Автор:
А. О. Амелькин (Воронеж)
ИКОНОПИСЦЫ РЯЗАНСКО-МУРОМСКОЙ ЕПАРХИИ В XVII в. ПО ЗАПИСНЫМ КНИГАМ РЯЗАНСКОГО АРХИЕПИСКОПА АНТОНИЯ
Если о художественной жизни Ярославля, Ростова, Москвы в XVII в. мы знаем достаточно много, то земли, входившие в Рязанско-Муромскую епархию, в этом отношении еще остаются слабоизученным регионом. Поэтому особый интерес представляет введение в научный оборот новых источников, содержащих сведения о деятельности рязанских иконописцев.
Одним из таких источников является «Записная книга рязанского архиепископа Антония», написанная в 1634 г. Она хранится в собрании Воронежского областного краеведческого музея и пока не имеет регистрационного номера. «Записная книга» представляет собой рукопись на ста пятнадцати листах XVII в. и двух листах, появившихся при переплетении в качестве форзацев, четвертого формата. Книга сшита из нескольких тетрадей, ранее существовавших по отдельности. Листы 1, 28 об., 29, 72 об., 73, 80 об., 81, 109 об., 110, 115 об. запачканы, т. к. они являлись первыми и последними страницами отдельных частей данной рукописи. Книга написана несколькими почерками XVII в. Стиль письма всех писцов - полуустав, переходящий в скоропись. Все тексты написаны коричневыми чернилами. Легко удается установить и имена всех писцов: текст на л. 1-26 писал старец Ефрем, на л. 29-70 об., 110-113 - старец Феодосий, на л. 81-108 об. - Иван Болтин. На л. 73-79 зафиксирована выплата денег дворянам, которые отправлялись на службу под Смоленск и расписывались в получении денег. Запись вел борисоглебский поп Иван. Использованная для «Записной книги» бумага имеет филиграни семи типов, причем каждый писец использовал свою бумагу. По листам книги идут скрепы: первая охватывает всю книгу, вторая - л. 81 об. - 108 об. Первая скрепа состоит из фразы: «К сей росходной и счотной книге приписал подъячий Клементий Ремезов»; вторая - из слов: «Иван Болтин» и «Руку приложил». С восемьдесят четвертого до сто восьмого листа внизу каждой страницы, кроме восемьдесят девятой, указаны суммы денег, учтенных на странице. В книге есть пустые строки и листы, количество которых отражено соответствующими надписями, сделанными, судя по почерку, несколько позднее. В тексте также есть пустые строки без подобных вставок. На л. 109 об. в левом верхнем углу коричневыми чернилами сделана надпись: «Книги приходные и росходные московского прошлого 142 году Ивана Болтина». Книга была переплетена в конце XIX - начале XX вв. Сейчас она имеет картонную переплетную крышку под зеленый мрамор и зеленый кожаный корешок.
«Записная книга рязанского и муромского архиепископа Антония» написана в 1634 г., о чем свидетельствует надпись, сделанная автором, при написании книги: «От ро: хри: 1634». Этой дате не противоречат ни почерк, ни филиграни.
Публикуемые расходные и приходные книги рязанского архиепископа содержат информацию о строительной и иконописной деятельности рязанского владыки. В них содержится информация о мастерах (иконописцах, серебряниках, плотниках, кузнецах, каменщиках), работавших на архиепископа; есть сведения об осуществляемых работах по созданию храмов, икон, церковной утвари и объеме затрачиваемых на это материалов; по их характеру можно судить о создаваемых иконах и храмах; есть данные о приобретении икон и их последующей судьбе, об осуществлении книгописной деятельности и даже о грамотности отдельной части рязанцев.
