поиск по сайту
Автор: 

  Ю. В. Белов (Суздаль) 

  

МУРОМ СНИМАЕТСЯ В КИНО

 

Муром может гордиться тем, что раньше Владимира и Суздаля начал сниматься в кино. По праву старшинства, в лето 1956 года. 

Если Суздаль попал в поле зрения творческих работников «Мосфильма» и стал чуть ли не его филиалом, то былинно-древний город Муром облюбовала киностудия «Ленфильм». Может быть из-за того, что буквы Л и М в алфавите стоят рядом. Общим же моментом в кинематографической судьбе Суздаля и Мурома было то, что дебютировали они фильмами-экранизациями литературных произведений, а героинями их были невесты. Суздалю в качестве дебюта была предложена «Метель» по повести А. С. Пушкина, а Мурому - «Невеста» А. П. Чехова. 

За экранизацию чеховского рассказа в уже далеком 1956 г. взялись начинающие свой путь в большом кино Г. Никулин и В. Шредель. Последний только что пришел на «Ленфильм» с Одесской киностудии, где был сорежиссером фильма «Белый пудель» (по А. И. Куприну), вышедшего в прокат в 1956 г. Операторами «Невесты» были назначены В. Коротков и Г. Калатозов; художников-постановщиков тоже было двое - С. Малкин и А. Федотов. Вот они и выбрали в качестве натуры для съемок Муром. 

«Муром в прошлом был купеческим городом, - говорил Алексей Федотов корреспонденту местной газеты еще до приезда съемочной группы из Ленинграда. - В нем и до сих пор почти в неприкосновенности сохранились некоторые памятники старины и местечки, характерные для той эпохи. Это-то и привлекло внимание постановщиков фильма, в котором как раз и нужно воссоздать обстановку старинного купеческого города. Для съемок, в частности, избраны особняк купца Каратыгина, парк у дома графини Уваровой в Карачарове, торговые ряды на Комсомольской площади и некоторые другие объекты».1  

Съемки фильма «Невеста» начались в павильонах киностудии «Ленфильм» в начале июля 1956 г., а потом творческая группа приехала в Муром для производства натурных съемок. Возле некоторых намеченных объектов были выстроены декорации. Стихия киносъемок взбудоражила провинциальную жизнь. Вокруг съемочных площадок собиралась любопытствующая публика. Многие муромцы приняли приглашение участвовать в массовых сценах. Особым вниманием пользовались актеры, самым известным из которых был заслуженный артист РСФСР Федор Никитин (отец Андрей). Невесту Надю играла восходящая звезда советского экрана Татьяна Пилецкая - на экранах кинотеатров страны как раз в это время шла картина «Разные судьбы», в которой она снялась в главной роли. Партнером ее был актер МХАТа Ю. Пузырев, параллельно снимавшийся в фильме «Поединок» по Куприну (подпоручик Ромашов). Тоже без пяти минут звезда. А вот Олега Басилашвили, работавшего над образом главного героя Андрея Андреевича, еще никто не знал. Это был его дебют в кино. Он, кстати, прошел незамеченным: «Невеста», снятая начинающими кинематографистами, имела скромную экранную судьбу.  

Прошло десять лет. Неожиданно в Муром пожаловала еще одна творческая группа с «Ленфильма» и вновь во главе с режиссером-дебютантом - Глебом Панфиловым. Фильм назывался «О том, что прошло», снимался к пятидесятилетию Советской власти, а должен был рассказать о людях и событиях гражданской войны 1918-1919 гг. При написании сценария режиссер опирался на могучее плечо кинодраматурга Евгения Габриловича («Машенька», «Рассказы о Ленине», «Ленин в Польше», «Коммунист» и др.). Героиней картины являлась простая санитарка Таня Теткина, внешне весьма заурядная (артистка И. Чурикова), но личность, творчески одаренная (обнаруживает в себе талант художника), с острым ощущением правды, мечтающая о лучшей доле для народа. Драматург Е. Габрилович и его соавтор Г. Панфилов воссоздают атмосферу разрухи, бедности и героизма в глуши. Разбитый полустанок, пропахший человеческой болью санитарный поезд, барак, где спят в ветоши парни из продотряда - вот где происходит в основном действие. И на этом фоне возникает любовь Тани к Алексею (М. Кононов)… 

