поиск по сайту

И. В. Белозеров (Москва)  

  

НАЛОГОВЫЙ ИММУНИТЕТ РУССКОГО ДУХОВЕНСТВА ВО ВРЕМЯОРДЫНСКОГО ИГА: ИЗВЕСТИЯ ЛЕТОПИСЕЙ О ПЕРЕПИСИНАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ В 1257 г. 

 

Освобождение священнослужителей от всех податей и повинностей в Монгольской империи       XIII в. было правилом, установленным сводом законов «Яса» великого завоевателя и государственного деятеля Чингис-хана. В улусе Джучи (Золотой Орде) действовали те же законы, что и в других частях огромного монгольского государства.

Два источника, которые содержат информацию о правах русской церкви, предоставленных монгольскими завоевателями, - это ханские ярлыки и известия летописей. 

Ярлыки ханов Золотой Орды русскому духовенству - главнейших источник по этому вопросу.1   Они содержат информацию о конкретном воплощении законов «Ясы» в отношении священнослужителей на Руси. Необходимо заметить, что это архисложный источник, в котором все еще есть множество «белых пятен».2   Так, спорным является вопрос, какие именно категории служителей церкви и вообще церковных людей были освобождены ордынскими правителями от податей и повинностей. В частности, неясно, распространялся ли иммунитет на крестьян монастыр-ских сел, церковных ремесленников и др. 

Этот вопрос можно попытаться решить с помощью другого источника о политике Золотой Орды в отношении русской церкви - известий летописей о переписи 1257 г.

В 1257 г. монгольскими завоевателями была произведена первая налоговая перепись Владимиро-Суздальской земли. Есть некоторые сведения о проведении переписи в Южной Руси ранее, около 1246 г.,3   но точные данные о новой системе налогообложения мы имеем только с 1257 г. Перепись проводилась под руководством чиновников, посланных великим ханом Менгу (Мунке), и в соответствии с законами Монгольской империи.4   Нас будут интересовать известия летописей о категориях церковных  людей, оставшихся вне переписи, то есть освобожденных от податей и повинностей.

Наиболее древнее известие о монгольском «числе» (налоговой переписи) содержит Лаврентьевская летопись: «Приехаша численици исщетоша всю землю Сужальскую и Рязаньскую и Муромьскую... толико не чтоша игуменов черньцов попов крилошан кто зрить на с[вят]ую Б[огороди]цю и на вл[ады]ку».5   Ипатьевская летопись о переписи не сообщает. В Новгородской I летописи старшего извода есть только рассказ о переписи Новгорода в 1259 г., но об исключениях для духовенства не говорится.6  

Выражение «кто зрить на святую Богородицу» Лаврентьевской летописи, на первый взгляд, означает всех служителей церкви, которые профессионально возносят молитвы Богородице, так сказать, относятся к ведомству Богородицы, то есть к церкви - значение образа Богородицы в русском религиозном сознании в средние века было огромно.

Это выражение перекочевало во многие другие летописи, при этом следующие слова («и на владыку») были отброшены, т. к. явно относились к конкретному лицу - епископу Кириллу Ростовскому, одному из главных героев Лаврентьевской летописи. Это был своего рода поклон автора-ростовца в сторону епископа Кирилла, который составители последующих сводов не считали нужным копировать. Так, в Симеоновской летописи мы читаем: «Толко не чтоша игуменов и чернцев, и попов, и крилошан, кто зрить на святую Богородицу».7  Составитель Никоновской летописи дополнил это выражение до логического завершения: «Кто зрить на Господа Бога и на пречистую Богородицу».8  

Но и выражение «кто зрить на святую Богородицу» Лаврентьевской летописи имело, на наш взгляд, первоначально ограниченное местное значение.   Место происхождения известия летописи о «числе» - город Ростов, и слова «кто зрить на святую Богородицу» означали: кто служит ростовской кафедре (кафедральный собор Ростова - Успения Богородицы).