В расходных книгах рязанского архиепископа встречаются имена девяти иконописцев. Это Бажен Михайлов (Л. 10, 22, 40, 46, 68, 94 об., 95), Исайя Петров (Л. 10, 10 об., 14 об., 22, 40, 46, 68 об., 94 об., 95), Степан Григорьев (Л. 13 об.), Марк (Л. 17), Михаил (Л. 57 об.), Любим (Л. 106), Меркурий (Л. 106), Федор Боров (Л. 106 об.). Возможно, что к иконописному делу имел отношение и старец Саватий, дважды покупавший «к иконному делу» мел и клей (Л. 8, 55). Большинство из них упомянуты в расходных книгах лишь раз, Бажен Михайлов и Исайя Петров - постоянно. Это объясняется тем, что оба этих мастера были домовыми иконниками архиепископа (Л. 95). О Михаиле сообщается и его художественная специализация - знаменщик (Л. 1). Так назывались те иконописцы, которые размечали («знаменовали») композицию будущего изображения. Это разделение возникло в результате массового написания икон и нашло свое отражение в «Записной книге рязанского архиепископа». По некоторым записям можно догадываться об уровне квалификации отдельных мастеров. Так, ясно, что Степан Григорьев был почитаемым иконописцем, поскольку ему было доверено создание местного образа в церковь св. Автонома. Не случайно он упомянут не только по имени, но и по фамилии. Ясно также, что Любим, Меркурий и Федор Боров работали в Москве, а остальные мастера - в Рязани.
О некоторых из этих иконописцев нам известно и по другим источникам. Возможно, что Степан Григорьев - это Степан Рязанец, в1660 г. руководивший совместно с Симоном Ушаковым росписью Архангельского собора Московского Кремля. Иконник Меркурий, восстанавливавший по приказу рязанского архиепископа в Москве иконы деисуса, очевидно Меркурий Иванов, который в 1628-1629 гг. трудился над заказом Чудова монастыря.1 Работавший с ним Любим отождествляется с Любимом Агеевым - московским городовым знаменщиком. Не случайно в 1629/1630 г. он жил в вотчине именно Чудовского монастыря в погосте Шунга Минского стана в семи верстах от Костромы по Любимской дороге.2
Исходя из расходных книг, можно определить характер и объем производимых работ. Так, в октябре 1633 г. пишутся иконы для церкви Бориса и Глеба на посаде и церкви святого Автонома, «что в верху у Бориса и Глеба». 9 октября старец Саватей купил к иконному делу пуд мела, и у архангельского попа Никифора были приобретены к «церковному делу Бориса и Глеба 6 досок сосновых» (Л. 8-8 об.). Приблизительно в это же время (12 октября) в Москве по государя архиепископа грамоте куплено триста листов золота красного и триста листов золота двойного (Л. 83 об.). 17 октября Бажен и Исая получили деньги на материалы для деисусов (деисусный ряд иконостаса) на церковь Бориса и Глеба. Им в работе помогал плотник Киприян, тогда же взявший деньги на клей к деисусам в церковь Бориса и Глеба. Кроме того, Исаю были выданы деньги на фунт белил для образа Пречистой Богородицы Редечинской в храм св. Автонома. 21 октября ему же дано десять денег на ветошки для поволок к деисусам в церковь св. Автонома (Л. 10-10 об.). Судя по деньгам, ветошек было приобретено на восемь икон (см. Табл. I), что говорит о размерах храма. 27 октября состоялся «молебен священного мученика Автонома что на гоcударевом архиепископском посаде в церкви Бориса и Глеба», что свидетельствует о завершении основных работ (Л.11). В тот же день было дано иконнику Степану Григорьеву на ярь для храмового образа священомученника Автонома (Л. 13 об.).
В ноябре, очевидно, иконописные работы почти не велись. Так, 16 ноября иконник Исая получил деньги на краски лишь «к архиепископью келейному стулу да к нолою». Судя по количеству приобретенных материалов (на десять денег), объем работ был невелик (Л. 14 об.). 29 ноября дан иконнику Марку за пять пядничных икон Пречистой Богородицы рубль (Л. 17). Сведений об иконописных работах за январь месяц в «Записной книге» нет. А 5 февраля «дано иконникам Бажену да Исаю на клей да на ветошки на 20 икон» (Л. 22).
