поиск по сайту

А. И. Раздорский (Санкт-Петербург)

 

ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕВЛАДИМИРСКОЙ ЕПАРХИИ 1853 Г. ИЕРОМОНАХА ИОАСАФА (В. С. ГАПОНОВА)

 

Историко-статистические описания епархий Русской православной церкви являются ценным источником по истории российской провинции. По Владимирской епархии в XIX в. было опубликовано два подобных описания. Это «Описание церквей и приходов Владимирской епархии» В. М. Орлова, публикация которого прервалась, едва начавшись,[1] и пятитомное «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» В. Г. Добронравова и В. М. Березина.[2] Названные издания широко известны историкам и краеведам. Но, думается, далеко не все знают о существовании еще одного описания Владимирской епархии, составленного в начале 1850‑х гг. иеромонахом Иоасафом, в миру - Василием Семеновичем Гапоновым (1803-1861). Подобно описанию В. М. Орлова, оно не было издано в полном объеме. Практически сразу же после своего создания рукопись Иоасафа попала в архив Синода, фонд которого в настоящее время находится в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Петербурге (Ф. 834. Оп. 2. Дд. 1787, 1788).

Судьба этой работы такова. В 1850 г. по инициативе синодального духовно-учебного управления было принято определение Синода, согласно которому епархиальным архиереям поручалось приступить к составлению подробных историко-статистических описаний вверенных им епархий.[3] Непосредственно этим делом за определенное вознаграждение должны были заниматься преподаватели местных духовных академий и семинарий или другие лица духовного ведомства, имеющие интерес к историческим исследованиям. На основе составленных ими описаний планировалось составить специальный курс истории Российской церкви. В отчете обер-прокурора Синода Н. А. Протасова за 1850 г. отмечалось, что «для составления оного в надлежащей полноте необходимо прежде привести в известность все церковно-исторические и статистические материалы, рассеянные по пространству обширной нашей Империи, хранящиеся в местах, часто недоступных для самых трудолюбивых исследователей».[4]

Директором духовно-учебного управления Синода А. И. Карасевским была разработана специальная программа по составлению историко-статистических описаний епархий, которая 21 октября 1850 г. была разослана всем епархиальным архиереям. В соответствии с ней описание должно было включать восемь разделов: начало и распространение христианской религии в пределах епархии; время учреждения епархии; жизнеописания епархиальных архиереев; описание монастырей (с данными о хранящихся в них древних рукописях); описание соборных, приходских, домовых и других церквей с указанием на замечательнейшие из них; сведения о святых угодниках с приложением полных списков их житий; сведения о святых чудотворных, явленных или замечательных по древности иконах с приложением сказаний о них; описание благочестивых обычаев, существующих в епархии (особые посты, крестные ходы, путешествия для поклонения святым угодникам).[5] Архиереи должны были ежегодно присылать в Синод рапорты с отчетом о ходе работы над историко-статистическими описаниями своих епархий. В настоящее время эти рапорты хранятся в РГИА в фонде Духовно-учебного управления Синода. Среди них имеются и донесения владимирского епископа Иустина.[6]

По получении программы Синода Иустин возложил составление описания Владимирской епархии на иеромонаха суздальского Спасо-Евфимьева монастыря Иоасафа, известного ему «по своей способности и любви к историческим изысканиям и свободного от других занятий». В течение 1851 г. Иоасаф составил первые три раздела описания. К декабрю 1852 г. оно было уже полностью завершено, рассмотрено архиереем и в начале 1853 г. представлено в Синод. В рапорте от 24 января 1853 г. Иустин отметил, что еще до того, как началась работа над описанием, он собрал через настоятелей и настоятельниц монастырей и благочинных, а также из дел консистории необходимые для этого «книги, акты и записки», которые были переданы затем Иоасафу. Последний «прилежно трудился под непосредственным распоряжением и руководством» архиерея и выполнил поставленную перед ним задачу «скоро и успешно». Исходя из этого, Иустин счел возможным просить обер-прокурора Синода «в награду трудов» возвратить Иоасафа «в духовно-училищную службу, по его способности к оной, или по Вашему усмотрению другим способом облегчить его участь». В рапорте указывалось, что Иоасаф в свое время был подвергнут Синодом наказанию «за неприличные поступки», отстранен от должности и отправлен на жительство в суздальский Спасо-Евфимьев монастырь.[7]

В чем же состояла вина Иоасафа? В деле о составлении описания Владимирской епархии приведена справка синодального Духовно-учебного управления, из которой следует, что Иоасаф, состоя учителем в Тверской семинарии, был уволен от должности определением Синода от 24 сентября 1845 г. «за допущение неприличных званию его поступков, состоявших в хождении по городу Твери в неприличном для монашеского сана одеянии, употреблении в частных домах при сторонних людях мясной пищи, позднем возвращении в свою квартиру, находившуюся в семинарии, и ночевание иногда вне семинарии».[8] Несмотря на то, что Иоасаф был одним из первых, кто выполнил поручение о составлении описаний епархий, Синод не удовлетворил ходатайство владимирского архиерея.[9]