Видимо, некоторые составители последующих сводов, пользуясь известием Лаврентьевской летописи, учитывали эту местную ограниченность сообщения и исключили ссылку не только на «владыку», но и на «Святую Богородицу». Так, в Рогожском летописце известие о переписи, схожее с известием Лаврентьевской, содержит сокращенный перечень льготных категорий: «Толико не чтоша попов и диаконов и чернцев».9  

Этот сокращенный перечень перешел в другие поздние летописи (хотя в целом формулировка известия о переписи изменилось): в Софийскую I и Новгородскую IV летописи, в Тверской сборник.10   В Новгородской IV летописи читаем: «Толко не чтоша игуменов, попов, черньцев». В Софийской I летописи и Тверском сборнике к этому были добавлены слова «кто служить святым церквем». Из Софийской I летописи, по всей видимости, эта формулировка перекочевала в Свод 1479 (1480), в «Московский свод конца XV в.» и Воскресенскую летопись.11  

В Никоновской летописи под 1257 г. встречаем огромный перечень льготных категорий, имеющий явно позднее происхождение.12   Мысль о неприкосновенности церковных владений вообще была одной из основных идей этой летописи.13   Этот перечень составитель Никоновской летописи поместил и в конце сообщения о монгольской переписи в Новгороде в 1259 г. (в более ранних летописях нет слов об исключениях, сделанных для служителей церкви во время переписи Новгорода).14  

Первоначальное сообщение Лаврентьевской летописи послужило основой для других сводов. Рассмотрим его внимательнее. «Игумены, чернецы, попы, крилошане» - это вообще все служители церкви: духовенство и церковный причт. Слова «кто зрить на святую Богородицу и на владыку», по нашему мнению, имели местное значение: кто служит ростовской кафедре, и по существу не подразумевают дополнительного расширения круга льготныкатегорий.

Итак, освобожденными от налогов остались духовенство и причт. О других церковных людях - жителях церковных сел, ремесленниках и прочих работниках - Лаврентьевская летопись не говорит.

Подтверждает наш вывод и Московско-Академическая летопись. В части с 1238 г. она отражает ростовское летописание XIII в. и представляет собой краткое изложение главных событий, своего рода конспект. Краткое летописное сообщение Московско-Академической летописи о переписи 1257 г. передает саму суть дела: «Бы[сть] число и изочтоша всю землю Русьскую только не чтоша кто служить оу ц[е]ркви».15   Это означает, что от уплаты податей были освобождены именно служители церкви (духовенство и причт), но не церковные работники (крестьяне и ремесленники).

 

Ссылки:

 1   Научные издания текста ярлыков: Памятники русского права. - Вып. 3. - Памятники права периода образования русского централизованного государства XIV-XV вв. - М., 1955; Плигузов А. И. Древнейший список краткого собрания ярлыков, данных ордынскими ханами русским митрополитам // Русский феодальный архив XIV - первой трети XVI в. - Вып. III. - М., 1987.

2   Серия статей востоковеда А. П. Григорьева разъяснила вопросы датировки, сложных делопроизводственных оборотов ярлыков, выявила общий формуляр ярлыков монгольских ханов («Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки» за 1980, 1982, 1983, 1985 гг., «Востоковедение» за 1980 г.). Однако некоторые важные выводы автора, относящиеся к русской, а не восточной истории, представляются довольно гипотетическими.

3   См.: Насонов А. Н. Монголы и Русь. - М.-Л., 1940. - С. 11-12.

4   Там же. - С. 12-16.

5   ПСРЛ. - Т. I. - Стб. 474-475.

6   Новгородская I летопись старшего и младшего изводов. - М.-Л., 1950. - С. 82-83.

7   ПСРЛ. - Т. XVIII. - С. 71.

8   ПСРЛ. - Т. X. - С. 141.

9   ПСРЛ. - Т. XV. - Стб. 32.

10   ПСРЛ. - Т. VI. - Вып. 1 - Стб. 333; Т. IV. - С. 38; Т. XV. - Стб. 401.

11   ПСРЛ. - Т. XXV. - С. 142-143; Т. VII. - С. 161.

12   ПСРЛ. - Т. X. - С. 141.

13   Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII вв. - М., 1980. - С. 52, 67, 96.

14 ПСРЛ. - Т. X. - С. 142.

15 ПСРЛ. - Т. I. - Стб. 524.

дата обновления: 04-03-2016