм имел большое градостроительное значение, т. к. стоял на небольшомвсхолмлении (горицах), у перекрестка двух важнейших коммуникаций Ростова - улиц Московской (ныне Ленинская) и Рождественской (ныне Москов-ская).2 В справочных и популярных изданиях XIX - начала XX вв. он датировался 1795 г.3 В 1893 г. В. Талицкий посвятил данной церкви небольшую книгу. В ней особое внимание уделено истории предшествовавших ей деревянных храмов. В частности, по документам определено, что приход церкви существовал уже в царствование Ивана Грозного (1533-1584), установлено также, что грамота на постройку интересующей нас каменной церкви была подписана 17 октября 1792 г., а освящение главного ее алтаря состоялось 30 октября 1799 г. Кроме того, автор кратко описал внутренний и наружный облик храма и обрисовал в общих чертах его историю в XIX в.4 Однако в архитектурно-художественном отношении Рождественская церковь осталась неизученной. Да и история ее строительства по имеющимся архивным документам может быть частично уточнена и представлена с большей подробностью. Это, в свою очередь, позволит отчетливей представить те порядки и причины, которые определяли характер церковного строительства в Ростове конца XVIII в.

В первый раз прихожане деревянной церкви Рождества Богородицы, что на Горицах, обратились к епархиальному начальству с просьбой о строительстве взамен ее каменного одноименного храма 7 октября 1788 г.5 Однако тогда по каким-то неизвестным причинам такое разрешение дано не было.

Вторично к Арсению, архиепископу Ярослав-скому и Ростовскому, подобную же просьбу прихожане Рождественской церкви направили 1 июля 1791 г.6 На это последовала резолюция архиепископа от 5 июля 1791 г.: «Ежели никакого законнаго препятствия не окажется и по тому предложить храмоздательную грамоту, а по какому плану и фасаду оную церковь строить сие отдается на общее прихожан согласие».7 Вместе с тем ростовскому благочинному, протоиерею соборной церкви Иоанну, было указано «учинить ему выправку, что нет ли к построению во оном приходе вновь церкви какого законнаго препятствия, тако ж положена ль быть оная церковь на плане высочайше конфирмованном городу Ростову и есть ли в заготовлении принадлежащия к строению той церкви материалы, и сколько в наличии имеется церковной суммы».8 Проведению вовремя указанной «выправки», т. е. проверки, помешала смерть протоиерея Иоанна.9Поэтому, на этот раз уже в январе 1792 г., прихожане Рождественской церкви просили церковное начальство осуществить упомянутую «выправку».10 Ее выполнил новый протоиерей ростовского Успенского собора Гавриил, о чем и рапортовал 19 апреля 1792 г. Ростовской духовной консистории, а та, в свою очередь, 12 мая того же года направила архиепископу Арсению «Покорнейшее представление»,11 в котором, в частности, говорилось, что «им протоиереем по тому посланному к нему указу надлежащая выправка учинена и по той сказалось. На требование деево ростовской городничей письменно ему дал знать, что в высочайше конфирмованном городу Ростову плане Рождества пресвятыя Богородицы деревянная церковь состоит, а построение вместо деревянной вновь каменной по плану и фасаду зависит от главнаго начальства. Тоя де Рождественской церкви священноцерковно-служители и приходские люди письменно ж показали, что в приготовлении подлежащаго к строению той церкви материала не приготовлено за тем, что не известны они будет ли позволено строить новую каменную церковь, и по тому точию бутоваго камня накуплено довольное число. Кирпич делается на заводах в их приходе приходскими людми, почему и могут оные для новой церкви потребное число доставить. Суммы церковной ныне на лицо состоит пятьсот рублей. Когда же позволено будет оную каменную церковь строить, то ониприходския люди обязуются все со общаго согласия всем нужным для строения снабдить и удовольствовать. По свидетельству же ево протоиерея оказалось: бутовой камень есть, сумма пятьсот рублей налицо».12