Поскольку готовые описания епархий, присылаемые в Синод, рассматривались только как материалы для будущего курса истории Русской православной церкви, они не публиковались, а оседали в делах синодального Духовно-учебного управления. В то же время в большинстве епархий сбор материалов и подготовка текстов описаний продвигались медленнее, чем ожидалось. К началу 1861 г. полностью были составлены описания лишь одиннадцати епархий: Варшавской, Владимирской, Камчатской, Кишиневской, Курской, Оренбургской, Пензенской, Подольской, Полоцкой, Саратовской и Смоленской.[10] Принимая во внимание то обстоятельство, что уже присланные описания «оставаясь в безвестности… не могут быть оценены надлежащим образом», руководство Синода в 1861 г. решило разослать присланные материалы обратно на места, чтобы напечатать их отдельными книгами (за счет местных епархиальных сумм) или в духовных периодических изданиях.[11]

В том же году Иоасаф, находившийся к этому времени уже в Боголюбовом монастыре, обратился в Синод с ходатайством, в котором сообщил, что он желал бы добавить к своему описанию «немало таких предметов, значение коих довольно интересно в историческом отношении, каковы, напр.: великокняжеские вклады в церкви, состоящие из разных предметов, царские и патриаршие грамоты, жалованные известным местам по различным обстоятельствам. Таких вещей и подобных им… есть немало в монастырях, в соборных и приходских церквах Владимирской епархии и которые, однако же, до сих пор остаются неизвестными. Собрав сведения об этих предметах и описав их как следует, можно тогда представить описание Владимирской епархии в большем и удовлетворительном виде». Для реализации задуманного плана Иоасаф просил выделить для себя жалованье на три года (по 300 руб. в год), а также разрешить личный осмотр мест, «заслуживающих особого внимания в историческом отношении», и проживание в архиерейском доме во Владимире (поскольку в епархиальном городе легче вести поиск нужных источников).[12]

Синод информировал о ходатайстве Иоасафа архиерея Иустина. Но у него оно не встретило сочувствия. В донесении в Синод, поданном в июне 1861 г., он писал, что описание епархии составлено окончательно и «с должною полнотою», поскольку «в состав оного вошли все сведения, достойные внимания» и поэтому «не предвидится», чтобы Иоасаф нашел еще что-либо «достойное истории». Кроме того, у епархиальных властей, отметил архиерей, не имеется средств для покрытия запрашиваемых Иоасафом издержек, а если просимую сумму отнести за счет духовенства, то эта мера «окажется неблаговидной и может повлечь за собой ропот, неудовольствие и даже жалобы». При этом, по мнению Иустина, нельзя было допустить разъезды по епархии монашествующего лица, состоящего под присмотром епархиального и монастырского начальства, за допущенные им в свое время «неприличные поступки». Подобные поездки могли бы подать духовенству и мирянам «повод к толкам, пересудам и суждениям обидным и оскорбительным не только для монашеского сословия, но и для епархиального управления». В итоге ходатайство Иоасафа Синодом было отклонено.[13]

Описание епархии, составленное Иоасафом, в соответствии с определением Синода 1861 г., должно было быть возвращено во Владимир и опубликовано. Почему этого не произошло, и рукопись так и осталась в синодальном архиве, непонятно.[14] Вместе с тем, отдельные части рассматриваемого труда все же увидели свет, причем, произошло это еще до 1861 г. Очевидно, у Иоасафа остался черновой экземпляр рукописи. В 1857 г. отдельными книгами были напечатаны церковно-исторические описания Владимирских и Суздальских «достопамятностей» (включают фрагменты I-V и VIII разделов описания, относящиеся к городам Владимиру и Суздалю), в 1859 г. - брошюра, содержащая сведения о св. иконах (VII раздел описания), в 1860 г. - книга о владимирских св. угодниках (VI раздел описания).[15] Возможно, таким способом со временем удалось бы издать и все описание Владимирской епархии целиком, но в 1861 г. Иоасаф скончался, а людей, имевших желание и возможности опубликовать остальные части его труда, не нашлось.

 