18 февраля домовые иконники Бажен и Исая поехали в Москву к архиепископу (Л. 22). Здесь они писали иконы для раздачи на праздник Пасхи. Так, 2 марта «куплено иконных красок вохры калужской 10 фунтов, вохры немецкой 2 фунта, белил 3 фунта, празелени 2 фунта, черлени 2 фунта, сурику 2 фунта, лазори фунт, бакану немецкого пол фунта, бокану чурсково 6 золотников, голубцу доброго 3 золотника, киноварю фунт с четью, 50 листов золота двойного. И те краски и золото отданы иконникам Бажену Михайлову да Исаю Петрову писать образы к празднику к Светлому Воскресенью на раздачу. Да к иконному же делу дано на яйца на 2 десятка, на чесноковоя зеля». 8 марта еще куплено олифы на четыре алтына и десяток яиц, которые также были отданы Бажену Михайлову и Исаю Петрову (Л. 94-94 об.). Итогом их работы стали, очевидно, те пятнадцать икон, на оклады к которым в тот же день приобретались золото, ртуть, свинец и клюква. Для этих же икон 18 марта были куплены ткани на подкладку (Л. 95-96 об.).
В мае домовые иконники архиепископа опять в Рязани. 29 мая им даны деньги на покупку клея и ветошек для девяти икон Пречистой Богородицы (Л. 40). В июне здесь идут приготовления к большим иконописным работам: в Москве и в Рязани приобретают краски. Так, 12 июня у дьякона Владимира куплен фунт белил на иконное дело (Л. 44 об. - 45), а 15 июня «куплено по архиепископской грамоте иконных красок мяхкия лазори на фунт, киноварю 2 фунта, празелени4 фунта, простой охры 6 фунтов, немецкой охры 2 фунта, псковской черлени 4 фунта, сурику 3 фунта, белил 4 фунта, бакану простого 1 фунт, бакану венецейского 4 золотника, бакану чурскова 2 золотника, голубцу 6 золотников, 5 аршин тафты светло зеленой, 40 золотников шелка разных цветов, цевка золота, цевка серебра, мухояру черного 3 аршина, тафты червчатой аршин, дорогов лазоревых пол аршина, полоса мыла костромского дано, коробочка лубеная 6 денег. И в той коробочке та покупка послана к гоcударю архиепископу на Рязань с Остафием Веселкиным да с Тиханом Копосовым в июнь 20 числа» (Л. 105-105 об.). Всего был заготовлено двадцать восемь фунтов двенадцать золотников красок.
Любопытна цветовая гамма этих красок. Сине-голубых красок был один фунт, зеленых - четыре, желто-коричневых - три, красно-коричневых - четырнадцать и белой - пять. Это соответствует той гамме цветов, которые мы знаем по сохранившимся рязанским иконам.
18 июня иконникам Бажену да Исаю было поручено написать десять пядничных икон и выданы деньги на необходимые для этого мел, поволоки и клей. В этот же день плотник Киприян купил к царским дверям клей (Л. 45 об. - 46). Спустя почти месяц, 14 июля, домовые иконники получают деньги на клей и поволоки к двенадцати пядничным иконам. На следующий день старец Саватей покупает «к иконному делу полпуда мела» (Л. 54 об.), а 16 июля «куплен зендян подокладные образа на подкладку» (Л. 54 об. - 55). Судя по ценам на зендян, в Москве было куплено не менее четырнадцати арщин, которых бы хватило на двадцать восемь икон. 17 июля плотник Киприян Иванов был занят изготовлением киота иконы Пречистыя Богородицы явление (Л. 55-55 об.). Тогда же знаменщик Михаил знаменовал кресты на покрове и на запоне крест подписывал (Л. 57-57 об.). Плотник Киприян 19 июля покупает киот к иконе Знамение Пресвятой Богородицы. 19 августа иконник Бажен приобрел клей и поволоки на церковные двери и на стены и на столбцы (Л. 68), а 22 августа «дано иконнику Исаю 10 денег к налою келейному да к стулу на синила да на клей да ему ж дано 2 алтына на мел да на двери царские» (Л. 68 об. - 6 9).