Далее в том же документе приводится перечень «обстоятельств» или условий, без соблюдения которых невозможно было в то время строительство храма: полагалось иметь в приходе не менее двадцати дворов, а в церкви - установленное количество утвари, священнических облачений и богослужебных книг. Рассмотрев все эти «обстоятельства» применительно к Рождественской церкви, консистория пришла к выводу, «что к построению в предписанном Горицком приходе вновь каменной церкви, и к даче на строение оной храмоздательной грамоты, консистория из вышеписанных обстоятельств препятствия не находит: ибо нынешняя того приходу деревянная церковь (как благочинный с уведомления городничего репортует) состоит в плане, а так же по ревизии и разбору в комплекте, и приходскими дворами, а равно ризницею и прочею церковноюутварию достаточна, и наличной денежной суммы имеет пятьсот рублей, то по содержанию вашего преосвященства резолюции на готовленную о заложении и строении во оном приходе вместо деревянной вновь каменной церкви грамоту консистория, как и все вышеписанное представляет во благорассмотрение вашего преосвященства».13

Грамота на строительство Рождественской церкви была подписана архиепископом Арсением 17 октября 1792 г.14 В ней, в частности, говорилось следующее: «Дана сия наша храмоздательная граммота рукою нашею подписанная и печатью утвержденная (которую отдать той церкви священноцерковнослужителям и церковному старосте велеть хранить в церковной тоя Рождественской церкви ризнице во всякой целости) в Ярославском нашем архиерейском доме».15

Как видим, чтобы построить новую каменную церковь в Ростове конца XVIII в., требовалось соблюсти целый ряд условий. Необходимо было, чтобы она фигурировала на высочайше конфирмованном плане города (имелся в виду подписанный императрицей Екатериной II в 1779 г. проект регулярного плана Ростова), чтобы в приходе существовало требуемое количество дворов, чтобы церковь обладала установленным количеством утвари, книг и облачений, чтобы у прихожан имелась в наличии достаточная денежная сумма для строительства.

Всем этим требованиям вполне отвечали и названный приход, и Рождественский храм. Казалось бы, ничто не мешало начать строить новую одноименную каменную церковь вскоре после 17 октября 1792 г. Однако выяснилось, что 27 февраля 1794 г. прихожане данной церкви обратились к церковному начальству с просьбой выдать им ее план и чертеж, т. е. архитектурный проект.16 Значит, возведение храма к этому времени так и не началось.

В ответ на данную просьбу в Ростовской духовной консистории 7 марта 1794 г. был составлен указ, в котором значилось, что присланные «из Ярославскаго наместническаго правления на строение города Ростова в Рождественском, что на Горицах приходе вновь каменной церкви подлинные план и чертеж для отдачи тоя церкви священноцерковнослужителям и приходским людям отослать в духовное правление ростовское».17 11 марта 1794 г. данные план и чертеж поступили в это последнее учреждение.18 А 13 марта того же года они были вручены «церкви Рождества пресвятыя Богородицы священнику Иоанну и церковному старосте ростовскому купцу Михаилу Иванову Хомякову».19

Вот только после этого и могло начаться строительство Рождественского храма. К сожалению, сам ход данного строительства дошедшими до нас источниками не отражен. Тем не менее, уверенно можно предположить, что оно началось весной или летом того же 1794 г. Во всяком случае, к концу лета 1795 г. большая часть основных строительных работ была завершена. Об этом говорит то, что 28 августа 1795 г. в Ростовской духовной консистории был составлен указ, согласно которому «города Ростова церкви Рождества пресвятыя Богородицы, что на Горицах священник Иван Иванов и церковной староста ростовской купец Иван Сергеев сын Попов прошением просили, о поставлении в новопостроенной у них при настоящей церкве придел вынесенный из прежней сгоревшей их деревянной церкви иконостаса и святых икон и потом о освящении онаго придела во именование святаго страстотерпца Иоанна Войственника и святые великомученицы Екатерины на новом святом антиминсе. И как его преосвященство резолюциею своею по тому по прошению исполнит именем Господним благословил; то в следствие сего здешняя консистория приказали: к вам благочинному послав сей указ велеть... означенный иконостас и иконы святые в помянутой новопостроенной придел поставить в него оные порядочно, и потом оной придел освидетельствовал, в значущиеся именовании вам, благочинному по надлежащему церковному чинопоследованию освятить».20 В храмовый праздник, 8 сентября 1795 г., этот придел был освящен.21 Освящение же престола главного храма произошло лишь 30 октября 1799 г.22 Как видим, между окончанием оформления придельной церкви и этим последним событием прошло более четырех лет. Надо полагать, столь значительное время было затрачено на завершение строительства, внутренней отделки и создание иконостаса главного Рождественского храма.

