поиск по сайту
Автор: 

О. А. Сухова (Муром)

 

ДРЕВНОСТИ МУРОМСКОГО ВОСКРЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

 

Настоящая статья является продолжением работы по воссозданию «образа» внутреннего убранства местных храмов в XVII-XVIII вв. По данной теме уже вышли статьи о «древностях» двух муромских монастырей - Троицкого и Спасского.1

Не известны источники, содержащие точные данные об основании муромского девичьего Воскресенского монастыря. «Выпись из писцовых книг города Мурома» 1566 г. и «Сотная грамота Муромскому посаду» 1573/1574 гг. указывают церкви Воскресения и Николы на Воскресенской горе.2 Под 1620 г. упомянута первая известная настоятельница монастыря - игуменья Маремьяна.3 Первое описание монастыря относится к 1624 г. Его повторяют составители Писцовой книги в 1636/1637 гг.4 В документе упоминается о приобретении Семеном Черкасовым земли для монастыря в 1617 г. Текст указывает на получение «игуменьей Маремьяной» грамоты на монастырские земли при царе Михаиле Федоровиче.5 В Писцовой книге рассказано об убийстве «литовскими людьми» в 1616 г. попа Ивана.6

Возникновение Воскресенского девичьего монастыря связано с родоначальником муромской купеческой семьи Черкасовых - купцом гостиной сотни Семеном Черкасовым. По его инициативе, вероятно, приход, где было два храма, был преобразован в монастырь. Это могло произойти еще в конце XVI в., но, скорее, в десятые годы XVII в., когда он приобретал землю для монастыря. Его сыновья во главе с Семеном Семеновым Черкасовым, а затем и потомки, были ктиторами этой обители на протяжении почти двух столетий. Их благотворительная деятельность подтверждена документами и летописями вкладов на церковных предметах.7Храмы Воскресения и Николы, упомянутые в описях последней трети XVI в., были перестроены, а их престолы переосвящены. Это следует из текста Писцовой книги 1636/37 гг.: «Да за ручьем на горе Воскресенской девичий монастырь. На монастыре церковь Воскресения Христова Бога нашего древяна о трех верхах на подклете верхи шатровые… да в приделе Собор Архистратига Гавриила да другой придел Великого Чюдотворца Николы да теплая церковь Введения Пресвятыя Богородицы древяна клетцки с папертью… и все церковное строенье Муромца Гостиные сотни Семена Семенова сына Черкасова с братьею».8

В середине XVII в. на средства тех же ктиторов вместо деревянных строений в монастыре были возведены каменные, сохранившиеся до настоящего времени.9 По указу 1764 г. Екатерины II Воскресен-ский монастырь был упразднен. В связи с этим в 1768 г. было произведено его подробное описание.10 В нем даны сведения о монастырских храмах: «В граде Муроме Воскресенской девич… Во оном церковь настоящая Воскресения Христова каменная о пяти главах. На них кресты железные позлащеные. По левую оной церкви сторону каменная паперть… В том же монастыре вторая церковь каменная во имя Введения Богоматери об одной главе…»11 Обитель была преобразована в Воскресенский приход города Мурома, закрытый в 1930 г. В 1998 г. здесь была возобновлена монашеская жизнь.

Для исследования «древностей» монастыря был привлечен ряд источников: «Писцовая книга города Мурома 1636/37 гг.», «Опись Воскресенского монастыря 1768 г.», «Опись древних церквей города Мурома и древних предметов, в них находящихся» конца XIX в., «Описание церквей и приходов Владимирской епархии» 1897 г., рукописи 1890-1900-х гг. из архива краеведа Н. Г. Добрынкина, инвентарные книги из архива Муромского музея. Сведения о предметах этого монастыря в дореволюционных и советских публикациях немногочисленны, порой ошибочны. Некоторые предметы Воскресенской обители упомянуты в статьях 1990-х гг. автора настоящей работы.12

Убранство деревянных храмов Воскресенского монастыря первой трети XVII в. представлено в Писцовых книгах: «…а в церкви Божия Милосердия (Воскресенской - О. С.) образ местной Воскресения Христа и Бога нашего обложен серебром позолочен венец сканной с финифтом две гривны басменные позолоченные да образ Пречистыя Богородицы Одигитрии обложен серебром позолочен другой образ местной Воскресения Бога нашего обложен серебром позолочен венец чеканной другой венец жемчужной гривна басменная да у Спасова образа венец чеканной гривна басменная да образ Рождества Пречистыя Богородицы на празелени венцы басменные да перед святыми местными образы 5 свечей поставных с красками двери Царские и сень и столбцы и Деисус и Праздники и Апостолы и Пророки все на золоте перед Деисусом паникадило медное да в олтаре образ Пречистыя Запрестольной на золоте крест воздвизальной обложен серебром сосуды Церковные оловяные да в приделе у архангела (собора архистратига Гавриила - О. С.) образ местной Великих Архистратига Михаила и Гавриила обложен серебром позолочен венцы сканные гривны басменные да образ Пречистыя Богородицы Одигитрии на золоте двери Царские и сень и столбцы на празелени да в олтаре образ Пречистыя Богородицы Запрестольной на празелени и сосуды Церковные оловяные да в другом пределе (Николы - О. С.) образ местной Великого Чудотворца Николы обложен серебром позолочен венец да три гривны басменые да образ местной Софии Премудрости Божией на празелени двери Царские и сень и столбцы на празелени да в олтаре образ Пречистыя Запрестольной на празелени сосуды Церковные оловяные да в теплом храме (Введения -О. С.) Божия милосердия образ местной Пречистыя Богородицы Введение обложен серебром позолочен венцы сканные с финифтом да образ местной Всех святых на золоте двери Царские и сень и столбцы и в тябле Деисус на празелени да в олтаре образ Пречистыя Богородицы Запрестольной на празелени сосуды Церковные оловяные да в Церкве книг Евангелие напрестольное печатное Евангелисты серебряные…»13

Основываясь на этом описании, можно представить лишь в общих чертах «образ» убранства холодного собора и теплого храма монастыря. В деревянном с тремя шатрами Воскресенском соборе был тябловый, очевидно, в четыре яруса, иконостас, по-видимому, единый для основного и придельных престолов. В нем было трое Царских врат: центральные и двух приделов. Всего в местном ряду находилось восемь икон. В центре, справа от врат, размещались сразу два «местных образа Воскресения». Один из них был храмовым, другой «замещал» традиционный образ Спасителя. Это, на наш взгляд, довольно любопытный прием, с помощью которого выделяется праздник Воскресения как основного, во имя которого освящен главный престол. Слева располагалась икона «Богоматерь Одигитрия» типа «Смоленской». Надо отметить, что это наиболее распространенный образ в местных рядах иконостасов этого времени в Муроме. Рядом находилась икона «Рождество Богоматери». Это также представляется нам не случайным. Здесь двукратно подчеркивается почитание Божией Матери и, возможно, еще это связано с тем, что главным почитаемым образом в городе был именно образ «Рождества Богородицы» в кафедральном соборе города.

Слева от центра, в местном ряду, располагались иконы придела: «Архангелы Михаил и Гавриил», «Богоматерь Одигитрия». Заметим, что в местном ряду из восьми икон было два образа Богоматери одного типа. Справа от центра, в местном ряду, находились иконы второго придела: «Николай Чудотворец» и «София Премудрость Божия». Последняя была единственным местным образом в городе в то время. «Софийные» иконы вообще чрезвычайно редки в Муроме. Здесь никогда не было ни храмов, ни приделов, освященных во имя Софии. До нашего времени не дошло ни одного муромского памятника данной иконографии. Появление иконы «Софии Премудрости Божией» в соборе Воскресения возможно связывать с ктиторами Черкасовыми. По роду своей службы и торговой деятельности они были связаны с Северо-Западом Руси, где было распространено почитание Софии.

Характер анализируемого документа не позволяет точно представить все ряды иконостаса. Из текста следует только то, что над Царскими вратами располагался Деисус, возможно, на одной доске; выше были выстроены праздничный, апостольский (видимо, деисусный с иконами апостолов) и пророческий. Вероятно, они располагались только над центральными «Царскими вратами» основного храма. В алтаре за каждым из трех престолов находились запрестольные образы Богородицы. А за главным - еще и «Воздвизальный крест». Почти все иконы местного ряда имели драгоценные уборы из серебра с золочением, исполненные в технике чеканки и басмы, с финифтью и жемчугом. Живописные элементы иконостаса были писаны «на золоте» и «на празелени». Обращает на себя внимание, что центральная часть иконостаса была выделена особо. Главные «Святые врата», иконы в центре и в верхних рядах и даже запрестольный образ были исполнены «на золоте». Царские врата приделов и иконы в основном - «на празелени».

