поиск по сайту

 Г. И. Аверьянова (Москва)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ МОСКВЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Отечественная система народного образования переживает один из сложнейших периодов своего развития. На смену длительной стагнации пришло время решительных перемен. Социальные и экономические изменения в обществе и системе образования нашли отражение в новом поколении школьников - сегодняшних студентов колледжей и вузов, суть которого, прежде всего, проявляется в новой идейной ориентации:

в социально-экономическом отношении - это подход к явлениям повседневной жизни с позиции рыночной экономики. С точки зрения современных условий эти позиции неизбежны и объективно необходимы. В силу этого они становятся приемлемыми и определяющими сознание выпускников школ (речь идет о критериях практицизма и полезности);

в социально-психологическом отношении вчерашние школьники отличаются независимостью и незакомплексованностью. Их личностная ориентация выражается в свободном и откровенном высказывании своего мнения, открытом диалоге с преподавателем и сокурсниками, потребности в уважении собственного мнения и учете своей позиции преподавателем и товарищами;

в гуманитарно-образовательном отношении сегодняшние студенты ориентируются на общечеловеческие ценности, здравый смысл. По наблюдениям, усилилось стремление учащихся к знаниям более широким и человечески ориентированным. Возрос интерес к отечественной культуре, ее традициям - обычаям, верованиям, обрядам;

с точки зрения профессиональной ориентации углубилась потребность молодежи в освоении знаний современных, практикосообразных (что видно из наблюдений за учащимися в учебном процессе). Фактор существенный, тем более, что потребности студентов ориентированы на будущее.

Перечисленные личностные факторы, носителями которых являются современные студенты, представляются положительными и плодотворными. Однако есть и другие. Нередко учащиеся проявляют нигилизм и скептицизм, когда речь заходит о событиях современной жизни. Практицизм и полезность образования подменяются формальным мотивом получения диплома. Ценности, которые составляют цель человеческой жизни (познание, образование, творческая деятельность, искусство), теряют свое значение и перемещаются из разряда ценностей-целей в разряд ценностей-средств.

Многоликость и содержательно-ценностная неоднородность современной студенческой аудитории, при том, что положительные факторы ее современного развития, как правило, доминируют, заставляют искать пути обновления содержания, методов и форм исторического образования, отвечающих, с одной стороны, современным требованиям, а, с другой - создания противовеса коммерциализации и рационализации обыденного сознания в условиях рыночной экономики.

Господство технократической тенденции в культуре и образовании постепенно утрачивает свое влияние. Новая глобальная ситуация - превращение науки в планетарное явление и возникновение острейших проблем в естественно-природной и социальной сферах - убеждают в том, что научно-технический прогресс - производное от развития образования и культуры. Необходима иная система измерений образовательно-культурного прогресса. Она находит выражение в повороте образования к целостной картине мира, и, прежде всего, - мира культуры, мира человека, на очеловечивание знания, на формирование гуманитарного мироощущения как основы нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом, природой.

В данном контексте звучит сегодня и проблема актуализации краеведческой работы с учащимися с учетом специфики Москвы как города уникальной истории и культуры.

Воспитание неравнодушного отношения к городу - насущный заказ Москвы системе образования в целом, так как город - всегда диалог прошлого с настоящим, тем более, что на протяжении всей истории Москвы постепенно складывался в едином процессе, с одной стороны, неповторимый облик города, а, с другой стороны, облик Москвы хранит память о событиях, отражающих судьбы страны. В построении экскурсионной работы мы исходили из идеи приобщения учащихся к истории страны через историю Москвы по принципу: «От истории к облику» и «От облика к истории». Тем более, что история Москвы в ее памятниках дает нам яркие образцы милосердия, величия чести и достоинства, беззаветной преданности Отчизне, профессии, творчеству; помогает соотносить, сравнивать и, в конечном итоге, определять смысл и цель своих поступков.

Система экскурсионной работы в образовательном учреждении может включать как учебные, так и внеаудиторные занятия. Мы в данной статье затронем вопросы организации экскурсионных занятий как аудиторных, хотя в учебном заведении присутствуют и другие формы организации экскурсионной работы со студентами.

Наш опыт показывает, что научить студента «учиться» можно только в том случае, когда эта работа включена в учебный процесс.

Список тем для экскурсий определяется в начале учебного года в соответствии с учебной программой, с учетом конкретных интересов студентов и самого преподавателя. Так, примерный план экскурсионной работы на базе Новодевичьего монастыря включает следующие темы:

1. Новодевичий монастырь - свидетель становления и развития Московской Руси.

2. Новодевичий монастырь в Смутное время.

3. Новодевичий монастырь и царевна Софья (Россия накануне петровских преобразований).

4. Складывание архитектурного облика монастыря в XVI - первой половине XVII в. «Московское» или «нарышкинское» барокко.

Базовыми площадками для проведения таких занятий могут стать также музей-усадьба Коломенское, архитектурно-парковый ансамбль Царицыно, Останкино, Кузьминки и т. д. В зависимости от цели, места проведения занятий, они проводятся в форме вводной экскурсии («погружения в эпоху», проводимого учителем), семинара, творческого отчета, самостоятельной работы.