Проследим, насколько это возможно, последующую историю храма. По сообщению В. Талицкого, первоначально он был крыт тесом; около 1812-1816 гг. устроили крышу железную; в 1818 г. глава была переделана и выкрашена вновь с кровлею; около того же времени устроили новый иконостас в теплой церкви; иконы, киоты и печь.23

До нас дошла опись Рождественской церкви на Горицах, зафиксировавшая ее состояние в 1823 г. (далее - Опись 1823 г.). Согласно этому источнику, «означенная Горицкая церковь состоит вся каменная воименование Рождества пресвятыя Богородицы, одноэтажная, четверостенная с одним кумполом, одноглавная с приделом по северную сторону во имя святаго великомученика Иоанна Воинственника и святыявеликомученицы Екатерины. Пространство ея: 1-е, во святом олтаре от горняго места до царских врат семь аршин, в ширину шесть аршин, в вышину шесть аршин с половиною. 2-е, от царских врат до арки, разделяющей настоящую церковь от трапезы восемь аршин, в ширину восемь аршин. 3-е, в трапезе от арки до западных дверей в длину 13-ть аршин, в ширину 11-ть с половиной, в вышину 7-мь аршин с половиною. Вся оная церковь расписана большею частию так называемою уборкою из воды, и по местам из масла иконописанием. Полы в олтаре и настоящей деревянные, а в трапезе пол чугунной. Пред оною церковию находится паперть, в которой церковь запирается двумя дверями: железною дверью с внутренним замком и деревянною, с внутрен- ним же; а самая паперть деревянными створчатыми дверьми так же с внутренним замком. В олтаре, настоящей, и трапезе 20-ть окон с железными решетками, и на северной стороне одна пробойная железная дверь.

II. Колокольня. Она возвышается над папертью, четвероугольная, на втором ярусе деревянные перила, а на третьем ярусе устроены железные решетки со всех четырех сторон. Шпиль и кумпол покрыты белым железом. Под нею на южную сторону для удобнейшаго сохранения имущества церкви и архива сделана палатка с одним окошком, в коем вкладена железная решетка; а на северной стороне находится топлюшка илисторошка... Оная церковь и колокольня покрыты железом на деревянных стропилах, выкрашена разною по местам краскою, и отбелена. Имеет по белым проспектам каменную с деревянными балясинами ограду так жеотбеленною против ограды по обеим сторонам тротуар, и мостовые выстланы камнем диким».24

В настоящее время неизвестно никаких изображений интерьера Рождественской церкви. Поэтому, чтобы представить с большей или меньшей полнотой убранство этого интерьера, приведем ниже его описание, имеющееся в Описи 1823 г.

«В означенной церкви:

Святый престол в указную пропорцию поверх срачицы одет в индитию или одежду шелковую с желтыми полосками, на нем:

1. Антиминс на желтом отласе священнодействован Арсением Архиепископом.

II. Литон шелковый полосатый.

Святый жертвенник поставлен на северной стране в указную меру.

На горнем месте поставлен Животворящий Крест, осмиконечный большой венец на Спасителе серебреный без пробы.

Б. Иконостас и другие на постоянных местах утвержденныя украшения.

Иконостас.

Иконостас столярной гладкой, по местам с резьбою, вызолочен на полимент, с красками в нем:

1. Царские двери столярные сверху решетчатые с сиянием резным, на них в двух клеймах Богоматерь и Архан(гел) Гавриил, а внизу четыре Евангелиста из красок. Над царскими вратами резный животворящий крест с предстоящими, вызолочены на полимент, а Спаситель на кресте отживлен красками.

По правую сторону царских врат образ Спасителя стоящий, на нем венец серебряный.

Над ним под карнизом образ Сретения Господня в клейме.

Подле Спасителева образа южная дверь с изображением Феодосия, Тотемскаго чудотворца.

За южною дверью храмовый образ Рождества пресвятыя Богородицы, на нем риза чеканная серебреная 84-й пробы, два венца больших позолоченных и еще малой позолоченной, весу в ней десять фунтов.

Цена триста двадцать пять рублей пятьдесят копеек серебром.

Над ним под карнизом образ Воскресения Христова в клейме.

В верху онаго в карнизе образ праздников: Преображения, Вход во Иерусалим, Вознесения Господне, Успения пресвятые Богородицы.