* * *

Рукописное описание Владимирской епархии, подготовленное Иоасафом, состоит из двух частей. В первой части, насчитывающей четыреста шестнадцать листов, помещено собственно описание епархии, во второй части, включающей двести семьдесят два листа, находятся тридцать три приложения к основному тексту. На титульных листах обеих частей приведено заглавие рукописи: «Церковно-историческое и статистическое описание Владимирской епархии, составленное на основании определения Св. Правительствующего Синода от 19 мая - 6 октября 1850 года», а также место и год ее создания: «Владимир на Клязьме, 1853». Обе части имеют одинаковый формат (в лист 338 х 216 мм) и написаны на односортной плотной бумаге (в правом верхнем углу листов имеется тиснение с надписью по кругу «Невской фаб. С. П.» и с литерами «Б. В.» в центре). Переплет у обеих частей картонный: у первой сделан сравнительно недавно, а у второй - до революции, вероятно, вскоре после поступления рукописи в синодальный архив. Первую и вторую часть писали два разных лица. Почерки обоих переписчиков относятся к обычной скорописи XIX в., текст написан ими очень четко и аккуратно. Почерк переписчика первой части несколько мельче, чем у переписчика второй. Кроме того, в тексте первой части меньше межстрочный интервал. При пересчете на современные единицы измерения объема текстов - печатные листы - получается, что первая часть описания составляет примерно двадцать три печатных листа, вторая - одиннадцать печатных листов. Каждая часть имеет самостоятельную постраничную пагинацию, внесенную переписчиками, а также карандашную полистную фолиацию, внесенную после передачи рукописи на хранение в архив. В начале первой и второй частей имеются оглавления, причем, оглавление первой части очень подробно (помимо названий разделов, в нем перечислены все представленные в описании монастыри, соборы и церкви епархии).

 

* * *

По структуре и содержанию описание Владимирской епархии, составленное Иоасафом, точно соответствует программе Синода. В первом разделе - «О начале и распространении Христианской веры в пределах Владимирской епархии» (С. 9-14) - приведены общеисторические сведения о деятельности князей Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского по распространению христианства в Ростово-Суздаль-ской земле и Константина Святославича - в Муром-ской земле, а также помещен фрагмент из сказания о первом суздальском епископе Феодоре Гречанине.

Во втором разделе - «Об учреждении Владимирской епархии» (С. 12-15) изложены обстоятельства учреждения епархии, указаны годы ее упразднения и восстановления, рассмотрена церковно-административная принадлежность края в разное время. Здесь же приведены основные статистические данные о епархии на время составления описания: количество церквей (с распределением по статусу) и монастырей в епархии, численность белого духовенства (с распределением по сану), псаломщиков, причетников, певчих, звонарей и церковных сторожей, находящихся на службе и уволенных за штат, число монашествующих (с распределением по полу). Говоря о местных церквах, Иоасаф замечает, что они «во Владимирской епархии почти все каменные, построенные большею частию усердием прихожан. Весьма нескудны утварью, а некоторые даже и очень богаты не по городам только, но и по селам. Вообще можно сказать, нет такой церкви во Владимирской епархии, где бы не было местных икон в серебряном окладе или, по крайней мере, храмового образа, два-три серебряных сосуда, столько же крестов напрестольных и Евангелий, прилично украшенных. Есть даже такие церкви в селах, где, кроме богатой утвари, имеются колокола в 300, 400, 500 и даже в 1000 пудов. И все это сделано усердием прихожан!» (С. 14-15).

В третьем разделе - «О иерархии» (С. 16-103) - имеются списки владимирских, суздальских и переславских иерархов с их краткими жизнеописаниями и указанием титулования, а также рассмотрен вопрос о существовании в Муроме в домонгольскую эпоху особой епископской кафедры, о которой имеются упоминания в житии князя Константина Святославича Муромского.

Четвертый раздел (С. 104-414) содержит описания всех двадцати семи штатных и заштатных монастырей и пустыней епархии, в которых отражены важнейшие исторические сведения об обителях (в том числе даты их основания), данные о монастырских храмах и других постройках (с указанием времени их сооружения, материала, этажности и размеров), достопримечательностях и особо чтимых святынях, угодьях, иногда о числе монашествующих. В описаниях ряда монастырей представлены также списки настоятелей (с краткими биографическими сведениями) и описи древних актов, хранящихся в монастырских архивах. В описании Суздальского Покровского монастыря помещен список погребенных в нем цариц и княгинь. Во многих описаниях приведены цитаты (порой весьма пространные) из рукописных источников, содержащие разнообразные сведения по истории того или иного монастыря. Данный раздел имеет особое значение для изучения церковной истории Владимирщины, поскольку в изданных историко-статистических описаниях и справочниках Владимирской епархии материалов по монастырям не имеется.

Пятый раздел (С. 415-714) посвящен соборным и приходским церквам. Всего в нем имеются описания ста девяти храмов, то есть примерно одной десятой части от их общего количества в епархии на момент составления описания (тысяча сто сорок один, в том числе двенадцать соборных и тысяча двадцать четыре приходских). Соборы учтены здесь все без исключения, а приходские церкви лишь те, которые, по мнению составителя, являются наиболее замечательными «по древности и историческим воспоминаниям». Так, по Мурому имеются описания Воскресенской, Георгиевской, Воздвиженской и Космодамиановской церквей, по Муромскому уезду - описания Вознесенской церкви с. Борисоглебского, Входской церкви с. Арефина и церкви Спаса Нерукотворного с. Дедова. Подобный выборочный подход встречается и в ряде других епархиальных описаний, подготовленных в 1850‑е гг.