В одноглавом деревянном теплом храме Введения иконостас, по описи, был в два ряда. В местном чине помещалось только две иконы: «Введение Богоматери во храм» и «Образ всех святых». В тябле - «Деисус», вероятно, из трех икон. В алтаре - запрестольный образ Богоматери. В это время в храмах монастыря еще не было дорогой серебряной утвари. Все церковные сосуды были оловянными. Зато иконы «Царские врата», «Воздвизальный крест» и напрестольное евангелие имели драгоценные украшения. Кроме того, в главном храме находилось медное паникадило и деревянные расписные «поставные свечи».

В середине XVII в. в монастыре произошли значительные изменения. По данным некоторых источников, уже в 1646 г. строится каменный собор Воскресения, позже Введенская каменная церковь.14 В эти храмы были перенесены древние иконы и предметы, а также заказаны новые. Мы не располагаем описью монастыря этого периода, но сохранился ряд драгоценных датированных вкладов, дающих некоторое представление о внутреннем храмовом убранстве после переустройства. Материал о нем также возможно вычленить из более позднего описания монастыря 1768 г. Иконостас, описанный в этом документе, представлял собой высокую пятиярусную конструкцию с большим количеством икон. Теперь в местном чине было уже не восемь, а четырнадцать икон вместе с «придельными». В него вошли семь из восьми древних образов. Не упомянута лишь икона «Рождество Богородицы». В центре справа по-прежнему находились два образа «Воскресения Христова» и икона «София Премудрость Божия». За ними оказалась ранее не упомянутая икона «Чудо архангела Михаила ветха». Слева, на прежнем месте, осталась икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская», за ней вместо образа «Рождества Богородицы» поместили икону Архангелов (из придела). Рядом - второй образ «Богоматери Одигитрии Смоленской» и новую икону «Нерукотворного образа Спаса».

Справа, в местном ряду придела Николы, теперь было не две, а три иконы: «Спаситель», «Николай Чудотворец» (древняя храмовая) и с другой стороны «Иерусалимская Богоматерь». Слева, в местном ряду придела Архангела Гавриила, также разместилось три образа: «Спаситель», «Архангел» (в описи вместо «Гавриила» - «Михаила»), «Иерусалимская Богоматерь». Примечательно, что в местном ряду еще более усилилась тенденция «повтора» образов. Так, теперь в нем не только два «Воскресения» и две «Смоленские Богоматери», но и две иконы «Спасителя» и пара икон «Богоматери Иерусалимской». В отличие от икон «Смоленской Богоматери», широко распространенных в Муроме, иконы «Богоматери Иерусалимской» здесь достаточно редки. Появление в иконостасе Воскресенского собора сразу двух богородичных икон данного извода, возможно, также объясняется вкусами и пристрастиями заказчиков - Черкасовых. Иконы «Иерусалимской Богородицы», вместе с упомянутым выше образом «Софии Премудрости Божией», привнесли в муромский иконостас некий «новгородский элемент».

По-прежнему, в алтарной преграде трое «Царских врат» - главные и приделов, все «писаны из красок», а центральные еще и «обложенные по местам серебром». В основном иконостасе «во втором ярусе над царскими дверьми в деисусе образ Спасителев, при нем протчих святых икон осмнадцать, на коих венцы, цаты, поля и оклады серебряные и позлащенные. В третьем, четвертом и пятом, пятьдесят восемь икон апостольские, пророческие и праотеческие».15 Не совсем ясен порядок и состав икон в рядах иконостаса. Зато конкретно указано число досок, которых всего было шестьдесят семь. Во втором ярусе «в деисусе» указано девятнадцать икон, включая образ Спасителя. Над ним назван апостольский ряд. Так называли чин, который теперь чаще обозначают как деисусный. В муромских описях храмов в одном и том же иконостасе встречаются, так же, как и здесь, и деисусный, и апостольский как два разных ряда. В более ранней описи 1636/37 гг. под указанным «деисусом» возможно представить тябло - «коруну» с трехфигурным изображением, а под апостольским чином - собственно деисусный. В анализируемой описи XVIII в. под «деисусом» вероятно подразумевается именно ряд икон святых, обращенных к Спасителю. Возможно, что, указанный здесь апостольский ряд, был вторым деисусным чином. Обозначенные в документе пророческий и праотеческий чины соответствуют сложившейся к тому времени схеме. В описи нет упоминаний о праздничном чине. Над местными иконами приделов, как и раньше, помещались только «деисусы». В правом находилось одиннадцать, а в левом - девять икон.

Иконостас теплой Введенской церкви предположительно был создан около 1659 г. По данным анализируемой описи монастыря 1768 г. он, как и в деревянном храме, был двухъярусным, но значительно расширен. В местном ряду вместо двух икон находилось пять. Справа от «Царских врат» был помещен «Образ Воскресения» (вместо образа «Всех святых») и икона «Николай Чудотворец». Слева - прежний храмовый образ «Введение Богородицы во храм», иконы «Положение во гроб» и «Собор Архистратига Михаила». «Над оными местными образами в деисусе двадцать девять икон разных святых».16 Представляется сомнительным, чтобы такое большое количество икон на небольшой по ширине алтарной стене этого храма могло относиться собственно к Деисусу. Возможно, он на одной или трех досках был только над Царскими вратами. Все остальные указанные иконы, вероятно, были небольшими, так называемыми «мирскими» образами самых разных святых, либо пядничными, минейными.

В середине XVII в. в монастыре появляются драгоценные богослужебные предметы: литургические приборы, кадила, напрестольные кресты, оклады евангелий. Все они, в основном, заказывались на средства тех же ктиторов обители - купцов гостиной сотни братьев Черкасовых. Часть этих произведений сохранилась до настоящего времени. Это вклады 1646, 1648, 1650 гг. Все значительные преобразования в Воскресенском монастыре принято относить к середине XVII в. Однако нет достаточно определенных данных ни о времени возведения каменного Воскресенского собора, ни о времени его украшения. В источниках и литературе встречаются разные датировки собора, то 1646 г., то 1658 г.17Возможно, строительство продолжалось все это время. Упомянутые датированные драгоценные вклады, на наш взгляд, могли быть сделаны ктиторами уже в новый каменный собор.

Нам неизвестны документальные источники, говорящие, что в монастыре были какие-то значительные изменения в интерьерах храмов в период от середины XVII до 1764-68 гг., т. е. до того времени, когда он был упразднен и описан. В первой четверти XIX в. во Введенской церкви был устроен новый придел иконы Иверской Богоматери, иконостас заменен. В 1835 г. в Воскресенском соборе был также создан новый иконостас.

Опись 1768 г. является важным и довольно подробным источником, где представлено внутреннее убранство храмов монастыря. Нами уже были показаны по данному документу иконы, находящиеся в иконостасах. В этой описи перечислены также иконы, находившиеся в других местах храмов. Так, в Воскресенском соборе «на налое в киоте три образа, первый Спасителев, второй Владимирской Богоматери, на них венцы, цаты и поля серебряные позлащенные, из коих в Богоматерном венце и цате шесть вишневых, да четыре синих камней, третий Иерусалимской Богоматери. На нем четыре венчика маленьких серебряных позлащенных».18 Характер описанного убора икон позволяет предположить, что эти произведения относятся, скорее всего, не позднее, чем к XVII столетию. Обращает на себя внимание и то, что образ Иерусалимской Богоматери находился на аналое перед иконостасом, где, как было показано выше, в местном ряду стояло сразу две иконы этого извода. В трапезной собора находились: «образ Отечествия, да по сторонам разные Святые девять образов ветхие».19 Пометка о ветхости икон позволяет считать их памятниками, по крайней мере, XVI-XVII вв.

Во Введенской церкви указан «за престолом образ Муромской Богоматери».20Упоминание этой богородичной иконы в местной описи XVIII в. особенно ценно. Икона Муромской Богоматери считается покровительницей города. Однако она редко встречается в муромских источниках. Сохранившиеся в городе памятники данной иконографии датируются XIX в.21 Икона, указанная в анализируемом источнике, могла быть написана в то же время, что и известный по описанию XIX в. образ Муромской Богоматери 1730 г. церкви Рождества Христова в Муроме руки местного изографа Александра Казанцева.22 Перед иконостасом Введенского храма «на налое образ Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками, при ней пелена камчатая. На другом налое образ всем скорбящим, на нем два венца и поля серебряные и позлащеные, убрус да борок жемчужные пелена камчатая… При той же церкви трапеза, в ней по стенам образов семь, из коих на 4-х образах венцы и поля серебряные и позлащеные».23 Скорее всего, это были произведения XVII - не позднее первой половины XVIII вв.