По левую сторону царских врат образ Божия Матери, на ней венец серебреный с короною и позолочен.

Над оным образ Богоявления Господня в клейме.

Подле Богородичнаго образа северная дверь с изображением Архидиакона Стефана.

За северною дверью образ святаго пророка Предтечи Иоанна, на коем венец чеканный серебреный.

Над оным образ Рождества Христова в клейме.

В верху онаго на карнизе образ праздников: св.: Троицы, Рождества Богородицы, Введения и Благовещения Богородице.

Во втором поясе.

В средине над царскими вратами образ Спасителя, седящаго на престоле, с изображением вверху двух ангелов и предстоящих Божия Матери и Предтечи Иоанна.

По правую сторону образ Апостолов Павла, Матфея и Марка.

За ним образ Апостолов Иакова, Варфоломея и Фомы.

По левую сторону Спасителя образ Апостолов: Петра, Иоанна и Луки.

За оным образ апостолов: Андрея, Симеона и Филиппа.

В третьем поясе.

В средине образ Знамения Божия Матери.

По правую сторону онаго образ пророка Моисея.

За оным образ Пророка Исаии.

По левую сторону образ пророка царя Давида.

За оным образ пророка Илии.

Вверху, над образом Знамения Божия Матери, в карнизе образ Положения во гроб Христа Спасителя.

Над ним образ Саваофа резный, вызолочен на полимент.

По правую сторону образ Несения креста Спасителем в клейме.

По левую сторону образ Биения Спасителя у столпа.

II. Украшения, на постоянных местах утвержденныя.

а) В настоящей церкви:

Два одинакие крылоса столярные с балясинами позолоченные с краскою.

В приделе:

Один крылос на левой стороне гладкой, местами позолоченный с краскою.

в) Иконы на тумбах и в киотех.

В настоящей по правую сторону.

На правом крылосе изображение Нерукотворнаго образа в киоте гладкой, позолоченной.

За ним на стороне образ Ростовских чудотворцев.

По левую сторону.

На левом крылосе образ Рождества Богородицы в киоте, обложенной красным деревом. За ним на стороне образ святителя Димитрия в киоте, на тумбе, местами позолоченной, с краскою.

В трапезе.

На правой стороне образ Божия матери Владимирския, на нем риза и венец медныя, посеребреныя, стоит в киоте, на тумбе, местами позолоченной.

За оным образ Иоанна Воина, на нем риза и венец серебреные позолоченные 84-й пробы, весом семь фунтов, стоит на тумбе, в киоте позолоченной.

Подле онаго образ святителя Леонтия, на нем венец медный, стоит на тумбе, в киоте, местами позолоченной.

За оным на стороне образ Воскресения Христова стоит в киоте, на тумбе, позолоченной, с краскою.

Подле онаго образ пророка Илии, на нем венец серебреный с сиянием, стоит на тумбе в киоте, местами позолоченной с краскою.

На левой стороне образ святителя Николая, на нем венец серебреный стоит в киоте на тумбе, местами позолоченной с краскою.

С. Паникадила.

В настоящей церкви паникадило медное на железной цепи, с 12-ю шандалами.

2-е в приделе люстро хрустальное о трех шандалах, облучины и шандалы медные, ветхие».25

Та же опись перечисляет четырнадцать лампад и два «масленика», находившихся у ряда икон интерьера Рождественской церкви.26

Оформление придельного храма в Описи 1823 г. зафиксировано отдельно:

«При означенной Горицкой церкви находится придел во именование святаго великомученика Иоанна Воина, и святыя великомученицы Екатерины.

А. Придел, и его неподвижное:

Придел сделан на северную сторону. От настоящей отделяется аркою, которая во время зимы загораживается большими стеклянными рамами. Печь для топления придела сделана из израсцев, и имеет свои принадлежности.

Во святом олтаре святый престол в указную препорцию, в индитии.

1. Святый Антиминс на розовом отласе, священнодействован преосвященным Арсением.

2. Под ним литон шелковой.

3. Святый жертвенник в стене с одною открытою стороною.

4. На горнем месте большой образ Спасителя седящей.

Б. Иконостас и лампады.

I. Иконостас:

Иконостас в одном поясе столярной с резьбою: в нем царские врата с резьбою, на нем четыре клейма: в верху два образа: Богоматери и Архангела Гавриила, а в низу в двух клеймах четыре евангелиста.