Найти для съемок «разбитый полустанок» спустя почти пятьдесят лет после окончания гражданской войны было, конечно, не просто. Долго искали натуру режиссер-постановщик Г. Панфилов, оператор Д. Долинин и художник М. Гаухман-Свердлов. Объехали старые города Ленинградской области, были в Пскове, Рязани, Касимове, других местах. Искали старую железнодорожную станцию с пакгаузом, водокачкой, старый паровоз. Нашли в Муроме, под Муромом. Станция Безлесная. Неоценимую помощь ленинградским кинематографистам оказали муромские железнодорожники - они разыскали старинные вагоны третьего-четвертого класса.2 Имело большое значение и то, что Г. Панфилов, родом из Свердловска, хорошо знал и любил Муром. 

«Я часто проезжал Муром на поезде по дороге в Москву и обратно, - рассказывал мне Глеб Анатольевич, - видел Оку, берег высокий с церковью, луга на другом берегу. И Муром мне нравился давно-давно, задолго до того, как я вообще решил кино заниматься. Так случилось, что сценарий этого фильма меня заставил написать сам Евгений Иосифович Габрилович. Он сказал: “Хотите по моему рассказу снимать, напишите сами сценарий”. И вот, едучи из Москвы в Свердловск для работы над сценарием, я в очередной раз проезжал Муром, и тогда у меня возникли первые сцены этого сценария (придумались прямо в поезде): приход санитарного поезда на станцию, которую я еще не знал, где найду, сцена на хоздворе с котлом, где белье стирают. Когда сценарий был готов, мы еще раз проехали натуру, остановились на любимом мною Муроме, потом под Муромом нашли станцию с пакгаузом-водокачкой. Все удачно сложилось. Все подлинное. Уникально! Это исторически достоверные материалы. Благодаря натуре и хорошим съемкам картина смотрится как хроника».3  

На экраны фильм Г. Панфилова вышел под названием «В огне брода нет» и имел очень большой успех у профессионалов и публики. Картина о таланте и его судьбе в огненные годы получилась яркой. Глеб Панфилов стал знаменит. На съемочной площадке в Муроме он открыл новую кинозвезду - Инну Чурикову. «Так истово, убежденно, просто-таки фанатически играет она свою странную героиню Таню Теткину, - писал “Советский экран”. - Странную внешним видом - такую нарочитую золушку, дурнушку. Странную своим первозданным, навсегда искренним отношением ко всему происходящему. Странную своим внезапно вспыхнувшим талантом к рисованию».4  

Творческий союз режиссера и актрисы был закреплен браком. На крыльях успеха они продолжили исследование природы таланта на современном материале. Г. Панфилов и Е. Габрилович написали сценарий фильма «Девушка с фабрики» - рассказ об еще одной «дурнушке» - Паше Строгановой, игравшей роль Бабы-Яги в самодеятельном спектакле, которая неожиданно получает приглашение сниматься в кино, причем, в роли Жанны д’Арк. Фильм в фильме. Действие кинокартины происходит в вымышленном городе Реченске, но образ его при написании сценария у авторов зримо стоял перед глазами - Муром. Проблемы выбора натуры не было. Творческая группа осталась в том же составе, но кроме И. Чуриковой и М. Кононова появились новые исполнители. Причем, не только актеры-профессионалы: роль режиссера Игнатьева, снимающего фильм о национальной героине Франции, была доверена киносценаристу Ю. Клепикову, а второго режиссера - второму режиссеру Г. Беглову. 

