поиск по сайту

Н. В. Большакова (Москва)

 

ЦЕРКОВНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ИВАНА ГРОЗНОГО ПО ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ЕГО ВОЙСКА В КАЗАНЬ В 1547-1552 гг.

 

Русские войска под предводительством Ивана Грозного совершили три казанских похода - в 1547-48, 1549-50 и 1552 гг. Лишь последний закончился победой и покорением Казанского ханства. Историк Н. М. Карамзин приравнивает взятие Казани к победе Дмитрия Донского на Куликовом поле. Сам Иван Грозный считал себя продолжателем дела, начатого его великим предком. В поход он взял боевую хоругвь с Нерукотворным образом Спасителя и крест, бывшие с Дмитрием Донским на Куликовом поле. Историк Г. З. Кунцевич пишет: «Со времени Куликовской битвы борьба с татарами приобрела на Руси значение крестовых походов. Отправляясь в поход, Иоанн говорил: «Хощу страдати за православную веру, и за святые церкви, не токмо до крови, но и до последнего издыхания».[1]

Казань была древним оплотом мусульманства, имела тесную связь с Крымским ханством; в то же время и Казань, и Крым были орудием борьбы с Русью в имперских планах Турции. Помимо этой важной причины похода на Казань, имели место еще два исторических факта, делающих взятие Казани событием мирового масштаба. Под влиянием своего духовного наставника митрополита Макария великий князь всея Руси Иоанн IV 16 января 1547 г. стал первым русским боговенчанным царем и пастырем православных христиан от Востока до Запада. Молодому царю нужны были конкретные дела, подтверждающие его власть. Поход на Казань был подходящим случаем. Время похода было выбрано очень точно еще и потому, что приближалось столетие падения православной Византии (1453) и длящегося там турецкого ига. Надо было показать всему миру, что на место Константинополя в роли хранителя православия от магометанства явился новый Царьград - Москва и московский крепкий царь. Таков был исторический смысл казанских походов Ивана Грозного и осуществленного им широкомасштабного строительства монастырей, церквей, часовен, погостов на пути к Казани и по обету после победы 1552 г.

В дореволюционной литературе опубликованы сведения о церковных памятниках, оставшихся от казанских походов царя, хотя бы в виде легенд, но они разрознены по губерниям и отдельным городам - Алатырю, Казани, Мурому. В этой статье все найденные литературные материалы выстроены в одну цепочку от Троице-Сергиева монастыря до Казани. Само церковное строительство на территории четырех губерний - Владимирской, Казанской, Нижегородской и Симбирской - во время похода протяженностью около 900 км, безусловно, является уникальным явлением нашей истории, неизвестным ни до Ивана Грозного, ни после. Дмитрий Донской по обету построил несколько монастырей, но уже после Куликовской битвы. Впоследствии Петр I, Екатерина II, Павел I повторили путь Ивана Грозного в Казань, но никто из них не оставил после себя построенных церквей. Более того, можно сказать, что приобретенную в казанском походе практику строительства так называемых обыденных часовен и церквей, то есть построенных за один день, Иван Грозный позже использовал в Прибалтике в ходе Ливонской войны 1558-1583 гг. Однако одно местное предание приписывает построение обыденной церкви в Нарве самостоятельному обету осажденных воинов, другое - приказанию Ивана Грозного.[2]

Первые два похода царь шел от Троице-Сергиева монастыря, где он молился преподобному Сергию, по Стромынке, в третий поход он выступил на Казань из Коломны, так как до этого пришлось срочно бросить войска к Туле против крымского хана. Возвращался он после победы также по Стромынке, чтобы заехать в Лавру. Лучше всего известен маршрут третьего похода (Рис. 1).[3] Вместе с войском Ивана Грозного проделаем тот же путь по четырем губерниям.