2. Над царскими вратами образ Тайныя вечери из красок.

По правую сторону царских врат в иконостасе находится пять образов искусной работы.

Одного мастерства:

3-й, образ Спасителя на престоле седящий.

4-й храмовый образ святаго великомученика Иоанна Воина, и святыя великомученицы Екатерины, на них два венца небольшие серебряные, позлащенные, с сиянием.

5) Подле него образ Божия Матери всех скорбящих радости, на Богоматери и Спасителе венцы серебреные с сиянием.

6) За оным образ Трех святителей, с сиянием Иакова брата Божия, и преподобнаго Сергия, а вверху Спаситель.

7. Образ преподобнаго Алексия человека Божя, великомученицы Варвары, и мученицы Параскевы.

По левую сторону царских врат образ Толгския Божия Матери, венец серебреный чеканный, убрус местами правскаго жемчуга, риза китайскаго жемчуга с камышками разных цветов.

9) Северная дверь, на ней написан образ праотца Мелхиседека.

10) Над местными образами в клеймах находится четыре образа 12-ти праздников».27 В приделе имелось восемь лампад у некоторых его икон.28

Согласно В. Талицкому, в 1835 г. «резчику Петрову были заказаны царские врата», а живописцем Гладковым написаны иконы в иконостас; в 1843 г. на средства ростовского купца М. М. Плешанова холодная церковь украшена «стенным писанием».29 Как мы помним, первая настенная роспись Рождественской церкви возникла еще до составления Описи 1823 г. (см. выше).

В 1863-1864 гг. старый иконостас главного храма был заменен новым, изготовленным на средства купца Н. Г. Родионова, по проекту, утвержденному 30 октября 1863 г. архиепископом Ростовским и Ярослав-скимНилом, этот иконостас заново вызолочен в 1886 г.30 В. Талицкий описал его в 1893 г. следующим образом: «Иконостас... еще не потерял своего блеска; св. иконы: по правую сторону царских врат образ Спасителя стоящаго, в серебряной ризе; по левую - образ Похвалы Богоматери; за южной дверью - храмовой образ Рождества Пресвятой Богородицы; за северной - пророка Предтечи Иоанна; все в серебряных ризах.

Между первым и вторым ярусами - 12-десятые праздники в клеймах. Во втором ярусе в средине над царскими вратами образ Спасителя, седящаго на престоле, с изображением - вверху двух ангелов и предстоящихБожией Матери и Предтечи Иоанна. По правую и левую сторону изображения святых 12-ти апостолов.

В третьем ярусе в средине образ Знамения Божией Матери; по правую и левую сторону пророки. Вверху - по средине в карнизе образ положения во гроб Христа Спасителя».31

Приведем также краткое описание росписи Рождественского храма, сделанное В. Талицким: «Стенная живопись холодной церкви не давняя, но обращает внимание тщательностью обработки сюжетов. Достойнаособаго внимания песнь “О Тебе радуется Благодатная”, воспроизведенная в куполе, и картина “Успения Богоматери” на стене арки против царских врат, по композиции фигур и своим размерам; - нельзя также пройти молчанием и картину “Тайной Вечери” в главном алтаре, написанную в конце прошлаго столетия и до селе непоправляемою».32

Как видим, внутреннее оформление рассматриваемого храма в XIX в. претерпело ряд существенных изменений. Вместе с тем, в известных документах ничего не говорится о каких-либо значительных переделках в наружной части здания. Очевидно, фотография конца XIX в. (Рис. 1) зафиксировала облик церкви, близкий к первоначальному.

Здание имело симметричную продольно-осевую композицию, которая складывалась из одноглавого, квадратного в плане собственно храма, более узкой полукруглой апсиды, расширенной относительно четверика трапезной и трехъярусной колокольни, к которой с боков примыкали небольшие палатки. Двусветный четверик храма завершался фигурной кровлей, над которой возвышался световой барабан со срезанными углами. Луковичная с перехватом в основании глава имела гладкое металлическое покрытие. Колокольня состояла из трех убывающих в плане ярусов четвериков и была завершена фигурной кровлей и четырехгранным барабаном со шпилем. Окна апсиды, четверика и трапезной имели прямоугольную форму. Фасады здания были расчленены плоскими пилястрами, с капителями, по-видимому, коринфского ордера и горизонтальными карнизами. Ярусы колокольни были прорезаны большими арочными проемами и обработаны пилястрами. Первый и второй ярусы подчеркнуты треугольными фронтонами. Как видим, храм был выдержан в формах классицизма.