Творческая группа «Ленфильма» приехала на съемки в Муром в начале августа 1969 г., и база ее разместилась в клубе на улице Московской. Начались тяжелые, исполненные напряжения всех сил съемочные будни. График рабочего дня режиссера-постановщика Г. Панфилова был насыщен до предела. Даже специальному корреспонденту журнала «Советский экран», приехавшему на съемки, непросто было выкроить время - час! - чтобы сесть с ним в номере и поговорить. «Да, в эту группу не следует ехать, чтобы приятно и легко провести время».5 Проще было корреспонденту местной газеты: была возможность наблюдать съемочный процесс практически ежедневно и в полном объеме. И прессу, и местных жителей интересовал, конечно, вопрос, почему именно Муром избран местом съемок. 

«Могу сказать определенно, что это далеко не случайно, - сказал Глеб Анатольевич. - Муром, по-моему, это истинно русский город, с традициями народной старины. Именно таким мне представляется Реченск, где живет Паша. Кроме того, ваш город понравился нам по съемкам предыдущего фильма. Все относились к нам со вниманием: и городские деятели, и хозяйственные руководители, и жители Мурома. 

Глубоко убежден, что в гуще народа все время рождаются таланты и герои, - продолжал Г. Панфилов. - Подчас мы этого не замечаем. Нужно внимательно всматриваться в людей, и мы увидим, что и героизм, и талантливость проявляются не только в чрезвычайных обстоятельствах, как, например, война и революция. Эти чудесные человеческие качества живут и в обыденной обстановке, надо только уметь разглядеть их, понять человеческую душу».6  

Из атмосферы гражданской войны, «чрезвычайных обстоятельств» («В огне брода нет») Г. Панфилов погрузился в мирную обыденную жизнь - современную ему, а героиней сделал простую девушку с фабрики, причем, не красавицу. Талант у Паши дано «высмотреть» только режиссеру, приехавшему в Реченск из столичного города в поисках исполнительницы главной роли в его фильме, а для жителей провинциального городка она - как все. На танцах никто из парней на нее даже внимания не обращает. Для режиссера Г. Панфилова важна была типичная и вместе с тем по-своему выразительная натура Мурома. Она помогала.  

Муром безвозмездно предоставил ленфильмовцам свою «натуру», местные жители с удовольствием снимались в массовых сценах (с самой большой из них - на танцплощадке - начинается фильм), в проходных сценах на улицах города, в парке им. В. И. Ленина, помогали творческой группе живой силой. Одному молодому муромцу режиссер доверил произнести текст: «Аркадий, привет!» В роли Аркадия, женатого мужчины, в которого влюблена Паша, снимался популярный актер Л. Куравлев - у него в послужном творческом списке значились такие яркие образы, как Пашка Колокольников («Живет такой парень») и Шура Балаганов («Золотой теленок»). Другому муромскому парнишке была предоставлена честь «сдать на прокат» в одном кадре актеру М. Кононову велосипед...7 Натурные съемки фильма велись и за городом, в пойме Оки. В селе Спас-Седчино, примерно в двадцати километрах от города, по эскизам главного художника М. Гаухман-Свердлова была возведена декорация средневекового замка. Здесь снимались сцены допроса Жанны д’Арк судьями-инквизиторами, моления ее перед казнью. Несколько дней на этой слегка всхолмленной местности запечатлевались на пленку кадры движения войск на лошадях, пеших людей, бредущих за повозками с нагруженным скарбом. В Спас-Седчине снимался весь «французский блок». Все это было впечатляюще. Места эти полюбились группе еще во время съемок картины «В огне брода нет» в 1967 г. - в одном из заброшенных домов снимались кадры допроса Тани Теткиной, который вел белогвардейский полковник (Е. Лебедев), допытываясь, «верит ли она во всеобщую гармонию».8  

Название «Девушка с фабрики», как и в первом случае, оказалось рабочим. На экраны фильм вышел под названием «Начало». Муром оказался причастным к открытию незаурядного таланта И. Чуриковой.