Владимирская губерния

Помолившись у мощей преп. Сергия, заступника земли Русской, Иван Грозный пошел по Стромынке через Киржач по Владимирской земле, и здесь с его именем легенды связывают основание нескольких погостов. Под погостом мы понимаем стоящую отдельно от деревень церковь с кладбищем и домами церковнослужителей на естественной возвышенности, часто защищенной оврагом от возможных врагов. Погост Спас Железный посох - первый на Владимирской земле, связанный легендой с именем Грозного, первый в цепочке легендарных погостов от Москвы и Троице-Сергиева монастыря, и в этом его особенность. Поскольку он находится на большом расстоянии от Стромынки, сомнительно, чтобы Иван Грозный с войском забрел сюда; он мог прислать свой посох в церковь. Нечто похожее сделал в 1380 г. перед Куликовской битвой инок Троице-Сергиева монастыря Пересвет, который отдал свой дорожный посох отшельнику, живущему в часовне на Дмитриевской горе, в сорока пяти верстах от Куликова поля: здесь впоследствии Дмитрий Донской устроил Ряжский монастырь. Особенностью владимирских погостов, основанных царем, как вышеназванного, так и некоторых в Судогодском уезде, является то, что церкви в них посвящены одному празднику - Преображенью Спасителя, иначе говоря, это Спасо-Преображенские церкви. Еще одна особенность владимирских погостов в том, что факт их строительства Иваном Грозным не подтверждается письменными свидетельствами, как об этом не раз упоминает В. Г. Добронравов в своем труде «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской губернии».[4]

Судогодский уезд

В Судогодском уезде это погосты Спас-Железино, Спас-Чамерево, Спас-Сырники, Спас-Купалище, Спас-Беседа. В отношении двух погостов - Спас-Купалище и Спас-Железино - мы наблюдаем наслаивание двух разновременных легенд. Так, по преданию, Иван Грозный, возвращаясь из Казани, купался в устье Судогды при ее впадении в Клязьму, а после купания в память об этом приказал поставить здесь церковь. Среди жителей села бытует и другая легенда, повествующая, что село стоит с XII в. и что здесь любил охотиться Андрей Боголюбский. На погосте Спас-Железино на р. Тетрух в Судогодском уезде (сейчас Селивановский район) будто бы от опухоли желез стали падать лошади Ивана Грозного, но здесь же, по древнему преданию, будто бы проскакал Илья Муромец в Киев на службы и на огромном валуне оставил след богатырского копыта.[5] Недавно какими-то варварами валун был расколот.

На основании «Сказания о зачатии царства Казанского и о победах великих князей московских»,[6] сочиненного неизвестным автором в XVI в., мы можем сказать, что легенды о купании в р. Судогде и беседе недалеко от г. Судогды соответствуют действительности. Датировка событий и факты, изложенные в «Сказании» и подтвержденные книгой И. Михайлова «Храм славы» (1800),[7] позволяют воссоздать историческую картину с точностью до одного-двух дней. После взятия Казани царь пробыл в городе десять дней, а 11 октября, в день св. апостола Филиппа, двинулся в Москву. Путь его лежал по Волге, 12 октября он был в Свияжске, потом поплыл в Нижний Новгород, там был два дня. Предположительно 18 октября двинулся к Балахне, а дальше шел сухим путем на ям, зовомый Судогда. Допускаем, что в устье Судогды он был 20 октября 1552 г. и там купался. Ничего удивительного здесь нет, бывает в октябре теплая погода, к тому же царь был молод, ему всего 22 года, он воодушевлен победой. Далее трудной дорогой он пошел к почтовой станции Судогда, и в пяти верстах от нее его встретил с доброй вестью боярин Василий Юрьевич Малой Траханиот. «Он сказал царю: “Супруга твоя государыня царица великая княгиня Анастасия Романовна здравствует, тебе же великому Государю Царю родила сына царевича, нареченна Дмитрия”» (в честь Дмитрия Донского - Н. Б.). И тогда приде православному царю неизглаголанная радость, яко образу его цветущу, и веселием сердца радовашеся, непрестанно славя Бога. И тако посылает вскоре к царице своей с своим царским приветным словом Никиту Романовича Юрьева, сам же Государь пойде во град Владимир».[8]Это место получения известия о рождении долгожданного наследника (а до него умерли в младенчестве две дочери Анна и Мария) было ознаменовано по приказу царя строительством обетной часовни в тот же день. Думаем, что это случилось 23 октября1552 г. Позже царь издал указ о сооружении на месте часовни церкви во имя Преображения с наименованием погоста Спас-Беседа в память о счастливом известии и пожаловал ему восемьсот десятин земли. В XVII в. из-за разбоев на Муромской дороге погост был перенесен со своего места на две версты вниз по течению р. Воймиги, где он находится и сейчас, а церковь его действует.

