поиск по сайту
Автор: 

А. О. Амелькин (Воронеж) 

  

ИКОНОПИСЦЫ РЯЗАНСКО-МУРОМСКОЙ ЕПАРХИИ В XVII в. ПО ЗАПИСНЫМ КНИГАМ РЯЗАНСКОГО АРХИЕПИСКОПА АНТОНИЯ 

 

Если о художественной жизни Ярославля, Ростова, Москвы в XVII в. мы знаем достаточно много, то земли, входившие в Рязанско-Муромскую епархию, в этом отношении еще остаются слабоизученным регионом. Поэтому особый интерес представляет введение в научный оборот новых источников, содержащих сведения о деятельности рязанских иконописцев. 

Одним из таких источников является «Записная книга рязанского архиепископа Антония», написанная в 1634 г. Она хранится в собрании Воронежского областного краеведческого музея и пока не имеет регистрационного номера. «Записная книга» представ­ляет собой рукопись на ста пятнадцати листах XVII в. и двух листах, появившихся при пе­реплетении в качестве форзацев, четвертого формата. Книга сшита из нескольких тетрадей, ранее существовавших по отдельности. Листы 1, 28 об., 29, 72 об., 73, 80 об., 81, 109 об., 110, 115 об. запач­каны, т. к. они являлись первыми и последними страницами от­дельных частей данной рукописи. Книга написана несколькими почерками XVII в. Стиль письма всех писцов - полуустав, переходящий в скоропись. Все тексты написаны коричневыми чернилами. Легко удается установить и имена всех писцов: текст на л. 1-26 писал старец Ефрем, на л. 29-70 об., 110-113 - старец Феодосий, на л. 81-108 об. - Иван Болтин. На л. 73-79 зафиксирована выплата денег дворянам, которые отправ­лялись на службу под Смоленск и расписывались в получении денег. Запись вел борисоглебский поп Иван. Использованная для «Записной книги» бумага имеет филиг­рани семи типов, причем каждый писец использовал свою бумагу. По листам книги идут скрепы: первая охватывает всю книгу, вторая - л. 81 об. - 108 об. Первая скрепа состоит из фра­зы: «К сей росходной и счотной книге приписал подъячий Клементий Ремезов»; вторая - из слов: «Иван Болтин» и «Руку прило­жил». С восемьдесят четвертого до сто восьмого листа внизу каждой страницы, кроме восемьдесят девятой, указаны суммы денег, учтенных на странице. В книге есть пустые строки и листы, количество кото­рых отражено соответствующими надписями, сделанными, судя по по­черку, несколько позднее. В тексте также есть пустые строки без подобных вставок. На л. 109 об. в левом верхнем углу коричневыми чернилами сделана надпись: «Кни­ги приходные и росходные московского прошлого 142 году Ивана Болтина». Книга бы­ла переплетена в конце XIX - начале XX вв. Сейчас она имеет картонную переплетную крыш­ку под зеленый мрамор и зеленый кожаный корешок. 

«Записная книга рязанского и муромского архиепископа Анто­ния» написана в 1634 г., о чем свидетельствует надпись, сделан­ная автором, при написании книги: «От ро: хри: 1634». Этой дате не противоречат ни почерк, ни филигра­ни.

Публикуемые расходные и приходные книги рязанского архие­пископа содержат информацию о строительной и иконописной дея­тельности рязанского владыки. В них содержится информация о мастерах (иконописцах, серебряниках, плотниках, кузнецах, каменщиках), работавших на архиепископа; есть сведения об осу­ществляемых работах по созданию храмов, икон, церковной утвари и объеме затрачиваемых на это материалов; по их характеру мож­но судить о создаваемых иконах и храмах; есть данные о при­обретении икон и их последующей судьбе, об осуществлении кни­гописной деятельности и даже о грамотности отдельной части ря­занцев. 

