поиск по сайту

Н. Ю. Новичкова (Иваново)

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУРОМСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ГОРОДА В 70-80 ГГ. ХIХ В.

 

 Едва ли можно говорить об истории России без упоминания о городе Муроме. «Мал город, да велика его слава», - так можно перефразировать русскую пословицу «Мал соловей, да голос велик» по отношению к Мурому. Впервые упомянутый в Лавреньтьевской летописи под 862 г., Муром в течение многих лет был восточным форпостом Русского государства.

Время шло, меняя облик города и добавляя в его историю новые страницы. В середине второй половины XVIII в. в России было введено новое административное деление, и с1778 г. Муром стал уездным городом Владимирского наместничества, а с 1796 - губернии. В 1788 г. город Муром получил регулярную планировку с прямыми улицами, застроенными преимущественно двухэтажными домами с мезонинами.

Важную роль в развитии города сыграла городская дума. Деятельность Муромской городской думы началась во второй половине XIX в., после проведения в России городской реформы. 16 июня 1870 г. проект «Городового положения» был утвержден Aлександром II и стал законом. В соответствии с ним в городах России вводились новые бессословные распределительные органы городского самоуправления - городские думы, избираемые на четыре года. Городские думы избирали постоянно действующие исполнительные органы - городские управы. Городской голова являлся председателем как городской думы, так и городской управы.

Компетенция городского самоуправления была ограничена рамками чисто хозяйственных вопросов: благоустройство города, попечение о местной промышленности и торговле, финансирование общественного призрения, просвещение, здравоохранение, принятие санитарных и противопожарных мер.

 Какие вопросы решала городская дума? Глава III пункта 103 «Городового положения» разрешала городской думе принимать обязательные для местных жителей постановления с тем, чтобы они не противоречили существующим законам. По поводу благоустройства это могли быть решения по следующим вопросам:

а) о содержании в исправности и чистоте улиц, площадей, мостовых, а также сточных труб, каналов, прудов, колодцев;

б) о мерах по сохранению целости и чистоты принадлежащих городу общественных сооружений и памятников, а равно садов, бульваров и др.;

в) об устройстве пристаней, переправ и перевозов, а также железно-конных путей, о порядке их содержания и пользования ими, о производстве извозного промысла;

г) о чистке дворов, об устройстве и чистке помойных ям и других отхожих мест;

д) об устройстве и порядке содержания городских боен;

е) о мерах предосторожности против порчи воды;

ж) об устройстве, чистке и осмотре дымовых труб и печей, и вообще о мерах предосторожности против пожаров;

з) о местах, где не допускаются склады сена, соломы, масла, спирта и других легковоспламеняющихся веществ и о порядке их хранения.

Бюджет городской думы формировался из средств, получаемых от налогов и сборов с городской недвижимости, с торговых и промышленных заведений в размере 1 % их дохода, пошлинных сборов с проводимых в городе аукционов, а также от эксплуатации принадлежавших городу торговых рядов, бань и боен. Общественные расходы на благоустройство в российских городах составляли 15 % городского бюджета.

Муромская городская дума много внимания уделяла вопросам благоустройства и поддержания порядка в городе. Первый состав городской думы под председательством городского головы П. С. Зворыкина, выполняя требования Городового положения, 2 марта 1872 г. принял постановление о мерах по соблюдению чистоты в городе.

Трудно переоценить его значение для улучшения санитарного состояния города. Согласно этому документу, каждый домохозяин должен был регулярно очищать дворы, помойные ямы и отхожие места. Нечистоты вывозились за пределы населенных кварталов в особые участки, указанные городской управой. Очистка дворов и вывоз отходов производились преимущественно в ночное время, чтобы не создавать жителям неудобства. В зимний период нечистоты должны были свозиться к противоположному берегу реки Оки и в овраг, где располагалась городская бойня, а в остальное время - на городские выгоны с песчаными ямами. Каждый хозяин обязан был содержать улицу возле своего дома в чистоте, очищая ее осенью и весной два раза в неделю, а летом один раз в неделю. Мостовые разрешалось мести только с одиннадцати часов вечера до пяти утра для того, чтобы пыль не мешала прохожим.1

Данное постановление было напечатано большим тиражом для раздачи каждому домовладельцу и для вывешивания в многолюдных местах города. В случае невыполнения этого постановления уборка территории производилась городской управой, которая нанимала рабочих для этих целей. Оплата за их труд взыскивалась с нерадивых домовладельцев в административном порядке.

В начале своей деятельности городская дума испытывала существенный недостаток средств, несмотря на значительное количество народонаселения. Сумма расходов практически исчерпывала весь доход, извлекаемый из недвижимого имущества и оброчных статей. (В 1873 г. доход города составил 21 365 руб., а расход - 21 260). На заседаниях думы неоднократно поднимался вопрос о том, что многие улицы и мосты города требуют мощения и благоустройства, необходимого в санитарных целях. В Муроме не было ни одного учебного заведения, отвечающего требованиям того времени, а ограниченность городского бюджета не позволяла тратить деньги на это.

 Городская дума заботилась о том, чтобы беречь и охранять от огня городское имущество, а также дома местных жителей. Одним из самых важных постановлений, принятых городской думой в 1873 г., были «Правила о мерах предосторожности против пожаров и благовременного их прекращения».

Правила состояли из трех разделов. В первом из них рассматривались меры предосторожности против пожаров, и жителям предписывалось содержать в исправности печи и трубы, не загромождать дворов экипажами, бочками и другими вещами, не хранить в домах легковоспламеняющиеся предметы, не курить в городских лавках, на ярмарках, в складах дров, сена, спирта и смолы, в домах, дворах, на улицах ни днем, ни ночью не стрелять из ружей и пистолетов, не доверять детям, престарелым, слепым спичек и зажженных свечей и т. д.