Царь же после получения известия отправился во Владимир, где был, вероятно, 24 октября, отслужив молебен у мощей Александра Невского в Преображенском монастыре и в Успенском соборе, затем пошел к Москве, зайдя в Троицу; а после молебна у раки преп. Сергия и трапезы был на пути к Москве, а в столице был 28 октября. Может быть, во время предыдущих походов царь основал под Владимиром, у села Красного, в четырех верстах от города по дороге на Суздаль, Федоровский мужской монастырь, приписной к Рождественскому Владимирскому (упразднен в 1764 г.)

Все перечисленные погосты были названы в честь праздника Преображения (празднуется 6/19 октября). Почему это произошло, однозначного ответа быть не может. Иван Грозный был очень набожным человеком, воспитанным в дедовских традициях. Может быть, это сделано ради семейной традиции почитания преп. чудотворца Варлаама Хутынского, основателя Спасо-Преображенского Хутынского монастыря под Новгородом. Не раз дед и отец Ивана Грозного были свидетелями чудес, исходящих от гроба преподобного.[9] Отец его Василий III как-то прислал оттуда домой икону Преображения, а перед смертью принял схиму с именем Варлаам. За год до смерти дал монастырю две жалованные грамоты (1532), сам Иван Грозный дал такую же грамоту в 1578 г. В народе живут легенды о чудесных явлениях преподобного Варлаама, устрашающего врагов. О том, что Иван Грозный почитал память преподобного наряду с другими святителями Русской земли, говорит тот факт, что в 1552 г. было закончено строительство большого каменного храма во имя преп. Варлаама чудотворца в Хутынском монастыре, а строился он три года. В деревянной крепости Казани существовала каменная церковь Казанской Божией Матери с приделом во имя преп. Варлаама Хутынского. В Москве в знаменитом соборе Покрова на Рву или соборе Василия Блаженного один из восьми приделов был освящен в честь Варлаама Хутынского. Каменный собор был заложен царем в 1554 г. на месте деревянного по обету в память покорения Казани.

Другой же причиной основания Преображенских церквей могла быть мысль о предстоящем преображеньи Казанской земли, где он хотел посеять семена православной веры. После взятия Казани, обращаясь к войску на улицах города, царь сказал: «Запустенная же мерзость нечестия земля Казанская ныне благочестием просвещаема, и святыми церквами украшаема».[10] Уже в 1555 г. в Казани была учреждена православная епархия во главе с архиепископом Гурием.

Меленковский уезд

В селе Казнево, близ р. Оки, в девятнадцати верстах от Меленок, по преданию во времена похода на Казань совершались какие-то казни. Первые сведения о селе находятся в писцовых книгах 1628-1630 гг. В селении была Никольская церковь, позже переименованная в Казанскую.

В селе Решном на Оке, в тридцати трех верстах от Меленок, по преданию, на месте стоянки войск Грозного при переправе через Оку была построена Успенская церковь.

Никольская церковь села Бутылицы при р. Унже, в двадцати двух верстах от Меленок по переписным книгам 1646 г. построена Иваном Грозным; она была монастырской, так как здесь была Николо-Бутылицкая пустынь, и приходской.

Муромский уезд

В истории г. Мурома многое связано с именем Ивана Грозного, а особенно возведение обетных каменных храмов после взятия Казани. Вместо деревянной Богородице-Рождественской церкви царь построил каменный соборный храм и внес церковную утварь в него. Он построил каменный храм Николы Можайского; каменную Козьмодемьянскую церковь на том месте, откуда наблюдал за переправой своей рати через Оку. Им будто учрежден Благовещенский монастырь, где покоятся мощи[11] благоверного князя Константина, а также Спасо-Преображенский.

Нижегородская губерния

Солидный обзор под названием «Памятники (в Нижегородской губернии. - Н. Б.), оставшиеся от последнего похода Иоанна IV на Казань 1552 г.» составлен архимандритом Макарием и опубликован в 1857 г. Из обзора следует, что свидетелями последнего похода Ивана Грозного против Казани 1552 г. по южной стороне Нижегородской губернии служат памятники самого разнообразного характера: построенные монастыри, церкви в старых и новых селениях, подаренные церквям царские иконы, крещение язычников и благословение их иконами, насыпные курганы на месте стоянки войск. Некоторые из этих памятников имеют документацию, другие, например, иконы, царские двери, существовали реально в указанных церквях к 1857 г., то есть к моменту публикации вышеназванного обзора.