Описания соборных и приходских церквей Владимирской епархии в наиболее полном виде включают следующий набор сведений: наименование, престолы, время и материал постройки, на чьи средства сооружена, теплая или холодная, этажность, количество глав, храмы-предшественники, особо чтимые святыни, замечательные вещи (богослужебные книги, церковные сосуды и пр.), гробницы. В описании владимирского Успенского собора приведен список погребенных в храме великих владимирских князей и княгинь, а в описании суздальского Рождество-Богородицкого собора - список покоящихся в нем суздальских иерархов. Описания соборов, как правило, значительно подробнее, чем приходских церквей.[16]

В шестом разделе (С. 715-737) представлены краткие жизнеописания св. угодников Владимирской епархии (с указанием дней их памяти, местонахождения и времени обретения мощей): князей Андрея Боголюбского, Глеба Андреевича, Георгия (Юрия) Всеволодовича, св. Авраамия, преп. Космы Яхрен-ского, суздальских святителей Феодора и Иоанна, преп. Евфимия Суздальского, преп. княжны Ефросинии, муромских чудотворцев князя Константина Святославича и его чад Михаила и Феодора, князя Петра и его супруги княгини Февронии, преп. Никиты Столпника, св. князя Андрея Смоленского, преп. игумена Даниила, преп. Лукиана Строителя и преп. Корнилия.[17]

В седьмом разделе (С. 738-759) собраны сведения о наиболее почитаемых иконах епархии: их наименование, местонахождение, история, размеры, дни праздников.

Восьмой раздел (С. 760-773) включает данные о важнейших крестных ходах в епархии: их маршруты, время и обстоятельства учреждения, дни проведения, события, в память о которых они были установлены.

Завершается первый том описания «Кратким церковно-историческим обзором Владимирской епархии по событиям и замечательным происшествиям». Заметим, что программа Синода не предусматривала подготовку этого раздела, он был составлен Иоасафом по собственной инициативе. В «Обзоре» рассказывается о важнейших церковно-исторических событиях, происходивших в епархии в целом, а также в Суздале, Переславле-Залесском и Муроме с конца X в., помещены списки владимирских великих князей, святых, родившихся на Владимиро-Суздальской земле, и духовных писателей, родившихся или живших на территории епархии (с указанием их известных трудов). Наличие подобного дополнительного раздела показывает, что Иоасаф подошел к составлению описания епархии не формально, а творчески и заинтересованно.

В конце первого тома (Л. 407-416) находятся рисунки, выполненные «шуйским живописцем» Иваном Быковым. На них с большим мастерством изображены церковные двери суздальского Рождество-Богородицкого собора, деревянный потир из Архангельской церкви с. Теренеева Суздальского уезда, деревянный дискос из той же церкви, деревянный потир из Воскресенской церкви с. Дроздова Шуйского уезда.

Во втором томе, как уже отмечалось выше, помещены тридцать три приложения к первому тому. От основного текста описания к каждому из них в соответствующих местах сделаны ссылки. В большинстве приложений воспроизведены (полностью или частично) различные исторические документы, основная часть которых была извлечена из монастырских и церковных архивов Владимирской епархии. Среди них: копия акта об освидетельствовании места погребения князя Д. М. Пожарского в суздальском Спасо-Евфимьеве монастыре (1852 г.), дело об извете суздальского архиепископа Стефана (1660‑е гг.),18 копии указов Синода о целесообразности освидетельствования мощей суздальских епископов Феодора и Иоанна (1755 г.) и по случаю перенесения мощей Александра Невского в Петербург (1723 г.), письма Митрофана Воронежского архимандриту суздальского Спасо-Евфимьева монастыря Варлааму и архимандриту шартомского Николаевского монастыря Александру (начало XVIII в.), грамота патриарха Никона архимандриту переславского Троицкого монастыря Тихону об освидетельствовании мощей преп. Даниила (1653 г.), список духовной черницы суздальского Васильевского монастыря Марины на землю в Мининской пустоши и прочие угодья при с. Романовском (1352 г.), письмо царя Федора Алексеевича иеромонаху Флорищевой пустыни Илариону о молении за победу над турками (1678 г.), письма царевны Маргариты Алексеевны из суздальского Покровского монастыря к царевнам Татьяне Михайловне и Наталье Алексеевне и царю Петру I, грамота патриарха Иоасафа строителю Лукьяновой пустыни старцу Корнилию и старцу Феофану об обращении мужского переславского Феодоровского монастыря в женскую обитель (1667 г.), дарственная запись боярина Алексея Даниловича Басманова на пустошь Вишку Никитской церкви с. Елизарова, челобитная бобылей города Шуи Томилы Потапова и Льва Коновалова царю Михаилу Федоровичу с жалобой на сыщика табака Ивана Тарбеева (1639 г.), копии подписей на церковно-служебных книгах, пожалованных царями Иоанном и Петром Алексеевичами унженской Архангельской церкви, краткое сказание о князе Глебе Андреевиче; жития святых: переславского чудотворца Корнилия, князей Андрея Боголюбского и Георгия Всеволодовича, Космы Яхренского, суздальского чудотворца Иоанна, преп. Ефросинии, муромских чудотворцев князя Константина и его чад Михаила и Феодора, переславского чудотворца Никиты Столпника, князя Андрея Смоленского, игумена Даниила, сказание о преп. Лукиане, акты о чудесах Шуйской Смоленской иконе Богоматери (1660‑е гг.), запись о чудесном исцелении стольника Григория Племянникова от иконы Владимирской Богоматери (1708 г.), сказания о чудотворных иконах Знамения Богородицы, что во владимирском Успенском соборе и Казанской Богоматери, что в суздальской Воскресенской церкви и явленной иконе Рождества Богородицы, что в Лукьяновой пустыни (конец XVI-XVII вв.).