Что же обусловило столь четкое следование данному стилю? Казалось бы, ответ более чем очевиден: если храм строился в эпоху классицизма, то и должен ему соответствовать. Однако реальная практика строительства того времени была далеко не столь последовательной. Так, в окрестностях Ростова конца XVIII в. в архитектуре использовались и элементы, заимствованные у древнерусского зодчества, и формы барокко, и формы классицизма. Порой такие формы довольно причудливо смешивались в одном и том же сооружении.33 В самом же Ростове тогда создавались здания, причем весьма многочисленные, только в классицистическом духе.34Значит, жители Ростова конца XVIII в. как заказчики каменных строений являлись сознательными приверженцами этого стиля.

Вот почему прихожане Рождественской церкви столь упорно добивались у властей предоставления им ее проекта, очевидно, выполненного профессиональным архитектором, и постарались, чтобы их храм соответствовал новейшим, по их представлениям, веяниям в архитектуре России того времени.

 

Ссылки:

1 Настоящая работа была выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 03-04-00182а.

2 Ныне на месте церкви Рождества Богородицы стоит каменный дом (ул. Ленинская, 63).

3 Крылов А. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. - Ярославль, 1861. - С. 194-195; Морев Фл. Обозрение епархии преосвященнейшим Ионафаном в 1882 г. // ЯЕВ. - Ч. неофиц. - 1882. - С. 330-331; Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль, 1908. - С. 126; Титов А. А. Ростов-Великий Ярославской губернии и его святыни. - М., 1909. - С. 57-58.

4 Талицкий В. Церковь Рождества пресвятой Богородицы, что на Горицах, в городе Ростове, Ярославской губернии. Ее прошлое и настоящее. - Ростов-Великий, 1893. - С. 8-17.

5 РФ ГАЯО. - Ф. 197. - Оп. 2. - Д. 1460. - Л. 3-3 об.

6 Там же. - Л. 1.

7 Там же. - Л. 2.

8 Там же. - Л. 5.

9 Там же.

10 Там же.

11 Там же. - Л. 9.

12 Там же. - Л. 9 - 9 об.

13 Там же. - Л. 9 об. - 10.

14 Талицкий В. Указ. соч. - С. 12; РФ ГАЯО. - Ф. 197. - Оп. 1. - Д. 1460. - Л. 11 об.

15 РФ ГАЯО. - Ф. 197. - Оп. 1. - Д. 1460. - Л. 11 об.

16 Там же. - Л. 13-13 об.

17 РФ ГАЯО. - Ф. 196. - Оп. 1. - Д. 339. - Л. 1.

18 Там же. - Л. 1.

19 Там же. - Л. 3.

20 РФ ГАЯО. - Ф. 123. - Оп. 1. - Д. - 219. - Л. 135, 195-195 об.

21 Талицкий В. Указ. соч. - С. 12.

22 Там же.

23 Там же.

24 РФ ГАЯО. - Ф. 196. - Оп. 1. - Д. 5501. - Л. 1-1 об.

25 Там же. - Л. 2-4 об.

26 Там же. - Л. 4 об. - 5.

27 Там же. - Л. 18-19.

28 Там же. - Л. 11-20.

29 Талицкий В. Указ. соч. С. 12.

30 Там же. - С. 12.

31 Там же. - С. 14.

32 Там же. - С. 14.

33 См.: Мельник А. Г. Казанская церковь села Скнятинова близ Ростова Великого // Макарьевские чтения. Патриарх Иоаким и его время. Можайск, 2004. - Вып. 11. - С. 130-131; он же. К истории каменного церковного приходского строительства в Ростове середины XVIII - начала XIX вв. // X Золотаревские чтения. Материалы научной конференции (19-20 октября 2004 г.). - Рыбинск, 2004. - С. 135-136.

34 Мельник А. Г. Основные закономерности в развитии каменной архитектуры Ростова и его окрестностей с середины XVIII до середины XIX в. // История и культура Ростовской земли. - 2004. - В печати.

дата обновления: 02-03-2016