В первой половине 1634 г. в Москве иконами украшается связанная с Рязанским подворьем Троицкая церковь. Так, 23 мая «куплено в церковь живоначальной троицы 3 бруса на тябла по пяти сажен; к церковным к троим дверям 12 досок полуторнику 20 тесниц пол трети сажени на подбор в церковь же куплено в алтари 4 бруса двухсаженных» (Л. 101-101 об.). 30 июня иконнику Любиму на починку церковных дверей и столбцов и за олифу дано десять алтын, а иконнику Меркурию за олифу, израсходованную на починку «деисусов потмесных образов» - двадцать алтын (Л. 106). «Июль в 3 день дано иконнику Федору Борову за краски за дело 40 алтын писал в церкви живоначальной Троицы и в приделе Ивана Предтечи 4 тябла на одном летописе а на трех трав да киот над образом живоначальной Троицы что над папертью» (Л. 106 об.). 17 июля происходит освящение этого храма, для чего приобретается антиминс (Л. 57 об.).
Из записных книг Рязанского архиепископа видно, что круг выполненных в 1634 г. иконописных работ был разнообразным: это и росписи церкви, и деисусы, и, видимо, большие образы, и пядницы. Работы выполнялись как домовыми, так и другими иконописцами. Причем, последним платили за их труд. Домовые иконописцы не только осуществляли роспись храмов в Рязани, но и писали образы и пядницы для раздачи, а иногда и ремонтировали мебель. Краски для иконописных работ поступали преимущественно из Москвы и лишь порой приобретались у рязанских священнослужителей. Для больших работ краски приобретались по повелению архиепископа оптом. В то же время ветошки и клей покупали сами мастера по мере необходимости.
Иногда рязанский архиепископ вынужден был не заказывать у иконописцев, а «выменивать» образы. Чаще всего приобретение икон происходило в Москве. Так, 31 января «выменен образ Пречистой Богородицы Умиления» (Л. 92), 28 апреля «выменен образ Пречистой Богородицы Умеление» (Л. 99 об.), а 22 июня «дано извозщику провозу 10 денег привез с Москвы реки с судна на архиепископий двор деисус церковныя двери, месные образы, которые прислал гоcударь архиепископ из Переяславля (Рязанского)» (Л. 105 об.-106). Судя по тому, что домовые иконописцы были в это время заняты написанием иконок-пядниц, а плотник Киприян 18 июня только покупал клей к царским вратам, мастера рязанского архиепископа не могли участвовать в создании этого церковного убранства, и оно, скорее всего, было приобретенным. А 21 августа был «выменен образ пречистой Богородицы умиленной под оклад» (Л. 108).
Стоимость икон колебалась от 20 до 30 копеек (6 алтын 4 деньги, 8 алтын 2 деньги, 10 алтын). Эти иконы приобретались «под оклад». Так, образ Пречистой Богородицы Умиления, который был «выменен» 31 января «облажен серебром оклад басмяной с трубами венец ислова резные весу в том окладе рубль 30 алтын. Серебрянику за золото и за дело 20 алтын под тот же образ на подкладку куплено дорогов лазоревых пол аршина дано 4 алтына» (Л. 91об. - 92). Приобретенные иконы предназначались для раздачи. Так, про икону Умиление, «выменянную» 31 января, сказано: «А изготовлен тот образ святейшему патриарху и тот образ архиепископ поднесет святейшему Иосафу патриарху московскому и всея Руси». Про икону, приобретенную 28 апреля, говорится: «И тем образом благословил архиепископ патриарша сына боярского приходил от патриарха к архиепископу с платьем».
Приобретались и иные предметы, необходимые в храме. Так, 19 июля плотник Киприян купил «2 бораны красных да киот образной знамения Пречистыя Богородицы», а уже 25 июля «дано кузнецу Илье Васильеву 2 алтына 2 деньги что он купил олова да нашатырю к киоту знамения Пречистыя Богородицы на полуду» (Л. 61-61 об.). Был приобретен и крест.