Достаточно подробно в описи 1768 г. представлены драгоценные серебряные предметы. Все евангелия четырех престолов в монастыре были в драгоценных окладах. Серебряными названы также три комплекта литургических приборов и три кадила, ковшик и укропник, три напрестольных благословляющих креста, ковчег на святые дары. Кроме того, описаны медные водосвятные чаши и паникадила, лампады, кадило; жестяные подсвечники и лампады; оловянный ковчег «на запасные дары». Важным дополнением убранства храмов служили различные покровы, пелены, завесы из тканей. Здесь они представлены ярко и разнообразно. Одеяния и покровы для престолов и жертвенников были «камчатые травчатые, голубые, красные, дикого цвету», «изарбатные полосатые». Завеса Царских дверей - «флеровая дикого цвету»; пелены подвесные к иконам - «камчатые красные», «из коих некоторые вышиты золотом и серебром». Полно представлено содержимое ризницы, находящейся под колокольней. В ней «риз священных десятеры; стихарей пять; епитрахилей семь, да на одной - семь пуговиц с репейками серебряные; орарей три; воздухов и покровов разных, числом двадцать четыре; две пелены, пукетовая да шитая по атласу золотом и серебром; поручей семеры, в том числе первые шиты золотом по атласу; вторые - рытого бархату с золотом; два пояса шелковых; плащаница на китайке, у Господа и Богоматери венцы жемчужные».24 Содержание документа позволяет особо выделить предметы лицевого шитья. По церковному преданию здешние монахини занимались золотым и лицевым шитьем. Это подтверждается как описями, так и сохранившимися памятниками с инициалами монахинь, надписями о принадлежности Воскресенскому монастырю.

Приведенные в статье описи Воскресенского монастыря создают яркий праздничный «образ» внутреннего убранства храмов в XVII-XVIII вв. Особенно репрезентативен он был в пору своего расцвета - в середине XVII в. Интерьер просторного, светлого, бесстолпного Воскресенского собора и сейчас впечатляет и создает приподнятое настроение. Он сильно отличается по объему от других монастырских храмов города XVII в. Собор строился по образцу московский церквей этого времени. Столичный вкус его создателей, купцов гостиной сотни Черкасовых, преобладал и в убранстве интерьеров. Высокий иконостас с многочисленными иконами в драгоценных окладах, серебряная утварь, великолепные дорогие тканые расшитые пелены сливались в единый ансамбль, создавали вещественный «образ», отвечающий невещественному смыслу праздника Воскресения, которому посвящен главный престол монастыря.

Этот роскошный ансамбль давно разрушен и существует теперь только в «виртуальном мире». Всего сохранилось около тридцати произведений, которые в основном хранятся в Муромском музее. Памятников XVI-XVIII вв. - двадцать один. Все они представлены в публикуемом ниже каталоге. В него включено также два описания конца XIX в. из архива краеведа Н. Г. Добрынкина. Несколько произведений представляются наиболее значимыми для презентации истории и искусства Воскресенского монастыря. Это утраченный древний резной образ Николы Можайского, напоминающий о предистории обители, происходящий, вероятно, из деревянной церкви «Николы на Воскресенской горе», упомянутой в описях города XVI в. (Д-1). Второй памятник - местный образ «Богоматерь Одигитрия Смоленская» XVI в., единственная сохранившаяся ранняя икона монастыря (Кат. 1). Третий - напрестольное евангелие 1646 г. в драгоценном серебряном окладе, дар Гаврилы Семеновича, представителя семьи Черкасовых, ктиторов обители (Кат. 6). Четвертый - воздух «Распятие» XVII в., изысканное по иконографии и тонкое по исполнению произведение, шитое монахинями в эпоху расцвета девичьего монастыря (Кат. 19). Пятое произведение - редкое по форме кадило с готическим шпилем XVII-XVIII вв., не имеющее аналогов в русском прикладном искусстве (Кат. 9). Последнее - колокол, отлитый в Москве в 1674 г. и расколотый в 1933 г. Разбитый на фрагменты, он символизирует разрушение муромского Воскресенского монастыря (Кат. 17).

 

Каталог

 

Описания Н. Г. Добрынкина несохранившихся «древностей» Воскресенского монастыря

 

Д-1. Николай Чудотворец, называемый «Можайский» церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, что при Воскресен-ском храме, в городе Муроме. Рукопись. Фото. 1890 г. // МИХМ. Инв. № М-13505. № 19. Л.1-2-об.

«В церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, что при Воскресенском храме, в гор. Муроме, Владимирской губернии, есть древней живописи, вырезанный выпукло в доске, Николай Чудотворец «Можайский». Вокруг главы Святителя венчик; по фелони, в верхней ее части, начертаны киноварью круги, с четырехконечными крестами в них, омофор спускается к низу и проточен по краям мелким бордюром. Окраска лика и одеяния - темных колеров. В правой руке держит меч, немного закругленный, а в левой - одноглавую церковь. В верхних углах иконы изображены Иисус Христос и Божия Матерь. Поверх угодника надпись: «Святый Николай Чудотворец». Вышина доски - 1 1/4 арш. (88,9 см - О. С.), ширина - 1 1/32 арш. (73,34 см - О. С.); величина Святителя 1 арш. 2 3/4 верш. (124,46 см - О. С.). Живопись с резьбой XVII столетия. Фотографическое изображение Николая Чудотворца Можайского было при реферате в рассмотрении VIII Археологического Съезда в Москве, в январе 1890 года».

Источники. Литература. (Сост. - О. С.). «Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся». Рукопись XIX в. НА МИХМ. 29. Л. 30. Приписка карандашом:«Введенская церковь. Вырез. Ник. Мож. XVI в.»; Добрынкин Н. Г. Упоминание о докладе «О «резных иконах» Мурома и уезда» // Труды VIII Археологиче-ского съезда в Москве. 1890. - Т. IV. - М., 1897. - С. 120; Сухова О. А. Памятники культовой деревянной скульптуры. По материалам муромского краеведа Н. Г. Добрынкина (1835-1902) // Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Материалы конференции 13-17 июня 1995 г. - Архангельск, 1995. - С. 101.

Д-2. «Индития (пелена) Воскресенской церкви, города Мурома».Рукопись. Фото. 1891 г. // МИХМ. Инв. № М13534/3. № 175. Л. 1-2.

«26 VI 1891 г. Графине П. С. Уваровой и в Московское Археологическое общество. В 1894 г. 26 I в Импер. М. А. 1 экз. с описанием.

Древняя индития (напрестольная пелена), шитая шелками, золотом и серебряною нитью; хранится в раме, за стеклом, в алтаре Воскресенской церкви, г. Мурома. Пелена почти квадратной формы длиною 1 арш. 6 1/4 верш. (98,92 см - О. С.), шириною - 1 арш. 5 верш. (93,37 см - О. С.), на ней мелким швом вышиты Архангелы Михаил и Гавриил в нимбах, с трезубцами в руках, опущенными долу. Над ними, в полукружии, Иисус Христос, поясной, в кресчатом нимбе. Исполнение шитья таково: черным шелком оконтурованы все фигуры и трезубцы; шоколадным - мелко застланы лики, руки и поле в полукружии Христа; тем же шелком, с серебряною нитью, расшиты узорно - фон и подножия Архангелов; серебряною нитью нимбы, крылья, верхние одежды, надписи над святыми изображениями: «IС - ХС» - «архангелъ Михаилъ» - «архангелъ Гавриилъ». Картина и надпись вокруг нее, обрамлены широкими полосами и золотою нитью; по зеленой, шелковой материи, вышита с четырех сторон, каймой, древне-славянская вязь, которая содержит тропарь и кондак Архангелам. У подножия - «небесных воиновъ архистатизи молим васъ мы нидостойни яко да вашими молитвами покрыете насъ кровомъ крылъ невещественныявашея славы сохран» - с левой стороны -«юще насъ молящихся прилежно и вопиющихъ от бъдъ избавите насъ яко и чиноначальницы вышнимъ силамъ» - Вверху - «Архистратизи божiи спаси и божественныяславы глаголемъ начальницы ни оставь»- с правой стороны - «нищы человекомъ еже полезное просите намъ велия милости яко безплотнымъАрхистратизи». Надо полагать: шитье монахинь, прежде существовавшего здесь, в XVII столетии (в другом экземпляре описания пелена датирована XVI в. - О. С.) Воскресенского девичьего монастыря».