По преданию царем Иоанном IV были построены церкви в селениях Ичалове, Моляксе и Надежине Ардатовского уезда; в Ивановском, Ковлеях или Скарятине, Малой Якшени, Семенове и Шатках Арзамасского уезда; в селе Андосове Сергачского уезда, но к 1857 г. этих церквей уже не существовало.

В пяти верстах от села Архангельского или Ветошкина Сергачского уезда был Троицкий монастырь, устроенный со времен похода на Казань, здесь будто бы отдыхал Иван Грозный. В. В. Зверинский дает другое объяснение основанию Троицкого или Сакминского монастыря в сорока верстах от Сергача: будто бы здесь Ивану Грозному явилась во сне Тихвинская Божия Матерь. Церковь, сооруженная Грозным, сгорела в 1610 г., а Тихвинская икона, присланная царем из Тихвина, хранилась в селе Ветошкине, верстах в десяти от Сакмы.[12]

В самом селе Сакмы царем был устроен Никольский мужской монастырь, которому было пожаловано на содержание триста десятин земли, оттого село Сакмы и звалось Никольским погостом. В Казанской церкви села хранился образ св. Николая чудотворца в серебряной позолоченной ризе, с вынизанной мелким жемчугом одеждой; по преданию, образ приложен самим царем.

Из прочих церковных памятников времени Ивана Грозного к 1857 г. оставались известными царские врата от построенных царем деревянных и каменных церквей, а также многие иконы, подаренные царем в новые и ранее существовавшие церкви, особенно в Арзамасском уезде.

В Воскресенском соборе г. Арзамаса дарами Ивана Грозного считаются образ Воскресения Христова и образ великомученика Иоанна Воина. Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь основан в царствование Ивана Грозного около 1555 г. и был деревянным.

В селе Архангельском или Кобылине Арзамасского уезда от построенной Иваном Грозным каменной церкви остались на стенах одни царские врата, а также письменное свидетельство на них об устройстве самой церкви, существовавшей до XIX в. Само село Архангельское было пожаловано царем Петру Васильевичу Левашову за победу в сражении с местными татарами. Наследник того Левашова говорил, что у него есть соответствующие акты, хранящиеся в Герольдии (департаменте Сената, ведающем родословными делами -Н. Б.).

В двух верстах от села Дубенского Арзамасского уезда, близ озера, Иван Грозный в память своего похода поставил мраморный памятник в виде столба, вышиною в 140 см и шириною в верхнем конце 18 см, и при нем образ Введения во храм Пресвятой Богородицы. С того времени озеро зовется «Введенский куст», а сама икона с памятником позже были взяты в Дубенскую деревянную церковь, устроенную вскоре после царского похода против Казани. Образ украшен серебряной позолоченной ризой, с жемчужными привесами и с камнями в венчиках вокруг головы. Мраморный же столб стоит в виде подсвечника перед резными изображением Спасителя, сидящего в темнице.

В селе Вазьяне Арзамасского уезда от построенной Иваном Грозным Никольской деревянной церкви клетского типа остались царские ворота с некоторыми иконами. В нижней части врат помещик этого села Лопатин сделал соответствующую надпись, несколько изменив более древнюю. Находящаяся в церкви икона Николая чудотворца с изображением его чудес, а также образ Нерукотворного Спаса, образ Владимирской Божией Матери, Иоанна Предтечи, вероятно, тоже принадлежали к пожертвованиям царя.

В селе Воронцове Арзамасского уезда от Ивана Грозного остался образ Успения Божией Матери, перенесенный сюда в Воскресенскую церковь из упраздненной церкви села Успенского; подвески иконы вынизаны жемчугом. В середине образа отверстие с мощами Тита, Моисея Угрина и Евстратия Печерского.

В Предтеченской церкви села Архангельского или Ветошина Сергачского уезда осталась икона Тихвинской Божией Матери, перенесенная сюда из Успенского храма, бывшего некогда монастырским. По преданию, царь приказал снять копию с чудотворной Тихвинской иконы по сходству окрестной местности с г. Тихвиным.

Предание говорит, что пяти новообращенным мордвинам в селе Абрамове Арзамасского уезда даны были от царя каждому по благословенной иконе. Одна из них сохранялась у потомка одного из новокрещенных - крестьянина Максима Сидорова. Это икона с изображением святителя Николая и Иоанна Воина. Кстати говоря, проводниками царя в походе1552 г. по Нижегородской земле были три мордвина, один из которых участвовал во взятии Казани; позже царь наградил их землей. Вероятно, эти проводники также были обращены царем в православие. Одному из них царь дал имя Дружина.