В расходных книгах рязанского архиепископа встречаются имена девяти иконописцев. Это Бажен Михайлов (Л. 10, 22, 40, 46, 68, 94 об., 95), Исайя Петров (Л. 10, 10 об., 14 об., 22, 40, 46, 68 об., 94 об., 95), Степан Григорьев (Л. 13 об.), Марк (Л. 17), Михаил (Л. 57 об.), Любим (Л. 106), Меркурий (Л. 106), Федор Боров (Л. 106 об.). Возможно, что к иконописному делу имел отношение и старец Саватий, дважды покупавший «к иконному делу» мел и клей (Л. 8, 55). Большинство из них упомянуты в расходных книгах лишь раз, Бажен Михайлов и Исайя Петров - постоянно. Это объясняется тем, что оба этих мастера были домо­выми иконниками архиепископа (Л. 95). О Михаиле сообщается и его художественная специализация - знаменщик (Л. 1). Так назывались те иконописцы, которые размечали («знаменовали») композицию будущего изображения. Это разделение возникло в результате массового написания икон и нашло свое отражение в «Записной книге рязанского архиепископа». По некоторым записям можно до­гадываться об уровне квалификации отдельных мастеров. Так, яс­но, что Степан Григорьев был почитаемым иконописцем, поскольку ему было доверено создание местного образа в церковь св. Авто­нома. Не случайно он упомянут не только по имени, но и по фа­милии. Ясно также, что Любим, Меркурий и Федор Боров работа­ли в Москве, а остальные мастера - в Рязани. 

О некоторых из этих иконописцев нам известно и по другим источникам. Возможно, что Степан Григорьев - это Степан Рязанец, в1660 г. руко­водивший совместно с Симоном Ушаковым росписью Архангельского собора Московского Кремля. Иконник Меркурий, восстанавливавший по приказу рязанского архиепископа в Москве иконы деисуса, очевидно Меркурий Иванов, который в 1628-1629 гг. трудился над заказом Чудова монастыря.1   Работавший с ним Любим отождествляется с Любимом Агеевым - московским городовым знаменщиком. Не случайно в 1629/1630 г. он жил в вотчине именно Чудовского монастыря в погосте Шунга Минского стана в семи верстах от Костромы по Любимской дороге.2  

Исходя из расходных книг, можно определить характер и объ­ем производимых работ. Так, в октябре 1633 г. пишутся иконы для церкви Бориса и Глеба на посаде и церкви святого Автонома, «что в верху у Бориса и Глеба». 9 октября старец Саватей купил к иконному делу пуд мела, и у архангельского попа Никифора бы­ли приобретены к «церковному делу Бориса и Глеба 6 досок сосновых» (Л. 8-8 об.). Приблизительно в это же время (12 октября) в Москве по государя архиепископа грамоте куплено триста листов золота красного и триста листов золота двойного (Л. 83 об.). 17 октября Бажен и Исая получили деньги на материалы для деисусов (деисусный ряд иконостаса) на церковь Бориса и Глеба. Им в ра­боте помогал плотник Киприян, тогда же взявший деньги на клей к деисусам в церковь Бориса и Глеба. Кроме того, Исаю были вы­даны деньги на фунт белил для образа Пречистой Богородицы Ре­дечинской в храм св. Автонома. 21 октября ему же дано десять денег на ветошки для поволок к деисусам в церковь св. Автонома (Л. 10-10 об.). Судя по деньгам, ветошек было приобретено на восемь икон (см. Табл. I), что говорит о размерах храма. 27 октября состоялся «молебен священного мученика Автонома что на гоcуда­ревом архиепископском посаде в церкви Бориса и Глеба», что свидетельствует о завершении основных работ (Л.11). В тот же день было дано иконнику Степану Григорьеву на ярь для храмово­го образа священомученника Автонома (Л. 13 об.).

В ноябре, очевидно, иконописные работы почти не велись. Так, 16 ноября иконник Исая получил деньги на краски лишь «к архиепископью келейному стулу да к нолою». Судя по количеству приобретенных материалов (на десять денег), объем работ был неве­лик (Л. 14 об.). 29 ноября дан иконнику Марку за пять пядничных икон Пречистой Богородицы рубль (Л. 17). Сведений об иконопис­ных работах за январь месяц в «Записной книге» нет. А 5 февра­ля «дано иконникам Бажену да Исаю на клей да на ветошки на 20 икон» (Л. 22).