Источники. Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся… Л. 32. № 22: «Пелена шелковая, шитая серебром с изображением Архангелов Михаила и Гавриила; по краям ее вышита надпись, на верхней и правой сторонах написан кондак Архангелам: “Архистратизи Божии, служители Божественныя славы…”, а по нижней и левой сторонам - тропарь: “Небесных воинств Архистратизи…”. Вышина ее 1 арш. и ширина 1 аршин. XVII в.»; Инвентарная книга № 1. (КП) Отдел искусства. Муромского музея местного края. 1930-е гг. НА МИХМ. 70. Л. 93 об.-94. № 532. «Пелена-хоругвь» XVII в.»

 

Каталог сохранившихся предметов

из Воскресенского монастыря

 

Иконы

 

Кат. 1. Богоматерь Одигитрия Смоленская.

Вторая половина XVI в.

Москва (?).

Дерево, темпера.

121 х 98 см

МИХМ. Инв. № ММ-20313. ЦМиАР. ВП-95.

Поступила из Воскресенской церкви в 1930 г.

В 1963 г. икона взята на реставрацию в ЦМиАР. Находится в процессе реставрации с 2001 г.

Источники. Литература. Писцовая книга г. Мурома 1636/37 гг. // НА МИХМ. Рукопись XIX в. Л. 30 об. - «Да образ Пречистыя Богородицы Одигитрии, обложен серебром позолочен»; Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. // ЦГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 245. Л. 69: «…третий Смоленския Богоматери, на нем окладу поля, венец и цата серебряные позлащеные, басемные, в коих камней бирюзовых да вишневого цвету по девяти, убрус и два борка жемчужные, в них два камня бирюзового цвету»; «Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся». Л. 30. № 3: «На северной стене, за стеклянною позолоченною рамою, помещается другая икона Смоленския Божия Матери. На ней и Спасителе венцы… и цаты и оклад сребропозлащенные, без пробы, ризы по бархату вышиты золотом и по местам унизано некрупным жемчугом; под иконою по металлу вырезана надпись: «К Богородицъ прилежно нынъ притецемъ» Высота иконы 2 арш., ширина 1Ѕ. Поля иконы темно-орехового цвета. XVII в.»; Инвентарная книга № 1. (КП) Отдел искусства… Л. 23 об.-24: «Икона Смоленской Богоматери без венчика, в басемном окладе. Написана на темно-коричневом фоне. Доски с выемкой… 16 в. Поступила из Воск. Ц., где находилась на левом клиросе 19 1. 1930 г.»; Инвентарная книга № 26. Иконы и живопись на дереве. НА МИХМ. 98. Л. 17 об.-18: «Половина лица и грудь Христа расчищены. Края и фон обложены серебряной басмой. В правой стороне 3 серебряных клейма с надписью. Дека с выемкой. Жив. 16 в.»; Добронравов В. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып. IV. - Владимир, 1897. - С. 148: «Далее в нижнем ярусе иконостаса помещены две древние иконы Смоленской Божией Матери. На этих иконах только ризы позднейшего времени»; Масленицын С. И. Муром. - М., 1971. - С. 12: «Работы столичных иконописцев в XVI веке поступали и в деревянные церкви Мурома. В… Воскресенской церкви хранилась прекрасная икона - Богоматерь Одигитрия, написанная талантливым московским иконописцем. Это несколько сумрачная по колориту икона интересна не только своей выразительной характеристикой образа богоматери, но и богатой орнаментовкой одежд, облекающих фигуры Марии и младенца».

Изображение не публиковалось.

 

Кат. 2. Троица Ветхозаветная. XVII в.

Дерево, темпера.

31 х 26 см

Инв. № М-6775.

Поступила из Введенской церкви в 1938 г.

Живопись под записью. Доска с ковчегом.

Не упоминалась в источниках и литературе; изображение публикуется впервые.

 

Кат. 3. Вознесение Господне. XVII в.

Дерево, темпера.

31 х 26 см

Инв. № М-6789.

Поступила из Введенской церкви в 1938 г.

Доска с ковчегом.

Не упоминалась в источниках и литературе; изображение публикуется впервые.

 

Кат. 4. Воскресение Христово с Праздниками и евангельскими сценами. XVIII в. (?)

Дерево, темпера.

143 х 122 см

Инв. № М-6632.

Поступила из Воскресенской церкви в 1930 г. Находилась на правом клиросе.

В среднике изображена сцена Воскресения. Вокруг - двадцать четыре клейма. Живопись находится под профилактическими заклейками. В настоящее время не подлежит точной датировке. При поступлении в музей в книге поступлений она зафиксирована как икона XVII в., в инвентаре 1930-х гг. дата опущена, в новой книге поступлений 1982 г. определена как произведение XVIII в.

Возможно, что именно эта икона упомянута в следующих источниках и литературе:Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. // ЦГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2451. Л. 66 об.: «Местные образа. По правую сторону, первый Воскресения Христова, на нем два венца и две цаты и поля, а притом по многим местам оклады, да еще семь венчиков маленьких серебряные и позлащенные»; Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся. Л. 30. № 1: «В нижнем ярусе иконостаса, по правую сторону царских врат находится храмовый образ Воскресения Христова; на нем риза сребропозлащенная 84-й пробы, весом 17 фунтов 10 золотников. Сделана она из окладов оного образа и царских старых врат с прибавлением нового серебра. Вышина иконы 2 арш. (142,2 см - О. С.), ширина 1 арш. 6 вершков (97,5 см - О. С.)...»; Добронравов В. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. С. 148: «Иконы в иконостасах почти все оставлены древние. По правую сторону царских врат находится древняя икона Воскресения Христова в новой серебряной вызолоченной ризе».

Изображение публикуется впервые.

 

Кат. 5. Воскресение Христово со сценами земной жизни Христа. XVIII в. (?)

Дерево, темпера.

125 х 90 см

Инв. № М-6647.

Поступила из Воскресен-ской церкви в 1930 г.

В центре изображен Иисус Христос. По сторонам - группы предстоящих святых. Среди них - Мария Магдалина, целующая руку Спасителя. Вверху - ряд из шести клейм со сценами земной жизни Христа. Живопись не раскрыта. Доска с ковчегом. Возможно, что эта икона упомянута в источнике: Описи Воскресенского монастыря 1768 г.: «…второй образ Воскресения Христова, на нем поля да тридцать венцов серебряные и позлащенные».

Не упоминалась в литературе; изображение публикуется впервые.

 

Декоративно-прикладное искусство

 

Кат. 6. Евангелие. Оклад.

1646 г.

Муром (?)

Дерево, серебро; чеканка, резьба, золочение; бирюза, искусственные камни.

41,5 х 29 см

ВСМЗ. Инв. № В-29.

Происходит из Воскресенского монастыря в Муроме.

Лицевая доска переплета украшена серебряной золоченой чеканной пластиной с «травчатым» узором. На пластине - три оправы с бирюзой и искусственным камнем. Одна оправа пустая. На дробницах - евангелисты и распятие с четырьмя предстоящими.

На отвороте пластины вырезана вкладная надпись: «Лета 7154 (1646) году приложил сие евангелие напрестольное в церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в Муроме и девичьем монастыре гостиной сотни торговый человек Гаврило Семенов сын Черкасов по моих родителех и по своей душе в вечные поминов (ение)» (надпись обрывается).

Источники. Литература: Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. Л. 69 об.: «Напрестольное евангелие, на нем верхняя доска с обеих сторон средники и наугольники серебряные и позлащенные, на верхней доске два камня синих, да два алых»; Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся. Л. 30 об.: Пометка карандашом неразборчиво: «Евангелие 1646 г. в 1889 г. отдано (?)»; Добронравов В. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. С. 148: Упоминание с воспроизведением вкладной надписи; Трофимова Н. Русское прикладное искусство XIII - начала XX вв. Из собрания Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. - Кат. Ил. 64. - М., 1982. - С. 174-175; Сухова О. А. Группа серебряных вкладных вещей из собрания Муромского историко-художественного музея // Сборник Калужского художественного музея. - Вып. 1. - Ч. 1. - Калуга, 1993. - С. 98, упоминание; Она же. Коллекция лицевого шитья в Муроме // Древнерусское художественное шитье. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. X. С. 88, упоминание.