Так получилось, что между двух ленфильмовских кинолент вклинилась картина «Главный свидетель» киностудии «Мосфильм». В осеннюю пору 968 г. И это было напоминанием того, с чего начиналась кинематографическая история Мурома - с А. П. Чехова. Режиссер Аида Манасарова, ученица С. А. Герасимова, решила перенести на экран рассказ «Бабы», и так как сам писатель считал название неудачным, то его заменили на «Главного свидетеля». Во время съемок оно считалось условным, но авторы ничего лучшего придумать не смогли. 

Главный свидетель - это внешне благостный, но по сути хищный человек, лицемер Матвей Саввич (А. Белявский), который, воспользовавшись отсутствием соседа Василия Каплунцова (М. Кислов), призванного на военную службу, увлекает его жену Машу (Е. Санаева). Однако, заметив серьезность ее чувства, решил порвать эту связь. Но цельная натура Маши не может примириться с тем, что ей вновь придется жить с вернувшимся с фронта нелюбимым мужем. Драма, разыгравшаяся в доме Каплунцовых, привела к тому, что Василий умер, а Машу обвинили в отравлении мужа. На судебном процессе Матвей Саввич был главным свидетелем. Своими ложными показаниями он дал основания для вынесения молодой женщине сурового приговора. 

«Рассказ Антона Павловича Чехова “Бабы” привлек меня своей современностью, остротой и актуальностью поставленных в нем морально-этических проблем, об ответственности каждого человека за свои поступки», - говорила во время съемок А. Манасарова.9  

 Действие рассказа происходит в селе Райбуже. В фильме на эту «роль» была утверждена улица Плеханова, находящаяся на окраине Мурома. Здесь нашли дома Матвея Саввича и Дюди (В. Санаев), в том числе и «двухэтажный дом на каменном фундаменте и с железной крышей - как раз против церкви». Только декораторам пришлось построить «постоялый двор» и поставить две иконы над входом в церковь. Актеры в гриме и костюмах и участники массовки заняли свои места и по команде режиссера «Мотор! Пошли!» съемка началась. 

«К давно закрытой маленькой церкви шли старушки, мужчины, изредка парни и девушки. Длинные юбки на женщинах и полотняные расшитые рубашки на мужчинах, высокие фуражки и сапоги, как нельзя лучше, дополняли окраину старой улицы. Дома украшены березками, а над входом в церковь, тоже украшенной зеленью, появились две новые иконы. Будто и на самом деле люди отмечали Троицу».10  

Любопытно, что актеры дочь и отец Санаевы вынуждены были временно покидать съемочную площадку в Муроме и уезжать в село Порецкое Суздальского района, где снимались в картине «Странные люди» В. М. Шукшина.  

Отсняв «летнюю натуру» в Муроме осенью, творческая группа «Главного свидетеля» уехала в Ялту, а потом вернулась в город на Оке - чтобы снять зимнюю натуру. В полку исполнителей ролей прибыло - среди них оказался трехлетний мальчик Тимур Шерман. Он призван был изобразить сиротку Кузьку - сынишку Матвея Саввича и Машеньки, которая умерла в остроге. Аида Ивановна Манасарова попросила маленького актера дать интервью корреспонденту местной газеты. «Понравился ли тебе, Тимур, Муром? - спросили его. - Очень, - ответил мальчик».11  

Муром с его старинными улочками и домами, церквями и монастырями, привольной Окой понравился кинематографистам «Ленфильма» и «Мосфильма»: режиссерам-мужчинам и режиссерам-женщинам. Они не могли не обратить внимания на знаменитые муромские леса. Большая часть фильма «Восхождение» («Мосфильм», режиссер Лариса Шепитько) зимой 1976 г. снималась в них. В основу картины была положена повесть белорусского писателя Василя Быкова «Сотников». Сценарий написал ленинградец Ю. Клепиков - тот самый, который снимался в фильме «Начало» (режиссер фильма об Орлеанской деве). Наверное, он и посоветовал постановщикам снимать белорусские леса, натуру, под Муромом. 