Два приложения имеют другой характер. Приложение № 1 представляет собой статью, в которой Иоасафом дан критический разбор мнений различных авторов о епископе Владимирском и Суздальском Симоне (XII в.): подробно рассмотрены вопросы о времени его жизни, возведения в сан епископа, назначения на владимирскую кафедру и годе кончины. В приложении № 17 содержится список упраздненных монастырей Владимирской епархии. В нем учтено сорок три мужских и двадцать женских обителей с указанием их наименования, местонахождения и времени существования.

Завершая рассмотрение созданного Иоасафом описания епархии, следует отметить, что оно имеет большое значение для исследования прошлого Владимирской земли, причем, не только в церковном, но и в общеисторическом аспекте. Многие сведения, изложенные в этом труде, базируются на материалах монастырских и церковных архивов, большинство из которых безвозвратно погибли в последующую эпоху. Некоторые приведенные Иоасафом факты основаны на уникальных свидетельствах устной истории - воспоминаниях старожилов.19Большой источниковедческой ценностью обладают тексты исторических документов, воспроизведенные (хотя и не всегда археографически безупречно) в приложениях к описанию. Поэтому материалы «Церковно-исторического и статистического описания Владимирской епархии», на наш взгляд, безусловно заслуживают введения в научный оборот и использования в историко-краеведческих исследованиях. В рамках этой задачи мы подготовили для публикации несколько фрагментов текста первого тома описания, в которых идет речь о муромских монастырях, соборах и церквах. Они даются в приложении к настоящей статье.

 

 

Приложение

Муромские монастыри, соборы и церкви в церковно-историческом и статистическом описании Владимирской епархии 1853 г.

 

Муромский Спасский

Муромский Спасский монастырь стоит на возвышенном месте, на крутом берегу Оки, в конце города Мурома, на юго-восточной стороне оного.

В котором именно году и кем основан этот монастырь, за неимением в монастыре никаких документов, неизвестно; верно только то, что он уже существовал в XI столетии, ибо когда был убит от Олега Изяслав, сын Владимира Мономаха в 1096 году, то он был положен в монастыре Святого Спаса, как сказано в летописи, и отсюда уже перенесен в Новгород.1

Примеч[ания]. В житии св. благоверного князя Константина Муромского говорится, что св. князь Глеб, коему дан был в удел Муром, несколько раз пытался просветить муромцев св. верою, но не успел и что вследствие сего он принужден был выдти из города и жить в двух верстах от него в устроенном им дворце.

Св. князь Глеб, как ревнитель благочестия, без сомнения, имел при дворе своем церковь, да и св. вел. князь Владимир, посылая сыновей своих в назначенные им уделы с благоразумными пестунами, настоятельно убеждал их пещись о распространении христианства и устроять святые церкви.2 Отсюда, с вероятностию, можно заключить, что первая в Муроме церковь устроена князем Глебом именно Святого Спаса и что при ней впоследствии основан Спасо-Преображенский монастырь. Это предположение оправдывается самою местностью монастыря в отношении к городу: монастырь находится ныне в конце города, а в то время, вероятно, отстоял от него на два поприща, как сказано в житии св. благоверного князя Константина Муромского.3

Здания сего монастыря:

1. Соборная каменная церковь во имя Преображения Господня, однопрестольная. Когда и кем устроена, неизвестно. Возвышенность или курган, на котором стоит ныне эта церковь, по преданию, и по‑видимому, не есть натуральная возвышенность, но насыпная.

2. Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы тоже каменная, двуэтажная, в ней 5 престолов. В верхнем три: а) Покрова Пресвятыя Богородицы; б) во имя св. евангелиста Иоанна Богослова; в) во имя св. священномученика Карпа. В нижнем этаже два престола: а) во имя Боголюбовския Божия Матери и б) во имя св. Кирилла, Белозер-ского чудотворца. Покровская церковь устроена в 1691 году иждивением преосвященного Варсонофия, митрополита Сарского и Подонского, как это видно из вкладной монастырской книги.4

3. Настоятельские келии каменные, устроены тем же преосвященным Варсонофием.