18 февраля домовые иконники Бажен и Исая поехали в Москву к архиепископу (Л. 22). Здесь они писали иконы для раздачи на праздник Пасхи. Так, 2 марта «куплено иконных красок вохры ка­лужской 10 фунтов, вохры немецкой 2 фунта, белил 3 фунта, пра­зелени 2 фунта, черлени 2 фунта, сурику 2 фунта, лазори фунт, бакану немецкого пол фунта, бокану чурсково 6 золотников, го­лубцу доброго 3 золотника, киноварю фунт с четью, 50 листов золота двойного. И те краски и золото отданы иконникам Бажену Михайлову да Исаю Петрову писать образы к празднику к Светлому Воскресенью на раздачу. Да к иконному же делу дано на яйца на 2 десятка, на чесноковоя зеля». 8 марта еще куплено олифы на четыре алтына и десяток яиц, которые также были отданы Бажену Ми­хайлову и Исаю Петрову (Л. 94-94 об.). Итогом их работы стали, очевидно, те пятнадцать икон, на оклады к которым в тот же день приоб­ретались золото, ртуть, свинец и клюква. Для этих же икон 18 марта были куплены ткани на подкладку (Л. 95-96 об.).

В мае домовые иконники архиепископа опять в Рязани. 29 мая им даны деньги на покупку клея и ветошек для девяти икон Пречистой Богородицы (Л. 40). В июне здесь идут приготовления к большим иконописным работам: в Москве и в Рязани приобретают краски. Так, 12 июня у дьякона Владимира куплен фунт белил на иконное дело (Л. 44 об. - 45), а 15 июня «куплено по архиепис­копской грамоте иконных красок мяхкия лазори на фунт, киноварю 2 фунта, празелени4 фунта, простой охры 6 фунтов, немецкой охры 2 фунта, псковской черлени 4 фунта, сурику 3 фунта, белил 4 фунта, бакану простого 1 фунт, бакану венецейского 4 золот­ника, бакану чурскова 2 золотника, голубцу 6 золотников, 5 ар­шин тафты светло зеленой, 40 золотников шелка разных цветов, цевка золота, цевка серебра, мухояру черного 3 аршина, тафты червчатой аршин, дорогов лазоревых пол аршина, полоса мыла костромского дано, коробочка лубеная 6 денег. И в той коробоч­ке та покупка послана к гоcударю архиепископу на Рязань с Остафием Веселкиным да с Тиханом Копосовым в июнь 20 числа» (Л. 105-105 об.). Всего был заготовлено двадцать восемь фунтов двенадцать золотников красок.

Любопытна цветовая гамма этих красок. Сине-голубых красок был один фунт, зеленых - четыре, желто-коричневых - три, красно-коричне­вых - четырнадцать и белой - пять. Это соответствует той гамме цветов, ко­торые мы знаем по сохранившимся рязанским иконам. 

18 июня иконникам Бажену да Исаю было поручено написать десять пядничных икон и выданы деньги на необходимые для этого мел, поволоки и клей. В этот же день плотник Киприян купил к царским дверям клей (Л. 45 об. - 46). Спустя почти месяц, 14 июля, домовые иконники получают деньги на клей и поволоки к двенад­цати пядничным иконам. На следующий день старец Саватей поку­пает «к иконному делу полпуда мела» (Л. 54 об.), а 16 июля «куплен зендян подокладные образа на подкладку» (Л. 54 об. - 55). Судя по ценам на зендян, в Москве было куплено не ме­нее четырнадцати арщин, которых бы хватило на двадцать восемь икон. 17 июля плотник Киприян Иванов был занят изготовлением киота иконы Пречистыя Богородицы явление (Л. 55-55 об.). Тогда же знаменщик Михаил знаменовал кресты на покрове и на запоне крест подписывал (Л. 57-57 об.). Плотник Киприян 19 июля покупает киот к иконе Знамение Пресвятой Богородицы. 19 августа иконник Бажен приоб­рел клей и поволоки на церковные двери и на стены и на столбцы (Л. 68), а 22 августа «дано иконнику Исаю 10 денег к налою ке­лейному да к стулу на синила да на клей да ему ж дано 2 алтына на мел да на двери царские» (Л. 68 об. - 6 9). 