Насыпные курганы на месте стоянок войска Грозного находятся в Ардатовском, Арзамасском и Сергачском уездах. В Княгининском уезде близ села Инкина был курган, срытый к середине XIX в., и там будто пал у царя конь, отчего это место слывет в народе под названием «Царь-Конь». В Лукояновском уезде в селе Девичьих горах на кургане построена церковь. На месте этого кургана будто бы погребена какая-то неизвестного происхождения героиня - девица, ушедшая на войну.

Симбирская губерния

В походе 1552 г. русское сухопутное войско шло двумя путями: царское войско от Мурома, а войско, возглавляемое А. Курбским, шло южнее Рязанским краем с целью защитить царское войско от непредвиденных нападений крымских татар. Недалеко от Алатыря, у Промзина или Баранчеева Городища, была намечена встреча двух войск, а далее путь шел по р. Свияге до г. Свияжска, от которого до Казани сорок верст. Алатырь стал городом по указу Ивана Грозного в 1552 г. Тогда же здесь была построена церковь с приделом Иоанна Предтечи. Образ Усекновения главы его, данный в собор царем, сохранялся там еще в середине XIX в. Народное предание возводит начало Алатырского Троицкого мужского монастыря к царствованию Ивана Грозного. Но ни письменных источников, ни других памятников глубокой древности не сохранилось, а потому и подлинное время основания монастыря неизвестно. Документы о том были похищены и сожжены татарами и мордвой еще до воцарения Михаила Романова, а в 1615 г. обитель была приписана им к Троице-Сергиеву монастырю вследствие своего бедственного положения. Однако в 1752 г. монастырь имел 5248 душ.

Промзино Городище в сорока четырех верстах к юго-востоку от г. Алатыря на левом берегу Суры при впадении в нее Промзы было сторожевым пунктом на пограничной оборонительной линии Алатырь-Тамбов, устроенной Иваном Грозным для защиты от татар. Белая гора, у подножия которой выстроена крепость, прославилась видением Николая чудотворца с мечом в руке перед глазами наступающих врагов, а позже там найдена чудотворная икона, устроены часовня и Никольский монастырь. Время их построения неизвестно, возможно, это было уже после похода Ивана Грозного.

Казанская губерния

Г. Свияжск был построен по указу Ивана Грозного и на месте, которое он сам выбрал во время предыдущего похода 1550 г. Крепость-форпост русских войск для подготовки нападения на Казань была построена летом 1551 г. скоростным способом из заранее собранных зданий, привезенных по Волге из Углича на плотах (возможно, на больших судах). Техническое исполнение замысла царя воплощал инженер дьяк Иван Выродков. В строительстве участвовали бояре Петр Шуйский, Семен Микулинский, Михаил Глинский, Василий и Петр Оболенские, посланные царем вместе с войском, а также казанский наместник, ставленник Грозного, царь Шигалей (Ших-Алей). Тогда же были построены в городе Троицкий-Сергиев мужской монастырь с храмом преп. Сергия и собор Рождества Богородицы. В записках о построении Свияжска сказано: «Того же 1551 лета месяца июня в 4 и 5 дни воздвигнуто два храма деревянные». А. Ратшин в своей книге называет Предтечевский женский монастырь в Свияжске, основанный Иваном Грозным после покорения Казани. При нем здесь было две церкви: собственно Иоанна Предтечи и деревянная Живоначальной Троицы, привезенная сюда по повелению Ивана Грозного совсем срубленная; «сосновые ее бревна и теперь еще (1852 г. - Н. Б.) довольно крепки; иконостас в ней тот же, который был сделан при царе Иване, кроме царских врат, впоследствии поновленных. Церковь сия, как редкая и древнейшая в городе, обита в 1800 г. снаружи тесом, для лучшего сбережения».[13]

Таким образом, Иван Грозный смело применил известный в народе метод сборно-разборного строительства деревянных зданий не только для целой крепости, но и для церквей. Может быть, он был применен в Свияжске еще раньше, в 1551 г., при строительстве двух вышеупомянутых церквей, сооруженных за два дня.