Аналогии: Евангелия. Оклады. 1645, 1648 гг. МИХМ. Инв. № М-5081, 5082. О них упоминания и иллюстрации см.: Масленицын С. И. Муром. С. 32. Ил. 73; Сухова О. А. Группа серебряных вкладных вещей… С. 97-98. Ил. 65; она же. Иконопись и прикладное искусство XV-XVII вв. / История Мурома и Муромского края. Учебное пособие. - Муром, 2001. Ил. С. 142; Древнерусское искусство из собрания Муромского историко-художественного музея. Календарь на 1996-1998 гг.» Ил. Л. 6; Беспалов Н. А. Муром. - М, 1990. Ил. С. 200.

 

Кат. 7. Евангелие. Печать. Москва. 1721 г.

Оклад XVII-XVIII вв.

Бумага, печатьдерево, холст, бархат; серебро, чеканка, резьба, золочение.

31,5 х 20,5 х 11, 5 см

Поступило из Введенской церкви в 1930 г.

МИХМ. Инв. № М-5376, 5381 (дробница-«жучок»).

Доски оклада обтянуты фиолетовым бархатом. На крышке - чеканные дробницы: средник с композицией распятия, наугольники с изображениями евангелистов. На нижней доске - пять фигурных с резным узором дробниц-«жуков». Все серебряные детали украшений XVII в. (не закреплены). По низу листов - многократно повторенавкладная надпись почерком начала XVIII в.: «Дано сие Евангелие в поминовение порабе божием Данииле в город Муром в церковь девичия Воскресенского монастыря».

Источники: Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. Л. 31: Возможно, при изготовлении оклада были использованы дробницы напрестольного евангелия, упомянутого в данном источнике; Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся. Л. 30 об. № 7: «Евангелие, обложенное малиновым бархатом 1721 г.; средник с изображением распятия И. Христа и предстоящих при нем и по углам евангелисты серебряные,

на задней стороне ножки также серебряные, без пробы».

В литературе не упоминалось; изображение публикуется впервые.

 

Кат. 8. Кадило. 1648 г.

Муром (?)

Серебро, чеканка с просечкой, резьба, частичное золочение.

В-56 (с цепями);

24 х 15 х 14,8 см

МИХМ. Инв. № М-5113.

Поступило из Воскресенской церкви в 1923 г.

Кадило с пятью цепями и коптильником. Чаши и поддон чеканены барельефными полусферами. На нижней чаше чередуются позолоченные элементы и без позолоты, с гравировкой. На верхней - прорезной орнамент. Кадило увенчано шестигранным шатром с прорезным узором. На стыке чаш - полоса с орнаментом из трилистников. Внизу верхней чаши обронная надпись вязью: «Лета 7156 [1648] году июлия в 6 день сие к[ади]ло прилож[и]лъ гостиной сотни Гавър[и]ла Семеновъ сынъ Черкасовъ в домъ къ Воскресению Го[спо]да Б[о]га и Спаса нашего Иисуса Х[ри]ста и Пречистые Богородицы честнаго и славного Ея введения и великому в чюдесяхъ Николе и Архангелломъ Михаилу и Гаври[и]лу». Кадило отличается специфической формой, не встречающейся среди русских серебряных изделий этого времени. Прямые аналогии находятся только среди муромского круга вещей.

Источники. Литература: Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. Л. 66 об.: «Три кадила серебряные…»; Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся. Л. 31 об. № 19: «Кадило серебряное, кругловатое, по местам позлащенное; в нем весу 2 фунта; на нем вырезана вязью надпись. Приводится надпись. Обозначено как 7156 (1648) г.; Добронравов В. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. - № 4. - С. 149. Упоминание с приведением вкладной надписи; Инвентарная книга № 1. (КП) Отдел искусства. Л. 70 об. № 391: «Кадило серебряное, местами позлащенное, частью ажурной работы…1648 г.»; Сухова О. А. Группа серебряных вкладных вещей…. С. 94-97. Ил. С. 64; Она же. Иконопись и прикладное искусство… Ил. С. 141. Упоминание. Под иллюстрацией дата 1647 г. вместо 1648 г.; Масленицын С. И. Муром. С. 33. Ил. 75. Упомянуто как кадило XVII в. без точной даты и происхождения.

Аналогии: кадило 1637 г. МИХМ. Инв. № М-5116. О нем см.: Беспалов Н. А. Муром. Ил. С. 200; Сухова О. А. Группа серебряных вкладных вещей… С. 95-97. Ил. С. 63.

 

Кат. 9. Кадило. XVII-XVIII вв.

Серебро, чеканка, просечка.

В-72 (с цепями31 х 11 см

МИХМ. Инв. № М-5115.

Поступило из Воскресенской церкви в 1923 г.

Кадило с четырьмя цепями и коптильником. Чаши округлые, на стыке шестигранные, с орнаментом стиля рококо. Увенчано высоким шатром с прорезными гранями. На верхней чаше и поддоне - прорезной орнамент. Цепи из круглых толстых колец. На внутренней стороне поддона резная помета: «Мур Воскресенскаго д ма». Кадило имеет редкую форму. Верх исполнен в виде миниатюрного шпиля готического храма с воспроизведением характерных особенностей готической архитектуры: фронтонов, розеток, «кроссов». Ощущается стилевое несоответствие составных частей произведения. Возможно, кадило является русской переработкой западноевропейского изделия. Не имеет прямых аналогий среди русских кадил XVII-XVIII вв.

Источники. Литература. Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. Л. 66 об.: «Три кадила серебряные…»; «Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся». Л. 31 об. № 20: «Кадило серебряное, с верхом в виде пирамиды, XVII в., весу в нем два фунта 17 золотников»; Добронравов В. Описание церквей и приходов… № 4, упоминание. С. 149; Инвентарная книга № 1 (КП). Отдел искусства. Муромского музея местного края. 1930-е гг. НА МИХМ. 70. Л. 69. № 389: «Кадило серебряное с высокой крышкой в виде пирамиды с цепочкой с 4-х концов XVII в. вес 973 г.»; Масленицын С. И. Муром. С. 33. Ил. 74. При публикации ошибочно указана дата -1647 г.:Беспалов Н. А. Муром. Ил. С. 200.

 

Кат. 10. Литургический прибор 1650 г. Потир. Дискос. Звездица. Тарели.

Муром (?)

Серебро, ковка, резьба, чеканка, золочение.

21,2 х 151,4 х 18,88,5 х 10,6 х 10,6; 1,3 х 18,9; 2,9 х 19,7 см

Поступил из Введенской церкви в 1923 г.

МИХМ. Инв. № М-5102(46), 5103(47), 5107(51), 5105(49), 5104(48),

Потир - традиционной классической формы, несколько архаичен, тяжеловесен для середины XVII в. Чаша - широкая полусфера, гладкая, золоченая. В кругах - трехфигурный деисус и голгофский крест. Обронная литургическая надпись резана между изображениями по венцу. В стояне - сплюснутое «яблоко» из двух половин с полосами рельефного орнамента. Верхняя часть стояна гладкая; нижняя, переходящая в поддон - восьмигранная. На ней крупные элементы орнамента, напоминающие «гранатовое яблоко» с трилистниками внутри. По низу поддона резана надпись, относящаяся ко всему литургическому прибору: «Лета 7158 [1650] генваря въ 7 приложил сие сосуды в церковь Воскресения Христову гостиные сотни Матвей Черкасов и з братиями по своих родителех».

Дискос и тарели - круглые, золоченые с символическими изображениями: «Агнец Божий», «Голгофский крест», «Богоматерь Знамение». Состав сюжетов традиционен. Характер изображений имеет специфические особенности: необычную постановку рук Богоматери, начертание вязи, напоминающей лучи. Композиция «Агнец Божий» детально соответствует шитым сударям XVII в. из этого монастыря. Звездица - из двух прямых дуг золоченых снаружи с резным узором, повторяющим орнамент на потире. На круглой дробнице гравирован голгофский крест.

Литургический прибор, возможно, восходит к царскому вкладу из Благовещенского монастыря 1638 г. (не сохранился). См. рукопись и фото 1897 г. из архива Н. Г. Добрынкина. № 209. МИХМ. Инв. № М-4225.

В 1993 г. отреставрирован в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. Реставраторы В. Е. Петров, Ю. И. Кузнецов.