Сложнее было найти исполнителя главной роли: во-первых, актеру должно быть столько же лет, сколько лейтенанту Сотникову, во-вторых, он должен обладать мощной внутренней силой и творческой энергией, быть яркой личностью. И Л. Шепитько нашла такого актера в Свердловском театре юного зрителя. Его имя никому еще не было известно - Борис Плотников. «Главное, что поразило меня при встрече, - вспоминала Лариса Ефимовна, - глаза Бориса: они выдавали способность к внутренней работе. Дело в том, что духовность человека предполагает в первую очередь способность именно к внутренней работе. И если роль (такая, как Сотников) почти лишена внешних выразительных средств - поступков, неожиданно острого характера, речевых характеристик, то о духовности могут сказать только глаза… Борис умел молчать, и в этом был необыкновенно притягателен».12  

Своим обликом Сотников Б. Плотникова в фильме напоминает… Иисуса Христа - его герой осознанно принимает мучения и смерть. Съемки в Муроме стали восхождением к актерской славе не только для этого актера, но и другого - Владимира Гостюхина, работавшего мебельщиком-реквизитором в Центральном театре Советской Армии. 

«Как сейчас помню, мой первый в жизни съемочный день прошел под Муромом, в зимнем лесу, - вспоминает народный артист России Б. Плотников. - Мы с Володей Гостюхиным, который играл Рыбака (партизана, ставшего предателем - Ю. Б.), выходили из леса и шли к одной из партизанских стоянок. Зима в том году была очень суровая. Муромский край вошел в картину «Восхождение» как средоточие чего-то русского, светлого, белого. В Муроме начались мои киноуниверситеты, с самого начала мне досталась сложнейшая роль. Сотников прошел за те два дня, что отпущены ему в повести, все этапы морального, нравственного становления и на наших глазах превратился в героя. Так воспитана его душа». 13  

Великолепно сыграл роль следователя и палача Портнова актер Анатолий Солоницын, который уже бывал в Муроме (в картине «В огне брода нет» создал образ комиссара Евстрюкова). Фильм «Восхождение» принес славу его создателям, приумножил и славу отечественного кино - в 1977 г. на международном кинофестивале в Западном Берлине он был удостоен высшего приза «Золотой медведь». «Вот тогда я по-настоящему, с особой остротой осознал чувство Родины», - признался Б. Плотников.14 Часть успеха по справедливости должна принадлежать Мурому. 

Заканчивать обзор фильмов, снимавшихся в Муроме, приходится картиной «Хрусталев, машину!» режиссера А. Германа из Санкт-Петербурга. Его фильмы «Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах» имели трудную экранную судьбу. Последний же - тягомотную производственную. Съемочный процесс затянулся на несколько лет (1994-1998). Причина банальна: съемки неоднократно прерывались из-за отсутствия денежных средств. На выбор натуры режиссер приезжал в Гаврилово-Посадский район Ивановской области, в Бородино, где находится тюрьма строгого режима, в Суздаль, в Муром. События фильма разворачиваются незадолго перед смертью И. В. Сталина. Главный герой - врач, попадающий в застенок. Хрусталев - подручный зловещего Берия. Станция Безлесная вновь понадобилась, на этот раз для воссоздания убогости и неприглядности. Актер Владимирского драмтеатра В. Ходарин вспоминает, что четыре дня торчал здесь, играя маленькую роль - но с текстом! - опустившегося капитана-связиста, очкарика, который попрошайничает на выпивку. 

«Витя, сыграй мне так, чтобы я рыдал, - говорил мне Герман. - Мучил меня несколько дней. А сняли буквально за пятнадцать минут» - вспоминал автор.15  

Также в эпизодической роли снимался народный артист РФ И. Ю. Туйметов. А. Герман возил своего «Хрусталева» на кинофестиваль в Канны (Франция).  