 Второй раздел вышеупомянутого документа назывался «Меры предупреждения пожаров». В соответствии с ним в городе утверждались обывательские караулы. Город для этого был разделен на участки. На каждом участке был один или двое караульных из числа местных жителей. Караульные обходили свой участок в ночное время (обычно от рассвета до заката, а летом с девяти вечера до пяти утра) и следили, нет ли где огня или дыма. Контроль за караульными осуществлялся пожарным старостой, полицейскими чинами или членами городской управы.

Третий раздел предусматривал меры прекращения пожаров. Для прекращения и тушения пожаров, а также для содействия общественной пожарной команде, все жители города должны были принимать участие в тушении.2

Эти правила строго соблюдались, о чем свидетельствуют более поздние постановления городской думы. На заседании от 29 января 1875 г. дума постановила не открывать бондарных и других подобных заведений в густонаселенных районах города без разрешения полиции, а крестьянин Лебедев, в чьем заведении из-за неосторожного обращения с огнем возник пожар, был привлечен к судебной ответственности. В этом же году Муромская городская дума не разрешила почетному гражданину Смольянинову строить каменный дом. Причина отказа была в том, что квартал, где планировалось строительство, весь был занят тесно стоящими домами. Даже надворные постройки располагались без всяких интервалов, что создавало пожароопасную обстановку. Жалоба Смольянинова во Владимирское губернское по городским делам присутствие не была удовлетворена, поскольку губернские власти признали решение думы правильным.3

В 1880 г. дума рассматривала вопрос о тесном расположении строений в Успенском овраге, где находились фабрики и заводы, что создавало опасность пожаров. На заседании думы было решено составить план данного участка и увеличить свободное пространство между домами. В мае 1885 г. городская дума постановила в целях пожарной безопасности не размещать склады дров и сена для продажи в центральных районах города. Новые склады можно было строить только с разрешения городской управы. На каждом складе круглые сутки должен был находиться сторож.4

Торговля приносила существенный доход в городской бюджет, а отсутствие в городе железной дороги замедляло развитие торговли. В 1875 г. дума признала полезным строительство Муромско-Ковровской железной дороги и присоединилась к просьбам жителей об ускорении ее сооружения.

 Постепенное увеличение суммы городских доходов позволило принять решение о строительстве в городе реального училища. В связи с этим возникла необходимость иметь в городе постоянного архитектора, который составлял бы проекты зданий и следил за городским строительством. В 1876 г. дума утвердила на эту должность классного художника архитектуры, закончившего Императорскую академию искусств В. Ф. Афанасьева.5

Для развития судоходства по реке Оке дума послала ходатайство в Министерство путей сообщения о расчистке фарватера реки и наметила меры по свободному судоходству.

Доходная часть городского бюджета постепенно возрастала. Если в 1874 г. доход составил 31 331, то в 1880 - 39 578 рублей. Для увеличения роста доходов городская дума в1880 г. приняла решение увеличить плату за аренду торговых помещений на городской площади, увеличить плату за подачу воды торговому дому братьев Жадиных и ходатайствовать об оказании городу пособия из казны на отопление и освещение городских учреждений. С 1883 г. городские пристани облагались сбором в пользу города по 250 руб. в год, а за места, занимаемые под склады дров, брали по 10 коп. с квадратной сажени. Расходы по очистке улиц и площадей от снега и грязи возлагались на их арендаторов.

В 1886 г. городская дума увеличила плату за аренду мест на пристани с 250 до 350 руб. в год (право на аренду получили купцы-пароходовладельцы Куракин и Бородачев). Суда, которые останавливались у берега для торгов, облагались налогом в соответствии с занимаемым судном местом (с каждой погонной сажени по 1 руб. серебром). Полученный доход направлялся на устройство мостовых в городе. Кроме того, дума обратилась в Муромское купеческое общество с предложением принять участие в расходах по очистке родников и колодцев, снабжавших водопроводные сооружения водой.6

 За 1882 г. доход местного самоуправления составил 50 000 руб., за 1885 г. - 60 014, а в 1886 г. - 64 548 руб.

В рассматриваемый период строительство в городе шло в основном не за счет городских средств, а в результате частных капиталовложений. Городская дума рассматривала многочисленные прошения о разрешении частным лицам строительства торговых и промышленных заведений. Инженер-механик Валенков получил в аренду на двенадцать лет участок земли под постройку завода по производству земледельческих машин. Мещанин А. И. Гладков получил землю под устройство кирпичного заведения. Купец Н. Ф. Гладков7 арендовал землю под постройку пристани для своего парохода. Городское самоуправление через архитектора внимательно следило за тем, чтобы вновь возводимые здания и сооружения не портили сложившийся облик города, а, напротив, способствовали его украшению.

Все эти факты свидетельствуют о том, что в первые пятнадцать лет деятельности Муромской городской думы облик города значительно изменился в лучшую сторону. Средства, потраченные на благоустройство города, улучшили состояние улиц и площадей. В Муроме появились новые торговые и промышленные заведения, открыта телеграфная станция для принятия депеш без ограничения во времени, было построено здание реального училища. Годовой доход города постоянно увеличивался. Решения, принимавшиеся думой по благоустройству города, способствовали развитию местного хозяйства и делали условия жизни горожан более комфортными.

 

Ссылки:

1 ГАВО. Ф. 14. Оп. 3. Д. 2762. Л. 25-26.

2 Там же. Д. 2914. Л. 38-40.

3 Там же. Д. 3375. Л. 27-41.

4 Там же. Д. 5945. Л. 15.

5 Там же. Д. 3640. Л. 18.

6 Там же. Д. 6167. Л. 43-44.

7 Там же. Л. 56-57.

дата обновления: 09-03-2016