Источники. Литература. Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. Л. 66 об.: «Трои сосуды, в том числе потиры, дискосы, звезды, лжицы серебренные, позлащенные»; Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся. Л. 31.№ 16: «Потир, звездица, лжица и два блюдца сребропозлащенные, без пробы; по краям - наверху потира и на поддоне его вырезана вязью надпись. 1650 г., весу в нем 2 ф 88 золотн.» Приводятся тексты литургической и вкладной надписей; Добронравов В. Описание церквей и приходов… С. 148. Упоминание с воспроизведением вкладной надписи; Инвентарная книга № 1. (КП) Отдел искусства… Л. 69-69 об. № 387; Сухова О. А. Группа серебряных вкладных вещей… С. 99-100. Ил. 69, 70.

 

Кат. 11. Литургический прибор. Дискос. Звездица. Тарель. XVIII в.

Серебро, ковка, резьба, золочение.

6,0 х 18,8; 9, 0 х 12,5 х 11, 6; 4,0 х 14, 7 см

Поступил из Введенской церкви в 1938 г.

МИХМ. Инв. №№ М-5384, 5110, 5385.

Дискос на высоком поддоне. На золоченом зеркале - резная композиция «Агнец Божий». По борту - картуши с литургическими надписями; цветочный орнамент на канфаренном фоне. Звездица из двух золоченых снаружи дуг. На концах - резные изображения шестикрылых серафимов, на круглой дробнице - Саваофа. Тарель с золоченым зеркалом, с резной композицией распятия с двумя предстоящими. Оформление бортов аналогично дискосу. Все предметы без клейм.

Литургический прибор сохранился не полностью. Потир с эмалевыми дробницами в 1941 г. был сдан в Фонд обороны.

Источники. Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. Л. 66 об: «Трои сосуды, в том числе потиры, дискосы, звезды, лжицы серебренные, позлащенные»; Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся. Л. 31. № 15: «Сребропозлащенные сосуды следующие: Потир с восьмью образками на финифти…, дискос, звездица, лжица и два блюдца. XVIII в.»; Инвентарная книга Муромского музея. «Художественная резьба по металлу…». 1930-1940-е гг. НА МИХМ. 101. Л. 50 об.-51об.

В литературе не упоминался; изображение публикуется впервые.

 

Кат. 12. Крест напрестольный. Конец XVII - начало XVIII в. (?)

Серебро, дерево; басма, чеканка, золочение.

34,0 х 20, 0 х 2,0 см

МИХМ. Инв. № М-5331/2.

Крест шестиконечный, с трехлопастными верхними концами; основа деревянная; обложен золочеными басменными пластинами с растительным орнаментом, по краям «жемчужником». В средо-крестии - накладное распятие. На концах - дробницы с чеканными изображениями пары ангелов и двух пар полуфигур предстоящих.

Источники. Литература. Возможно, именно он упомянут как «древний» в «Описи древних церквей города Мурома и древних предметов в них находящихся». Л. 31; Сухова. О. А. Серебряные напрестольные кресты XVII-XX вв. в собрании Муромского музея // Художественный металл России. Материалы конференции памяти Г. Н. Бочарова. М., 2001. С. 88. Кат. 10.

Изображение публикуется впервые.

 

Кат. 13. Крест напрестольный. Москва (?). 1748 (?)

Серебро, дерево; басма, частичное золочение.

32,5 х 15,8 х 1,8 см

Инв. № М-5333/34.

Крест восьмиконечный, прямолинейный, основа деревянная; обложен басменными пластинами с точечным орнаментом по краям. Изображения накладные басменные: в центре - распятие, в верхнем перекрестии - Саваоф, на концах - полуфигуры двух пар предстоящих (фигура Богоматери утрачена). Идентичен кресту 1748 г. из церкви Николы Зарядского г. Мурома. МИХМ. Инв. № М-5332/33.

Литература. Сухова О. А. Серебряные напрестольные кресты XVII-XX вв. в собрании Муромского музея // Художественный металл России. Материалы конференции памяти Г. Н. Бочарова. - Кат. 14. - С. 89.

Изображение не публиковалось.

 

Кат. 14. Фрагменты оклада иконы. XVII в.

Серебро, чеканка, золочение.

57,5 х 2,0; 52,5 х 1,8; 51,8 х 1,8; 51,0 х 1,9; 41,3 х 2,0; 32,0 х 2,1; 23,0 х 2,1; 22,8 х 2,2; 16,3 х 1,6; 11,0 х 1,9; 44,6 х 7,2 см

Находились на иконе «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (Кат. 1).

МИХМ. Инв. № М- 9555/1-11.

Валики (10 шт.) чеканные золоченые с геометрическим орнаментом. Пластина с чеканным узором. В орнаменте - виноградная лоза, плоды. Изображение публикуется впервые.

 

Кат. 15. Крест-мощевик.

XVIII в.

Муром (?)

Медь, чеканка, резьба.

12,0 х 10,0 см

Поступил из Воскресенской церкви.

Дата поступления в источниках не указана.

МИХМ. Инв. № М-4625.

Крест четырехконечный с крестообразными закругленными концами.

На лицевой пластине чеканное изо-бражение сцены распятия с двумя предстоящими. Вверху - Саваоф. Над головой Христа вырезаны буквы «IН ЦИ», под перекрестием - «НИ КА». На нижней пластине пунсоном выполнена надпись: «Мощи В. К. князя Константина и чадъ его Михаi и Феодо…»

Инвентарная книга № 1. (КП) Отдел искуства.

Л. 76 об.-77. № 424.

В источниках, кроме инвентарей музея, и литературе не упоминался, изображение публикуется впервые.

 

Кат 16. «Кандило» - подвесная лампада. XVIII в.

Медь, выколотка, чеканка, резьба.

17,0 х 26,6 х 26,6 см

Поступило из Введенской церкви в 1934 г. (?)

МИХМ. Инв. № М-4893.

Конусообразное тулово чеканено выпуклыми долями с чередованием орнаментированных и гладких. По краю венца закреплено семь «свешников». Подвес на шнурах (поздних).

Источники. Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. Л. 70 об.: «Пред местными образами три лампады большие медные». Возможно, что сохранилась одна из трех упомянутых, находящихся во Введенской церкви; Инвентарная книга Муромского музея. Художественная резьба по металлу. Л. 2 об.-3: Описаны несохранившиеся детали: «…ниже полушарие с звездообразной гравировкой с висящей красноватой парчовой кистью. Подвешена на шнурах, обтянутых металлической нитью».

В литературе не упоминалось, изображение публикуется впервые.

 

Кат. 17. Фрагменты колокола. (17 шт.)

Москва. Мастер Федор Моторин. 1674 г.

Медный сплав, литье.

57,0 х 63,0; 44 х 47 см (размеры двух фрагментов с подписью мастера).

Поступили в 1933 г. (?) с железнодорожной станции Муром.

Фрагменты разной величины и сохранности. На части из них - фрагменты орнамента и надписей, на других - только орнаментов или надписей; часть - гладкие. Два - с именем мастера: «Лил сей колокол мастеръ Фе» и «дор Моторин».

Источники. Литература. Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. Л. 70 об.: «При той же трапезе (Введенской церкви - О. С.) колокольня каменная, на ней семь колоколов, в коих в первом шестьдесят, во втором тринадцать пудов, а в прочих по скольку неизвестно»; Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся. Л. 32 об. № 33: «Колокол, на котором имеется надпись: “Лъта 7182 вылитъ сей колоколъ при державъ Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексiя Михайловича всея великiя и малыя и бълыя Россiи Самодержца, - лилъ сей колоколъ мастеръ Федоръ Моторинъ” - весу в нем около 50-ти пудовъ 1674 г.»; Инвентарная книга № 1. (КП) Отдел искусства. Л. 168 об.-169. № 1011: «Легенда» поступления в музей: «Находился на колокольне Введенской церкви. Был скинут металлоломом, разбит и увезен на станцию, откуда и привезен в Музей»; Добронравов В. Описание церквей и приходов… С. 149. Упоминание.

Изображение публикуется впервые.

 

Кат. 18. Пелена (средник). Богоматерь Одигитрия Смоленская.

Муром. Мастерская Воскресенского монастыря (?). XVII в.

Шелк, холщовая «крашенина»; шелковые и серебряные пряденые нити, речной жемчуг; шитье, низание.

28 х 33 см

Поступила из Введенской церкви в 1923 г.

МИХМ. Инв. № М-5424.