Казань была взята 2 октября 1552 г., в день памяти великомучеников Киприана и Иустинии. Царь повелел в этот день поставить церковь во имя этих святых, что и было сделано на следующий день. Это была первая православная церковь в казанском кремле. Обыденные однодневные церкви были общепонятным символом торжества православия. Там, где стояла боевая хоругвь с изображением Спасителя, Иван Грозный приказал поставить в один день церковь во имя Нерукотворного образа Спаса. Царь сам выбрал место для соборной Благовещенской церкви и своими руками заложил на месте престола святой крест. Есть свидетельство, что 4 октября царь лично участвовал в строительстве этого собора, сам рубил лес и носил бревна на плечах. Автор «Казанской истории», очевидец взятия Казани, так пишет об этом: «После взятия Казани царь захотел выполнить свой обет - разрушить мечети и на их месте поставить православные церкви, и он повелевает всем воеводам и воем на плещах своих от леса древние носити, и сам преже руками своими древо секирою посече и от леса на плещу своею принесе. И во един день созда храм соборный Благовещение Пресвятые Владычицы нашия Богородицы, на месте красне, на площади, близ царева двора».[14] Ничего удивительного в этом нет. Иван Грозный следовал примеру отца, Василия III, который в 1531 г. по обету, данному перед рождением сына Иоанна, в один день построил церковь Иоанна Предтечи на старом Ваганькове в Москве, «сам первый начал работать, за ним плотники; церковь выстроили в один день и в тот же день освятили».[15] Собор Благовещения в Казани освятили 6 октября 1552 г.

В одной версте от Казани, у подножия Змеиной горы, царь сразу же заложил Зилантов Успенский монастырь на том месте, где были погребены воины, убиенные во время штурма города; но, как по причине затопления его разливом вешней воды здания монастыря начали разрушаться, то в 1560 г. по велению царя перенесен он был на другое место, где во время осады города была царская ставка и походная церковь. По распоряжению царя заложен в Казани Спасо-Преображенский мужской монастырь, иноки которого должны были вечно петь панихиды по павшим воинам. В 1556 г. святитель Версонофий продолжил строительство монастыря. Казанский священник П. Заринский в книге «Очерки древней Казани» пишет о значении монастырей в колонизации Казанского края: «Вдумываясь в московскую политику в Казанском крае, легко отыскать и разгадку (раздачи царем земель новым монастырям. - Н. Б.). Монастыри, всегда относившиеся довольно мягко к своим крестьянам и имевшие право судить их своим судом, могли легко и скоро колонизовать новый край, привлекши на свои земли выходцев из России. У Иоанна IV и его преемников и в самом прикреплении крестьян к земле была та же двойственная политика. Государство, с одной стороны, запрещало побеги, с другой - поощряло новые переселения различными льготами».[16] По данным Р. Г. Скрынникова, с 1565 г. в Казанском уезде переселенцы получили около четырнадцати тысяч четвертей пашни, а если считать вместе с перелогом и пашенным лесом - более двадцати трех тысяч четвертей в трех полях.[17] Но степи, хотя и плодородные, с трудом поддавались обработке.

На месте обретения Казанской иконы Божией Матери в 1579 г. Иваном Грозным был основан Казанский Богородицкий женский монастырь. Казанская же икона, покровительница вдов и сирот, стала национальной святыней.

В июле 2000 г. казанский кремль объявлен памятником ЮНЕСКО.

Иван Грозный взял с собою в Казанский поход в качестве талисмана легендарный посох ростовского святителя Авраамия, которым тот сокрушил идола Велеса. В благодарность монастырю и по обету после похода царь построил в Ростове Великом каменный собор Богоявления.[18]

Таково в общих чертах церковное строительство Ивана Грозного во время Казанского похода, уникальное, разнообразное, с личным участием царя, с применением новейших способов строительства, не повторенное никем из дальнейших царей или полководцев.

Приложение

Жалованная грамота от царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного провожавшему его под Казань 1552 года мордвину села Кужендеева Ивашке Кельдяеву, названному от него Дружиною.

Доставлена профессором иеромонахом Макарием из Нижнего Новгорода.