4. Братские кельи деревянные, построены архимандритом Августином, бывшим настоятелем сего монастыря с 1820 по 1829 год.

5. Ограда вокруг монастыря каменная. Она началась строиться с 1807 г. при архимандрите Вениамине; потом за неимением денег эта постройка остановилась и уже докончена в 1850 г. при архимандрите Иерониме.

Монастырские угодья:

1. Сенокосной земли имеется 29 десятин.

2. Мельница, находящаяся в Муромском уезде при селе Дуброве, в 25 верстах от Мурома. Состоит в общем владении с Муромским же Благовещенским монастырем.

3. Рыбная ловля, состоящая во владении 3-х монастырей: двух мужских - Спасского и Благовещенского и женского Троицкого - находится в Муромском уезде при деревне Благовещенской в разных озерах, заводях и истоках Оки старой и частию новой.

Монашествующих в сем монастыре, равно как и в прочих третьеклассных, кроме настоятеля, по штату положено 11-ть человек.

Настоятельство в Спасском монастыре было архимандричье; из вкладной книги видно, что в 1691 году преосвященный Аврамий, митрополит Рязанский и Муром-ский,5 по благословению патриарха Адриана позволил настоятелю сего монастыря, архимандриту Аврамию, служить в митре, которую и пожаловал ему из своей ризницы;6 по штатам 1764 г. монастырь сей положен в 3 класс с настоятельством игуменским, которое и продолжалось до 1798 года, а сем году учреждена паки архимандрия.

В настоящее время настоятелем сего монастыря архимандрит Иероним Малицкий, магистр богословия, который занимает должности: члена консистории, попечителя о бедных духовного звания и цензора проповедей, сказываемых при архиерейской кафедре.

С. 209-214.

Благовещенский Муромский

Благовещенский монастырь находится в конце города Мурома, к северо-западу, в старом так называемом Городище, неподалеку от р. Оки на небольшой возвышенности.

На том месте, где ныне стоит этот монастырь, первоначально была построена во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы деревянная церковь св. благоверным князем Константином вскоре по пришествии его в Муром с детьми своими Михаилом и Феодором из Киева и по вступлении на муромское княжение в конце XII века. Самый же монастырь при сей церкви основан в 1563 году по следующему обстоятельству: царь Иоанн Васильевич Грозный в 1552 году, идучи с войском под Казань, жил в Муроме две недели и моляся над гробами св. благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора, погребенных в Благовещенском храме, дал обет устроить при нем монастырь, если овладеет Казанью. «Государь царь», говорится в рукописном житии оных св. князей (и сокращенное в прологе 21 мая), «у чудотворных гробниц поклонися и моляся им, со слезами помощи прося на сопостаты и одоления, и нача глаголати: “Аще Господь Бог и Пресвятая Богородица и муромские чудотворцы подадут мне победу на казанскаго безбожнаго царя и на его злых босурманов одоление и с своим недругом управлюся, и Казань град возьму, и возвращуся с победою, и аз повелю зде устроити храм Благовещения Пресвятыя Богородицы и приделе муромских чудотворцев, каменны, со всею лепотою Божиею и церковною”».

По взятии Казани царь Иоанн Васильевич прислал в Муром каменьщиков для строения новой каменной церкви, и при копании рвов для фундамента обретены были 1555 г. нетленные мощи св. благоверного князя Константина и сыновей его Михаила и Феодора.7 «Егда же начаша рвы копати, и тогда обретоша святыя их мощи целы, ничим же разрушимы. И совершивше церковь, и в каморе церковныя стены устроиша место, и тамо положиша святыя их мощи».8 «Гостимуромские Четвертак Сычев да Семен Попяткин писали на Москву кВеликому Государю о обретении мощей, и о церковном строении, и о чудесах от святых мощей. И прислал государь царь в Муром в храм Благовещения Пресвятыя Богородицы образы, книги, ризы и колокола, и на святыя мощи покровы, и всю утварь церковную, и прислал с Рязани преосвященнаго епископа Гурия, и повеле храм Благовещения Пресвятыя Богородицы и придел Муромских чудотворцев освятити; святыя ж их мощи в раки положити и устроити монастырь пречестен, и повеле быти игумену и братии, еже и бысть в лето 7071 (1563). И государь царь и великий князь Иоанн Васильевич в своем царском богомольи у Благовещения Пресвятыя Богородицы и у чудотворцев игумена с братиею пожаловал и даде им из своея царския казны милостыню неоскудну, и даде им свою царскую уставную грамоту за красною печатию, како игумену с братиею во обители в предбудущия лета служити, и по той своей царской грамоте велел игумену с братиею ругу иметь на пропитание и за него Господа Бога молити».