«Личное» исполнено телесным шелком «в раскол», чепец и рукав Богоматери - голубым шелком, мафорий темно-коричневым, одежда младенца и нимбы пряденым серебром «в прикреп». Контуры фигур, нимбов, ликов, рук, а также звезды на челе и плече Богоматери обнизаны мелким жемчугом «в одну прядь». Шитье положено на красную, выцветшую до телесного цвета, шелковую ткань. Подкладка из синей крашенины.

В 1993 г. отреставрирована в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. Реставратор. И. Михайлова.

Источники. Литература. Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. Л. 69 об.: «Еще на налое образ Смоленской Богородицы, шитой золотом и вынизан жемчугом по атласу»; Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них… Л. 32: «…за стеклом изоб. Б. М., шито серебром с мелк. жемчугом». (Поздняя приписка карандашом); Инвентарная книга № 1. (КП) Отдел искусства. Л. 110 об. № 629: «Икона богоматери с младенцем по атласу (сильно выцветшему) шита золотой ниткой и жемчугом. XVII в.»; Сухова О. А. Коллекция лицевого шитья в Муроме… С. 88.

Выставки. Реставрация музейных ценностей России. Триеналле. Российская Академия художеств. Декабрь 1993 - январь 1994 гг. Без каталога.

Изображение (до реставрации) публикуется впервые.

 

Кат. 19. Воздух.

Распятие.

Муром. Мастерская Воскресенского монастыря. XVII в.

Атлас, шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг.

Ткачество, шитье, низание.

65,0 х 74,0 см

МИХМ. Инв. № М-5184.

Поступил из Воскресенской церкви в 1923 г.

На среднике песочного (выцветшего розового) атласа кресту с распятием предстоят слева - Богоматерь со святыми женами Марией, Марфой, Саломией, справа - Иоанн Богослов и Никодим (?), хотя над изображением последнего шита надпись «Сотник Логгин». В углах - серафимы и херувимы. «Личное» шито шелком телесного цвета, без притенений «атласным» швом «по форме», черты ликов - черным и телесным шелками, «доличное» - золотом и серебром с цветными прикрепами. Основные швы следующие: «клетчатый городок», «разводная клетка», «денежка», «чешуйка», «ягодка» разных типов. Среди элементов узора - «свастика». По краю средника вышит литургический текст: «Искупил ны еси…» Нимб Спасителя с монограммой на нем шит мелким жемчугом в одну прядь. Вокруг средника - каймы из зеленого атласа. В правом нижнем углу надпись черными чернилами: «А. Воскресенского Д. М.» (Артосная Воскресенского девичьего монастыря - О. С.). Подкладка - ручная набойка красными кружками с белой розеткой, на ней вверху надпись синей краской также о принадлежности Воскресенскому монастырю. Эту вещь отличает превосходная работа знаменщика. Внимание привлекает левая группа с фигурой Богоматери в изящном и вместе с тем трагическом изгибе.

В 1989 г. отреставрирован в МИХМ реставраторами ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря Р. Петровой и И. Михайловой.

Источники. Литература. Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. Л. 71 об.: «В ризнице… покров и два воздуха шиты по атласу золотом и серебром, а по краям одним токмо золотом, на покрове у Спасителя венец, а на воздухах… венцы обнизаны жемчугом…»; Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них… Л. 31 об.-32: «На северной стене в холодном (Воскресенском) храме, в рамках за стеклом, помещены древние воздухи; собственно - воздух и два покровца; воздух розового атласа, на нем крест с распятием И. Христа и предстоящих при нем - вышит золотом, венец на Спасителе унизан жемчугом, края воздуха кругом обложены зеленым атласом»; Добрынкин Н. Г. Воздух - покров Воскресенской церкви в городе Муроме. Рукопись. Фото. 1893 г. // МИХМ. Инв. № М-13534/1. № 176. Л. 1-5. Воспроизводит литургическую надпись: «исъкупилъ ны еси отъ клятъвы законъныя съвятою тъвоею къровию накрестъ пригвоздися икопiемъ прободеся безъ смерьтие исъточилъ еси человъкомъ съпасе нашь сълава тебъ», «пригвозьдите въруцъ въсвои и нозъ и давы намъ кърестъ съвои напрогнание», «господи iсусе хрисъте ижесимъ образомъ явлъся наземъли съпасения ради нашего и iзволивъ съвоею волею». В заключении отмечает: «В виду того, что при девичьих монастырях, как ныне, были свои золотошвейки монахини, то шитье этого воздуха - покрова, исполненное чрезвычайно художественно и изящно, можно отнести к опытному монастырскому мастерству, а также ко времени существования здесь монастыря - XVII столетию»; Добронравов В. Описание церквей и приходов… С. 149: «Воздухи шиты монахинями бывшего здесь монастыря, на них вышиты херувимы, агнец божий, распятие Иисуса Хри-ста»; Добрынкин Н. Г. О трех воздухах XVII столетия Муромской Воскресенской церкви // Древности. Труды Московского археологического общества. - Т. 20. - Вып. II. - Протокол 58. - М., 1904. - С. 44; Сухова О. А. Шитый покров муромских князей // ПКНО. 1990. - М., 1992. - С. 400; она же. Коллекция лицевого шитья в Муроме… С. 88-89. - Ил. 5. С. 89.

 

Кат. 20. Сударь.

Агнец Божий.

Муром. Мастерская Воскресенского монастыря. XVII в.

Атлас, шелк, шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг.

Ткачество, шитье,

низание.

46,0 х 44,0 см

МИХМ. Инв. № М-5185.

Поступил из Воскресен-ской церкви в 1919 г.

На среднике малинового атласа изображен младенец Христос, лежащий под звездицею в дискосе с фигурным стояном. Вверху - херувим. По сторонам дискоса - два ангела на подножиях с рипидами. «Личное» шито телесным и ярко-коричневым шелками «в раскол», все остальное преимущественно сканным и пряденым золотом и серебром с цветными прикрепами. Контуры изображений исполнены крученым коричневым шелком. Нимбы и рипиды обнизаны мелким жемчугом «в одну прядь», в розетке звездицы - пять средних жемчужин. Именующие надписи шиты пряденым золотом. На каймах бледно-зеленого шелка репсового переплетения, шитый пряденым золотом литургический текст «Искупил ны еси от клятвы законныя…» В нижнем левом углу каймы черными чернилами надпись: «А Воскресенскаго Д. М.» (Артосная Воскресенского девичьего монастыря - О. С.). Подкладка - ручная набойка с мелким коричневым рисунком по некрашенному холсту. Вверху голубой краской надпись «МУВоскресенскаго ДМ». (Муромского девичьего Воскресенского монастыря - О. С.).

Источники. Литература. Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. Л. 71 об. - «Воздуха шиты по отласу золотом и серебром, а по краям токмо золотом… на предвечном младенце, дву ангел, херувиме и дву рипиды венцы обнизаны жемчугом, да звезда серебряна с жемчужинками»; Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них… Л. 31 об.-32; Добрынкин Н. Г. Воздух Воскресенской церкви в г. Муроме. Рукопись. Фото. 1893 г. // МИХМ. Инв. № М-13534/10. № 177. Л. 1-4. Здесь отмечена деталь украшения с «изумрудом», позже утраченная: «Над сосудом и Христом возвышаются дуги, на местах их сближения, вверху, прикреплена звезда, состоящая из шести жемчужин, с светло-зеленым изумрудом внутри их; изумруд оправлен в белую эмалевую коробочку, с черными крапинами по сторонам»; Добронравов В. Описание церквей и приходов… С. 149; Добрынкин Н. Г. О трех воздухах XVII столетия Муромской Воскресенской церкви… С. 44; Сухова О. А. Шитый покров муромских князей… С. 400; она же. Коллекция лицевого шитья в Муроме… С. 88-89.

Аналогии. Судари. Агнец Божий. МИХМ. Инв. № М-5677 (Кат. 21) и 5425 (из Георгиевской церкви г. Мурома).

Изображение публикуется впервые.

 

Кат. 21. Сударь.

Агнец Божий.

Муром. Мастерская Воскресенского мона-стыря. XVII в.

Атлас, камка, шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити.

Ткачество, шитье.

43,0 х 44, 5 см

МИХМ. Инв. № М-5677.

Поступил из Воскресенской церкви в 1919 г.