В создании художественных ценностей, украшавших храмы Рязанской епархии, принимал участие и плотник Киприян Иванов. Так, 17 октября он вместе с иконниками Баженом и Исаей трудился над деисусом в церковь Бориса и Глеба (Л. 10), 18 июня «плотнику Киприку» пришлось трудиться над царскими дверями (Л. 45 об.), 17 июля он делает киот “пречистыя Богородицы явление” (Л. 55-55 об.). 19 июля плотнику Киприяну доверено купить «2 бораны красных да киот образной знамения пречистыя Богородицы». Причем, покупка эта достаточно дорога - 40 копеек (13 алтын 2 деньги) (Л. 57 об.). Очевидно, именно к этому киоту «на полуду» кузнец Илья Васильев 25 июля покупает «олова да нашатырю» на 2 алтына 2 деньги. Одновременно «к стулу олова и нашатырю он же купил на 8 денег» (Л. 61 об.).
Большую роль в украшении икон играла и работа серебряников. В Рязани специалистов-профессионалов этого дела, скорее всего, не было. Не случайно 25 июля лудить киот иконы Богородицы Знамение доверено не серебрянику, а кузнецу Илье Васильеву (Л. 61-61об.).
Профессиональные серебряники Кунега и Фрол жили, очевидно, в Москве. Так, приобретенный здесь 31 января образ Пречистой Богородицы Умиления обкладывался серебром. Оклад был басмяной с трубами с венцом и резной надписью, «весу в том окладе рубль 30 алтын. Серебрянику за золото и за дело 20 алтын» (Л. 92). «Март в 3 день дано серебряникам Кунеги да Фролу к серябряному делу на уголья на 2 меха 3 алтына 2 деньги на квасцы 6 денег на мыло 6 денег. Марта в 8 день... Того ж дня куплено 300 листов красного сусального золота... и то золото отдано домовому серебрянику Кунеге да Фролу на образные оклады на 15 икон 2 фунта свинцу дано 8 денег четверть фунта ртути дано 3 алтына 2 деньги клюквы на 2 деньги. Ртуть и свинец и клюква отданы тем же серебряникам к образному делу» (Л. 94 об. - 95 об.). 18 марта уже покупается ткань под окладные образа (Л. 96-96 об.). 21 августа выменен образ Пречистой Богородицы умиленной под оклад, а 23 августа «дано серебрянику от 5 окладов образных за босмянеи за золото и за крепленье от 5 образов рубль 16 алтын 4 деньги. Да к тем же 5 образам куплено на подкладку зендени червчетые пол трети аршина дано 5 алтын 5 денег» (Л. 108).
О работе серебряников говорят записи о покупках необходимых для их работы материалов. Так, 12 октября «куплено по государя архиепископа грамоте 300 листов золота красного дано 2 рубля 17 алтын 2 деньги. 100 по 20 по 8 алтын. 300 листов золота двойного дано 2 рубля» (Л. 83 об.). 15 июля приобретается «по государя архиепископа грамоте... буры 5 золотников..., образных гвоздей 4 узла 8 алтын, образного гвоздья болшого узел 3 лтына 2 деньги, атласу таусиннаго 2 аршина с четью, темно вишневаго атласу тоже 4 рубля 31 алтын 4 деньги, комки багровой 2 аршина рубль 26 алтын 4 деньги, тафты аршин темно вишневой винецейской 30 алтын, червчатой тафты аршин веницейской же рубль, дорогов лазоревых пол аршина 5 алтын 6 денег, червчатой 26 алтын 4 деньги, атласу лазоревого пол аршина 17 алтын 2 деньги, 100 листов золота красного 28 алтын коробочка лубеная в нее положена покупка 6 денег» (Л. 106 об.-107). Упомянутая в «Записной книге» коробочка не означает обязательную посылку купленного товара в Рязань.
Иногда осуществлялась переделка окладов, и тогда покупали ткани. Так, «июль в 16 день... куплен зендян подокладные образа на подкладку дано 25 алтын» (Л. 54 об.-55).
В целом следует признать, что «Записная книга Рязанского архиепископа» является ценным историческим источником по истории культуры Рязанского края.
Ссылки:
1 Кочетков И. А. Иконописание в Чудовом монастыре по данным расходных книг 1585-1586 и 1628-1629 годов // История и реставрация памятников Московского Кремля. - Вып. VI. - М., 1989. - С. 80.
2 Кудряшов Е. В. К биографии Любима Агеева //Археографический Ежегодник за 1977 г. - М., 1978. - С. 88.
дата обновления:
09-03-2016