Каменные здания сего монастыря

1. Соборная церковь во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, с приделом в олтарь во имя св. благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора, муромских чудотворцев, пятиглавая. Церковь эта, по устному преданию, построена муромским купцом Цветковым, что подтверждается совершенным сходством ее по архитектуре с Троицкого девичьего монастыря церковью, утроенною оным же купцом. Сооруженная же царем Иоанном Васильевичем Благовещенская церковь была близка к разрушению, что самое и было поводом к устройству новой нынешней церкви, которая кончена и освящена в 1664 г. июня в 28 день. Иконостас в этой церкви великолепный, резной работы; устроен в 1799 году при игумене Арсении, а вызолочен на полимент в 1802 году при игумене Феофиле на церковную сумму с помощью доброхотных дателей. Иконы все хорошего греческого пошиба и некоторые украшены серебряными вызолоченными ризами, а другие такими же окладами и вещами, равно как и царские врата. За левым клиросом, под сению, почивают в одной раке мощи св. благоверных князей Константина и чад его Михаила и Феодора. Прежде оне почивали на правой стороне пред самым алтарем, подле стены, но в 1789 году 27 сент[ября] при игумене Парфении перенесены на нынешнее место. А в 1829 г. сент[ября] 1 преложены в новую раку преосвященным Парфением, бывшим архиепископом Владимир-ским и Суздальским. За правым клиросом находится в резном вызолоченном на полимент киоте икона Иверския Божия Матери, писанная в 1688 году и богато украшенная в 1815 году усердием муромских граждан в незабвенную память вожделенного для них, и в особенности для сей Благовещенской обители, 30‑ти дневного в ней пребывания Московских чудотворных икон Владимирской и Иверской Богоматери в 1812 году. В воспоминание сего события 10 числа сентября в самый день принесения чудотворных икон из Москвы в Благовещенский. Муромский монастырь каждогодно совершается празднество в честь Божия Матери и бывает в монастыре из всех градских церквей от собора крестный ход.

2. При соборном храме находится зимняя церковь во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом святителя Димитрия Ростовского чудотворца, построенная в 1811 году при игумене Феофиле на церковную сумму с помощью доброхотных дателей. Под соборною и теплою церковью устроены палатки для разных монастырских потребностей.

3. На св. воротах - во имя св. первомученика Стефана Архидиакона, построена и освящена 1655 года июля 29 дня.

4. Колокольня близ соборной Благовещенской церкви с ризничною внутри палаткою.

5. Ограда вокруг монастыря, построенная в 1812 году при игумене Феофиле.

6. Настоятельские покои.

Братские же келии и прочие монастырские службы деревянные, построенные после двух сильных пожаров, бывших в гор[оде]. Муроме 1791 и 1805 года, монастырским иждивением с помощью доброхотных дателей при игумене Феофиле.

Монастырские угодья:

1. Распашной земли 24 десятины.

2. Мельница в Муромском уезде при казенном селе Дуброве в 25 верстах от Мурома состоит в общем владении с Муромским Спасским монастырем.

3. Рыбные ловли, состоящие во владении трех монастырей, двух мужскихБлаговещенского и Спасского и женского Троицкого, находятся в Муромском уезде при казенной деревне Благовещенской в разных озерах, заводях и истоках старой Оки и частию новой.

Настоятельство в сем монастыре от самого основания доныне продолжается игуменское.

Из царских жалованных грамот в монастырском архиве имеются налицо только три: одна 1595 г. царя и в[еликого] князя Феодора Иоанновича подтвердительная на жалованные вотчины сему монастырю и две царя Михаила Феодоровича: а) 1619 г. на вотчинное безоброчное владение озерами в Муромском уезде в Клинском Лугу и б) 1623 г. подтвердительная же на жалованные вотчины.

С. 283-290.

Муромский Троицкий

Муромский Троицкий монастырь стоит на возвышенном месте внутри гор[ода]Мурома близ мужского Благовещенского монастыря. Троицким называется он по соборной церкви, построен 1643 г. в царствование Михаила Феодоровича торговым человеком муромской гостиной сотни Тарасом Цветковым.

Каменные здания сего монастыря:

1. Соборная Свято-Троицкая церковь с приделом во имя св. благоверных князей и стастотерпцев Бориса и Глеба пятиглавая, построена в 1643 году оным Цветковым его собственным иждивением. В этой церкви храмовой образ Пресвятыя Троицы обложен серебряною ризою в 8 Ѕ фун., с венцами, украшенными довольно крупным жемчугом и разными камнями в 1817 году игуменьею Александрою Неймановою собственным ее иждивением.

2. Зимняя во имя Скорбящей Божией Матери с приделом в честь трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Церковь эта пристроена с северной стороны к соборному храму в поздние времена.

3. На св. воротах - во имя Казанской Божией Матери. В связи с этой церковью шатровая колокольня.

4. Покои для настоятельницы, построенные на казенный счет.

5. Ограда вокруг монастыря с четырьмя по углам башнями, начатая постройкою в1795 г. при игумении Евграфе, а оконченная в 1808, иждивением игумении Александры Неймановой с помощию монастырской суммы.