На среднике малинового атласа изображен младенец Христос, лежащий под звездицею, в дискосе с фигурным стояном. Вверху - херувим. По сторонам дискоса - два ангела на подножиях с рипидами. «Личное» шито светло-коричневым и ярко-коричневым шелками «в раскол». Все остальное шито преимущественно - сканным и пряденым золотом и серебром с цветными прикрепами. Контуры изображений исполнены темно-синим шелком. Именующие надписи шиты пряденым золотом. У подножия правого ангела вышиты золотом инициалы «М. Ш». На каймах желто-зеленой камки - шитый пряденым золотом литургический текст «Искупил ны еси от клятвы законныя…» Подкладка - тонкий холст. Вверху подкладки надпись черными чернилами: «А Воскресенскаго Д М.» (Артосная Воскресенского девичьего монастыря - О. С.), - и светло-красной краской надпись: «МУ Воскресенскаго ДМ» (Муромского девичьего Воскресенского монастыря - О. С.).

В 1987 г. отреставрирован в МИХМ реставраторами ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря Р. Петровой и И. Михайловой.

Источники. Литература. Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. Л. 71 об.; Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся. Рукопись конца XIX в. НА МИХМ. 29. Л. 31 об.-32; Добрынкин Н. Г. Воздух Воскресенской церкви в г. Муроме. Рукопись. Фото. 1893 г. // МИХМ. Инв. № М-13534/11. № 178. Л. 1-3 об. Здесь любопытны предположения автора по поводу инициалов и сравнение качества шитья двух монастырских произведений: «Под подножкой ангела, справа вышиты две буквы М Ш, вероятно имя швеи или жертвователя воздуха… Работа этого воздуха, по сравнению с первым, значительно ниже, хотя лики и телеса исполнены одинаково хорошо, но вышивка одежд, крыльев, чаши… менее разнообразна и изящна, хотя, в общем, художественно и красиво»; Добронравов В. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып. IV. - Владимир, 1897. - С. 149; Добрынкин Н. Г. О трех воздухах XVII столетия Муромской Воскресенской церкви… С. 44; Сухова О. А. Шитый покров муромских князей… С. 400; Она же. Коллекция лицевого шитья в Муроме… С. 88-89.

Аналогии. Судари. Агнец Божий. МИХМ. Инв. №№ М-5185 (Кат. 20) и 5425 (из Георгиевской церкви г. Мурома).

Изображение публикуется впервые.

 

Ссылки:

1 Сухова О. А. Древности Муромского Троицкого монастыря // Уваровские чтения - II. - М., 1994. - С. 138-142; Она же. Древности Муромского Спасского монастыря // Уваровские чтения - III. - Муром, 2001. - С. 27-33.

2 Кучкин В. А. Материалы для истории русского города XVI в. (Выпись из писцовых книг г. Мурома 1566 г. и муромская сотная 1573/74 г.) // Археографический ежегодник за 1967 год. - М., 1969. - С. 298, 308.

3 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. - № 57. - СПб., 1877. - С. 717.

4 Писцовая книга г. Мурома 1637 г. // Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. - М., 1857. - С. 140-160. Описание Воскресенского монастыря. - 1768. - С. 155. Здесь и далее анализируется и цитируется более полный вариант данной Писцовой книги г. Мурома 1636/37 гг. Рукопись XIX в. // НА МИХМ. Л. 30 об.-32.

5 Там же. Л. 31об.-32.

6 Там же. Л. 31об.

7 См. о них: Синодики рукописные. XVII в. МИХМ. Инв. № М-2232 (Л. 71-71 об.), 2230 (Л. 6), 2233 (Л. 25/24); Писцовая книга города Мурома. - 1636/37. - С. 150, 155; Таможенные книги Московского государства XVII века. - Т. 1. - М.-Л., 1950. - С. 430, 442; Т. 2. - Ч. 3. - М., 1951. - С. 329; Отписка Двинских таможенных и кабацких голов Матвея Черкасова и Никиты Спиридонова 1647 г. // ДАИ. - Т. 3. - СПб., 1848. - С. 117; Челобитная Двинских таможенных и кабацких голов Матвея Черкасова и Никифора Спиридонова 1648 г. // Там же. С. 141-142; Богоявленский С. Распределение между гостями царских служб в 1675 г. // ЧОИДР. - Кн. 3. - Отд. 4. - 1913. - С. 46; Титов А. А. Историческое обозрение города Мурома // Труды Владимирской ученой архивной комиссии. - Кн. IV. - Владимир, 1902. - С. 49, 55, 57; Сухова О. А. Группа серебряных вкладных вещей из собрания Муромского историко-художественного музея // Сборник Калужского художественного музея. - Вып. 1. - Ч. 1. - Калуга, 1993. - С. 95-100; Она же. Коллекция лицевого шитья в Муроме // Древнерусское художественное шитье. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. - X. - М., 1995. - С. 87-88.

8 Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. Л. 30 об.-31.

9 Титов А. А. Историческое обозрение города Мурома… С. 57.

10 Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. // ЦГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2451. Л. 66-71-об.

11 Там же. Л. 66.

12 Писцовая книга города Мурома 1636/37 г. 30 об.-32; Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. Л. 66-71об; Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся. Рукопись XIX в. НА МИХМ. 29. Л. 30-32 об; Добронравов В. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып. IV. - Владимир, 1897. - С. 148; Инвентарная книга № 1. (КП) Отдел искусства Муромского музея местного края. 1930-е гг.; Инвентарные книги по коллекциям. НА МИХМ. №№ 70, 98, 101 и др.; Добрынкин Н. Г. Рукописи. Фото. 1890х г. // МИХМ. Инв. № М-13534/3, 1, 10, 11; 13505; Он же. Доклад, упомянутый в протоколах о резных иконах Мурома и уезда // Труды Московского Археологического съезда в Москве 1890 г. - Т. IV. - М., 1897. - С. 20; Он же. О трех воздухах XVII столетия Муромской Воскресенской церкви // Древности. Труды МАО. - Т. 20. - Вып. II. - Прот. 58. - М., 1904. - С. 44; Масленицын С. И. Муром. - М., 1971. - С. 12, 32, 33. - Ил. 73, 74, 75; Трофимова Н. Русское прикладное искусство XIII - начала XX вв. Из собрания Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. - М., 1982. - Кат. - Ил. 64. - С. 174-175; Беспалов Н. А. Муром. - М., 1990. Ил. С. 200; Сухова О. А. Группа серебряных вкладных вещей из собрания Муромского историко-художественного музея… С. 95-100. Ил. С. 64, 67, 69, 70; Она же. Коллекция лицевого шитья в Муроме… С. 87-89; Она же. Серебряные напрестольные кресты XVII-XX вв. в собрании Муромского музея // Художественный металл России. Материалы конференции памяти Г. Н. Бочарова. - Кат. 10, 14. - М., 2001. - С. 88, 89.

13 Писцовая книга города Мурома 1636/37. Л. 30 об.-31.

14 По поводу даты строительства нет точных упоминаний в источниках, нет и исследований историков архитектуры. Местный краевед А. А. Титов, анализируя опись города Атяева, относит его к 1646 г.; другой краевед Н. Г. Добрынкин поправляет в примечании: «около 1650 г.» (См.: Титов А. А. Историческое обозрение города Мурома… С. 57. Прим. С. 57.). «Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся…» указывает 1658 г., ссылаясь на документ, хранящийся в архиве Муромского Духовного правления. (См. наст. опись. Л. 29.); В. В. Седов упоминает о храмах Воскресенского монастыря как о памятниках, относящихся «примерно» к началу 1650-х гг. (См.: Седов. В. В. Церковь Георгия в Кожевниках в Муроме // Уваровские чтения - III. - Муром, 2001. - С. 60).

15 Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. Л. 69 об.

16 Там же. Л. 70 об.

17 См. сноску № 14.

18 Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. Л. 69.

19 Там же. Л. 69.

20 Там же. Л. 70.

21 Икон данной иконографии известно крайне мало. Наиболее известны два памятника XVI, XVII вв. из ГТГ. Они, за редким исключением, не упоминаются в описях муромских храмов. В Муроме сохранились только иконы XIX в. Написаны также образы Муромской Богоматери современными местными иконописцами И. Суховым и В. Маряхиным для церкви Гурия, Самона и Авива и для Троицкого собора девичьего монастыря в Муроме.

22 «Опись древних церквей г. Мурома и древних предметов в них находящихся. Л. 26. Сенсацией 2002 г. стало появление в Москве иконы Муромской Богоматери Симона Ушакова из частного собрания, которая выставлена на продажу. Благодарю за это сообщение С. В. Гнутову. Возможно, муромский иконописец А. Казанцев был знаком с этой работой прославленного мастера.

23 Опись Воскресенского монастыря. 1768 г. Л. 70 об.

24 Там же. Л. 71-71 об.

дата обновления: 09-03-2016