В первой половине 1634 г. в Москве иконами украшается связанная с Рязанским подворьем Троицкая церковь. Так, 23 мая «куплено в церковь живоначальной троицы 3 бруса на тябла по пяти сажен; к церковным к троим дверям 12 досок полуторнику 20 тесниц пол трети сажени на подбор в церковь же куплено в алта­ри 4 бруса двухсаженных» (Л. 101-101 об.). 30 июня иконнику Любиму на починку церковных дверей и столбцов и за олифу дано десять алтын, а иконнику Меркурию за олифу, израсходованную на по­чинку «деисусов потмесных образов» - двадцать алтын (Л. 106). «Июль в 3 день дано иконнику Федору Борову за краски за дело 40 ал­тын писал в церкви живоначальной Троицы и в приделе Ивана Предтечи 4 тябла на одном летописе а на трех трав да киот над образом живоначальной Троицы что над папертью» (Л. 106 об.). 17 июля происходит освящение этого храма, для чего приобретается антиминс (Л. 57 об.).

Из записных книг Рязанского архиепископа видно, что круг выполненных в 1634 г. иконописных работ был разнообразным: это и росписи церкви, и деисусы, и, видимо, большие образы, и пяд­ницы. Работы выполнялись как домовыми, так и дру­гими иконописцами. Причем, последним платили за их труд. Домо­вые иконописцы не только осуществляли роспись храмов в Рязани, но и писали образы и пядницы для раздачи, а иногда и ремонти­ровали мебель. Краски для иконописных работ поступали преиму­щественно из Москвы и лишь порой приобретались у рязанских священнослужителей. Для больших работ краски приобретались по повелению архиепископа оптом. В то же время ветошки и клей по­купали сами мастера по мере необходимости.

Иногда рязанский архиепископ вынужден был не заказывать у иконописцев, а «выменивать» образы. Чаще всего приобретение икон происходило в Москве. Так, 31 января «выменен образ Пре­чистой Богородицы Умиления» (Л. 92), 28 апреля «выменен образ Пречистой Богородицы Умеление» (Л. 99 об.), а 22 июня «дано извозщику провозу 10 денег привез с Москвы реки с судна на архи­епископий двор деисус церковныя двери, месные образы, которые прислал гоcударь архиепископ из Переяславля (Рязанского)» (Л. 105 об.-106). Судя по тому, что домовые иконописцы были в это время заняты написанием иконок-пядниц, а плотник Киприян 18 июня только покупал клей к царским вратам, мастера рязанс­кого архиепископа не могли участвовать в создании этого цер­ковного убранства, и оно, скорее всего, было приобретенным. А 21 августа был «выменен образ пречистой Богородицы умиленной под оклад» (Л. 108).

Стоимость икон колебалась от 20 до 30 копеек (6 алтын 4 деньги, 8 алтын 2 деньги, 10 алтын). Эти иконы приоб­ретались «под оклад». Так, образ Пречистой Богородицы Умиле­ния, который был «выменен» 31 января «облажен серебром оклад басмяной с трубами венец ислова резные весу в том окладе рубль 30 алтын. Серебрянику за золото и за дело 20 алтын под тот же образ на подкладку куплено дорогов лазоревых пол аршина дано 4 алтына» (Л. 91об. - 92). Приобретенные иконы предназнача­лись для раздачи. Так, про икону Умиление, «выменянную» 31 ян­варя, сказано: «А изготовлен тот образ святейшему патриарху и тот образ архиепископ поднесет святейшему Иосафу патриарху московскому и всея Руси». Про икону, приобретенную 28 апреля, говорится: «И тем образом благословил архиепископ патриарша сына боярского приходил от патриарха к архиепископу с плать­ем».

Приобретались и иные предметы, необходимые в храме. Так, 19 июля плотник Киприян купил «2 бораны красных да киот образ­ной знамения Пречистыя Богородицы», а уже 25 июля «дано кузне­цу Илье Васильеву 2 алтына 2 деньги что он купил олова да на­шатырю к киоту знамения Пречистыя Богородицы на полуду» (Л. 61-61 об.). Был приобретен и крест.