Итак, подведем итог. На сегодняшний день в Муроме и его окрестностях снималось шесть фильмов, которые, как в капле воды, отражают историю и логику развития киноискусства в нашей стране. 

В заключение необходимо сказать несколько слов об участии некоторых уроженцев г. Мурома в кино. Самым известным является поэт, писатель и драматург Александр Гладков (1912-1976). Он был автором сценариев кинофильмов «Зеленая карета», «Невероятный Иегудил Хламида». По его пьесе, героической комедии «Давным-давно», кинорежиссер Э. Рязанов в 1962 г. поставил фильм «Гусарская баллада», приуроченный к стопятидесятилетней годовщине Бородинского сражения. «В 1961 году весной я перечитал пьесу Александра Гладкова “Давным-давно”. Озорная, написанная звонкими, яркими стихами, она рассказывала о смелых, лихих людях, которые весело дерутся, горячо влюбляются, бескорыстно дружат, готовы прийти на помощь другу, о людях, которые ценят шутку, застолье и вообще любят жизнь. Мне захотелось снять такой фильм».16  

Героическая кинокомедия имела очень большой успех у зрителя, так же, как многие другие картины Э. Рязанова. Мало кто знает, что в фильме «Карнавальная ночь» в главной роли - Серафима Огурцова - режиссер намеревался снимать уроженца г. Мурома, замечательного актера П. А. Константинова (с 1958 г. работал в Малом театре). Вот свидетельство самого Эльдара Александровича: «На эту роль я пробовал многих и наконец остановился на кандидатуре прекрасного и многогранного артиста Петра Александровича Константинова. Проба получилась убедительной. Правда, Огурцов Константинова не столько смешил, сколько страшил. На экране действовал очень взаправдашний, натуральный, зловещий чиновник. Фигура, созданная Петром Александровичем Константиновым, вызывала бы у зрителя глубокие и далеко не веселые аллюзии. Но Пырьев (директор «Мосфильма» - Ю. Б.), увидев пробу Константинова, забраковал ее категорически: “Роль Огурцова должен играть Игорь Ильинский!”»17 

В 1978 г. в Коврове и в селе Любец режиссер В. Грамматиков снимал лирическую комедию «Шла собака по роялю». На главную роль был приглашен выпускник Горьковского театрального училища Александр Фомин - уроженец Мурома.18  

 

Ссылки:

1 Муромский рабочий. - 25 июля. - 1956.

2 Богатенкова Н. // Муромский рабочий. - 17 мая. - 1967.

3 Из неопубликованной беседы автора с народным артистом РФ Г. А. Панфиловым, состоявшейся в мае 1994 г. // Архив автора.

4 Светлова Н. // Спутник кинозрителя. - № 6. - 1968. - С. 4.

5 Суркова О. // Советский экран. - № 1. - 1970. - С. 15.

6 Шехирев А. // Муромский рабочий. - 6 сентября. - 1969.

7 Шехирев А. // Муромский рабочий. - 29 августа. - 1969.

8 Суркова О. // Советский экран. - № 1. - 1970. - С. 16.

9 Баулин В. // Призыв. - 19 сентября. - 1968.

10 Костылев И. // Муромский рабочий. - 28 сентября. - 1968.

11 Костылев И. // Муромский рабочий. - 5 декабря. - 1968.

12 Лагина Н. // Советская культура. - 5 сентября. - 1985.

13 Белов Ю. // Владимирские ведомости. - 5 февраля. - 2001.

14 Лагина Н. // Советская культура. - 5 сентября. - 1985.

15 Из неопубликованной беседы автора с заслуженным артистом РФ В. Ходариным // Архив автора.

16 Рязанов Э. Неподведенные итоги. - М., 1997. - С. 81.

17 Там же. С. 51.

18 Голицын С. // Знамя труда. - 22 июня. - 1978.

дата обновления: 09-03-2016