Система экскурсионных занятий, организованная в учебно-воспитательном процессе, формулируется в современной педагогической литературе как модульная. При изучении темы «Русь Московская» с опорой на историко-культурный ансамбль Новодевичьего монастыря мы проводим следующий цикл занятий:

1. Вводная экскурсия - «Новодевичий монастырь - свидетель становления и развития Московской Руси». Проводит учитель, погружая учащихся в эпоху, создавая картину эпохи.

2. Лекционные занятия в аудитории по теме «Русь Московская».

3. Самостоятельная (практическая) работа учащихся с источниками информации.

4. Семинарское занятие на базе монастыря.

5. Коллоквиум. «Круглый стол обсуждений» - подведение итогов занятий с целью выяснить, что понравилось, не понравилось, какие будут пожелания, дополнения, советы.

Отзыв студентов на проведенную экскурсию строится в соответствии с вопросами:

1. Что вам понравилось, не понравилось в экскурсии?

2. Что вам дала экскурсия?

3. В свободной форме опишите сложившийся у вас образ эпохи.

На последующих занятиях меняется мотивационная установка к самостоятельной работе студентов с учетом их интересов, потребностей, способностей. Формируются творческие группы (микрогруппы), в которые входят «специалисты» по различным отраслям знаний: историки, искусствоведы, литераторы, изучающие отдельные блоки - две, три, четыре темы. Педагогическая цель работы в микрогруппах состоит в создании целостного образа эпохи, ее «портрета».

Студентам предлагается, таким образом, свободный выбор темы изучения, «специальности», партнеров в микрогруппе, форм отчетности: экскурсия, сочинение, реферат и т. д.

Семинарское занятие на базе Новодевичьего монастыря проходит в виде творческих отчетов групп с учетом поставленных задач в свободной форме.

Портрет эпохи предстает перед учащимися и через монашеский лик Ирины Годуновой, и через торжественное восшествие Бориса Годунова на престол, начавшееся у крыльца Смоленского собора, и через трагические дни и ночи заточенной Петром I в монастырь Софьи.

Анализ отзывов студентов на подобные семинарские занятия, коллоквиумы позволил выявить следующую картину: направленность на необычность формы занятия отодвигается на последний план, существенные изменения претерпевает направленность учащихся на восприятие человека, искусства на фоне общего положительного эмоционального настроя к восприятию исторических событий, значительно повышается качество успеваемости.

 

Методические рекомендации к организации экскурсионных занятий как учебных

Первое экскурсионное занятие проводит, как правило, сам преподаватель. Цель этого занятия состоит в том, чтобы показать студентам, как нужно проводить подобные экскурсии и связывать имеющиеся у них знания с тем, что они видят; как отбирать материал, на каких экспонатах и памятниках следует останавливаться в зависимости от цели экскурсии и формы занятия.

При варианте повторительно-обобщающего занятия цель состоит в приобщении самих студентов к проведению экскурсии, обобщении полученных на лекциях и семинарах знаний. Преимущества этого варианта очевидны: а) он обогащает учащихся дополнительными знаниями; б) учит выступать перед аудиторией; в) одновременно ставит ученика в более благоприятные и в более трудные условия по сравнению с тем, как он выступает в аудитории на семинаре. Там он говорит о событиях, пользуясь конспектом или дополнительной литературой, которую его товарищи, как правило, не читали (особенно если это - доклад), и поэтому ему трудно аргументировать свои положения и выводы. Здесь его источники и объекты видят все, и это облегчает его задачу. В то же время видны все его промахи и ошибки, что он пропустил или знает неглубоко, неполно.

Правда, второй вариант требует большой предварительной работы со студентами, но он целиком оправдывает себя.

Подготовка к экскурсионным занятиям предполагает:

1. Предварительную консультацию перед экскурсией. Независимо от формы занятия руководитель указывает, какую литературу следует прочитать по данной теме.

2. Если учащемуся предстоит самостоятельное проведение экскурсии, он заранее знакомится с экспозицией, которую будет показывать своим товарищам. Полезно послушать экскурсию работника музея для усвоения методических приемов проведения экскурсии.

3. Предварительный отбор того, что будет показано или использовано на занятии.

4. Написание тезисов к экскурсии, так как эта форма занятий исключает использование письменного текста, предполагает живое общение.

Заключительным моментом этого учебного вида деятельности является обсуждение занятия, выяснение того, что оно дало по сравнению с тем, что знали учащиеся из лекций, литературы. Не менее важно узнать их мнение по поводу построения экскурсии, выбора экспонатов, содержания и подбора материала. После этого выносится общая оценка экскурсии. Выступление преподавателя должно быть заключительным. Он разбирает не только экскурсию, но и ее обсуждение. Таким образом, в экскурсии участвуют все: и учащиеся, и преподаватель.

 

 
дата обновления: 09-03-2016