В создании художественных ценностей, украшавших храмы Ря­занской епархии, принимал участие и плотник Киприян Иванов. Так, 17 октября он вместе с иконниками Баженом и Исаей трудил­ся над деисусом в церковь Бориса и Глеба (Л. 10), 18 июня «плотнику Киприку» пришлось трудиться над царскими дверями (Л. 45 об.), 17 июля он делает киот “пречистыя Богородицы явле­ние” (Л. 55-55 об.). 19 июля плотнику Киприяну доверено купить «2 бораны красных да киот образной знамения пречистыя Богороди­цы». Причем, покупка эта достаточно дорога - 40 копеек (13 алтын 2 деньги) (Л. 57 об.). Очевидно, именно к этому киоту «на полу­ду» кузнец Илья Васильев 25 июля покупает «олова да нашатырю» на 2 алтына 2 деньги. Одновременно «к стулу олова и нашатырю он же купил на 8 денег» (Л. 61 об.). 

Большую роль в украшении икон играла и работа серебряни­ков. В Рязани специалистов-профессионалов этого дела, скорее всего, не было. Не случайно 25 июля лудить киот иконы Богоро­дицы Знамение доверено не серебрянику, а кузнецу Илье Василь­еву (Л. 61-61об.). 

Профессиональные серебряники Кунега и Фрол жили, очевид­но, в Москве. Так, приобретенный здесь 31 января образ Пречис­той Богородицы Умиления обкладывался серебром. Оклад был бас­мяной с трубами с венцом и резной надписью, «весу в том окладе рубль 30 алтын. Серебрянику за золото и за дело 20 ал­тын» (Л. 92). «Март в 3 день дано серебряникам Кунеги да Фролу к серябряному делу на уголья на 2 меха 3 алтына 2 деньги на квасцы 6 денег на мыло 6 денег. Марта в 8 день... Того ж дня куплено 300 листов красного сусального золота... и то золото отдано домовому серебрянику Кунеге да Фролу на образные оклады на 15 икон 2 фунта свинцу дано 8 денег четверть фунта ртути дано 3 алтына 2 деньги клюквы на 2 деньги. Ртуть и свинец и клюква отданы тем же серебряникам к образному делу» (Л. 94 об. - 95 об.). 18 марта уже покупается ткань под окладные образа (Л. 96-96 об.). 21 августа выменен образ Пречистой Богородицы умиленной под оклад, а 23 августа «дано серебрянику от 5 окла­дов образных за босмянеи за золото и за крепленье от 5 обра­зов рубль 16 алтын 4 деньги. Да к тем же 5 образам куплено на подкладку зендени червчетые пол трети аршина дано 5 алтын 5 денег» (Л. 108).

О работе серебряников говорят записи о покупках необхо­димых для их работы материалов. Так, 12 октября «куплено по государя архиепископа грамоте 300 листов золота красного дано 2 рубля 17 алтын 2 деньги. 100 по 20 по 8 алтын. 300 листов золота двойного дано 2 рубля» (Л. 83 об.). 15 июля приобретает­ся «по государя архиепископа грамоте... буры 5 золотников..., образных гвоздей 4 узла 8 алтын, образного гвоздья болшого узел 3 лтына 2 деньги, атласу таусиннаго 2 аршина с четью, темно вишневаго атласу тоже 4 рубля 31 алтын 4 деньги, комки багровой 2 аршина рубль 26 алтын 4 деньги, тафты аршин темно вишневой винецейской 30 алтын, червчатой тафты аршин веницейс­кой же рубль, дорогов лазоревых пол аршина 5 алтын 6 денег, червчатой 26 алтын 4 деньги, атласу лазоревого пол аршина 17 алтын 2 деньги, 100 листов золота красного 28 алтын коробочка лубеная в нее положена покупка 6 денег» (Л. 106 об.-107). Упо­мянутая в «Записной книге» коробочка не означает обязательную посылку купленного товара в Рязань.

Иногда осуществлялась переделка окладов, и тогда покупали ткани. Так, «июль в 16 день... куплен зендян подок­ладные образа на подкладку дано 25 алтын» (Л. 54 об.-55). 

В целом следует признать, что «Записная книга Рязанского архиепископа» является ценным историческим источником по ис­тории культуры Рязанского края. 

 

Ссылки:

 1   Кочетков И. А. Иконописание в Чудовом монастыре по данным расходных книг 1585-1586 и 1628-1629 годов // История и реставрация памятников Московского Кремля. - Вып. VI. - М., 1989. - С. 80.

 

2   Кудряшов Е. В. К биографии Любима Агеева //Археографический Ежегодник за 1977 г. - М., 1978. - С. 88.

дата обновления: 09-03-2016