«Лето 7072 [1564] Марта 8 дня Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич, Арзамасского уезду, села Кужендей, служивого своего мордвина Ивашку Кельдяева, он же по ево Цареву слову наречен Дружина, и ево Ивашку пожаловал вотчинами, лесами с бортными угодьями и звериною ловлею, и со бобровыми станами, и со водяными угодьями, и с рыбною ловлею, которые в ево дачах имеются воды от Протомоища вверх по Оке до устья речки Железницы, и вверх по речке Железнице левая сторона мордвина Ивашки Кельдяева Дружинья, а правая сторона, Муромского уезду, деревни Песочной, мордвина Васки Чукляева, сумежщих с Ивашкою Кельдяевым Дружиною до устья речки Выксуна, и вверх по речке Выксуну левая сторона Ивашки Кельдяева, а правая сторона по той речке Выксуну деревни Песочной мордвина Васьки Чукляева. С вершины речки Выксуна на пустое болото на Ильшенские вершины, вниз по Ильшесу речке до Велетьмы речки, и вверх по Велетьме левая сторона мордвина Ивашки Кельдяева Дружины, а правая сторона тогож мордвина Васьки Чукляева, и в ту речку Велетьма впала с правой стороны речка Вегунок…

А жаловал ево Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Русии за великую ево Ивашкину службу, что был он с ним, Государем Царем и Великим Князем на службе, славной баталии, под городом Казанью, Царством Казанским, и показалось тогда от него мордвина Ивашки Кельдяева Дружины, под тем Казанским Царством оказалась немалая храбрость, и чтоб в те ево жалованные дачи впредь вечно никому… никакого чина людям никому не ступатца».

Грамота писана в Москве. В прошлом столетии грамота перешла к Андрею и Ивану Родионовым Баташевым, основавшим многие заводы, вместе с проданными от владельцев землями и лесами.

Примечания от издателя.

1. Ивашка Кельдяев, названный от Иоанна Васильевича IV Дружиною, провожал его от села Кужендеева (ныне Ардатовского уезда) до самой Казани и участвовал с ним при взятии и разорении города.

2. Деревня Песочня от Мурома в 25 верстах.

3. Васька Чукляев был проводником Грозного, вероятно, от д. Песочной до села Кужендеева, а может быть, и далее, по непроходимым лесам.

4. Был и третий проводник мордвин Сувашка Локтай из д. Тоторшева. Ему также дана правая сторона по речке Печеми, Арзамасского уезду.[19]

 

Ссылки:

[1] Кунцевич Г. З. История о Казанском царстве. - Спб., 1905. - С. 410.

[2] Кожевников В. Обыденные храмы в древней Руси // Русский вестник. - № 1. - 1900. - С. 201.

[3] Коротков И. А. Иван Грозный. Военная деятельность. - М., 1952. - С. 32. Карта.

[4] Добронравов В. Г., Березин В. Д. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып. 1-5. - Владимир, 1899-98.

[5] Соловьев А. Новая жизнь старого погоста // Селивановский вестник. - 20 и 22 октября. - 1999.

[6] Сказание о зачатии царства Казанского и о победах великих князей Московских, со царьми Казанскими преславно содеянных, и о взятии того царства Казанского от благочестивого государя царя и великого князя Иоанна Васильевича, Всея России Самодержца. - Казань, 1902.

[7] Михайлов Ив. Храм славы. - М., 1800. - С. 168.

[8] Сказание о зачатии царства...

[9] Макарий, архимандрит. Опись Новгородского Спасо-Хутынского монастыря, 1642 г.; Сойкин П. П. Православные русские обители. - Спб., 1994. - С. 138.

[10] Книга степенная царского родословия. - М., 1775. - С. 264.

[11] Макарий, архимандрит. Памятники, оставшиеся от по-следнего похода Иоанна IV на Казань // Записки императорского археологического общества. - Т. X. - Вып. 1-2. - Спб., 1857. - С. 325-331.

[12] Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. - Т. 3. - Спб., 1897. - С. 190.

[13] Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. - М., 1852. - С. 107.

[14] Казанская история. - М.-Л., 1954. - С. 161.

[15] Соловьев С. М. История России с древнейших времен. - Т. 5. - М., 1855. - С. 477.

[16] Заринский П. Очерки древней Казани. - Казань, 1877. - С. 126.

[17] Скрынников Р. Г. Великий государь Иоан Васильевич Грозный. - Т. 1. - Смоленск ,1996. - С. 181.

[18] Баталов А. Л. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины - второй половины XVI в. // Русское искусство позднего средневековья. Образ и смысл. - М., 1993.- С. 109.

[19] Опись Суздальского Спаcо-Евфимиева монастыря в 1660 г. Б. м. Б. г. (1851?).

дата обновления: 09-03-2016