Прочие жилые здания и разные монастырские службы деревянной постройки. В соборной Троицкой церкви постоянно лежит на аналое серебряный позолоченный крест с мощами святых. Крест сей, как значится в монастырских бумагах, принесен был в 1657 году из города Вильны арзамасским боярским сыном Василием Микулиным сперва в свой дом. Здесь Микулину было несколько видений, в которых повелевалось ему не держать эту святыню в своем доме, но отвезть ее в Муром и отдать гостиной сотни Тарасию Цветкову. Микулин так и сделал. Получивши от Микулина крест, Цветков в 1658 году передал его в означенную монастырскую соборную церковь. Муромские жители и окрестные обыватели с того времени и поныне с особенным благоговением притекают на поклонение к сему Виленскому кресту.

Цветковым, здателем сего монастыря, даны в 1647 и 1648 годах следующие вклады.

1. Напрестольный крест серебряный, позолоченный

и обнизанный жемчугом.

2. Кадило серебряное позолоченное в 3 фунта.

3. Евангелие серебряное позолоченное.

4. Водосвятная чаша серебряная в 4 фунта.

5. Колокол в 100 пудов.

Монастырские угодья

1. Сенокосной земли 30 десятин.

2. Мельница и

3. Рыбная ловля на озере Конюше.

С. 409-412.

Муромский Рождество-Богородицкий собор

Муромский собор с своею красивою колокольнею занимает самое лучшее место в городе, на высокой горе, именуемой Воеводскою, над р. Окою. По городской описи Бартенева, произведенной в 1637 году, значится, что соборный храм (каменный) сооружен на место [так в ркп.] древнего деревянного царем Иоанном Васильевичем Грозным в 1540 году.

Соборная церковь двуэтажная, пятиглавая; в нижнем этаже имеется престол в имя св. благоверного князя Петра и супруги его княгини Февронии, в инокиняхЕфросинии, где почивают их и мощи в одной раке; в верхнем этаже настоящий престол Рождество-Богородицкий и другой придельный во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Из церковной утвари сего собора по древности своей замечательны следующие:

1. Шитый покров по голубому штофу на раке св. князя Петра и его супруги княгини Февронии с надписью в исподи: «Повелением благовернаго государя царя и великаго князя Феодора Иоановича всея России и благоверной царицы и великия княгини Ирины и их благоверныя царевны Феодосии зделан бысть сей покров лета 7102 (1594 г.)».

2. Кадило серебряное, чеканной работы, позлащенное; на нем вырезана надпись следующая: «Лета 7129 (1621 г.) зделано сие кадило в Муром в соборную церковь Рожества Пресвятыя Богородицы, муромских чудотворцев при протопопе Василье с братиею месяца февраля 6 числа».

3. Напрестольный крест серебряный, чеканной работы, позолоченный, с св. мощами; внизу креста вырезана надпись: «Животворящий сей крест построен от подаяния христолюбцев при протопопе Григории в лето 7181 (1673 г. [ошибка сост. - должен быть 1672 г.]) сентября в 12 день».

К достопамятностям сего собора относятся следующие замечательные случаи: а) в нем пред местною иконою Божия Матери св. Иона, архиепископ Рязанский и Муромский, бывший впоследствии митрополитом московским, принял на свой эпитрахиль из рук князя Ивана Ряполовского юных князей Иоанна и Юрия, детей вел[икого] князя Московского Василия Васильевича Темного, гонимого Дмитрием Шемякою;9 б) в нем возсылали молитвы к Подателю всех благ - Богу Иоанн Васильевич III, помня избавление свое от злобы Шемякиной, и Иоанн Васильевич IV, идучи под Казань;10 в) здесь же, в соборном храме, 18 октября 1812 года Московский архиепископ Августин, пребывавший от 10 сентября в Муромском Благовещенском монастыре с чудотворными иконами Владимирския Божия Матери из Московского Успенского собора и Иверския - от Воскресенских ворот по случаю занятия Москвы французами, получив от графа Растопчина радо-стную весть об освобождении столицы от врагов, принес благодарственное молебствие Всевышнему о спасении нашего Отечества и после молебствия произнес трогательную речь. А 20 окт[ября] в том же соборе Августин, отслужив литургию, сказал на прощаньи красноречивое слово жителям Мурома и отправился в Москву. Муромцы провожали его за город при колокольном звоне с крестным ходом, при котором несены были и св. чудотворные иконы - Владимирской и Иверской Божией Матери. И с того времени 10 сентября каждогодно в воспоминание пребывания в муромском соборе святыни Московской совершается крестный ход из сего собора в Благовещенский монастырь.

С. 479-482.

[Церкви] города Мурома

I. Воскресенская, каменная, пятиглавая церковь, стоит на возвышенном месте и замечательна по своей величественной древней архитектуре, построена на месте деревянной муромской гостиной сотни торговым человеком Гавриилом Черкасовым с братьями и освящена в 1657 году преосвященным Иларионом, епископом Рязанским и Муромским.

При этой церкви был женский монастырь, неизвестно, впрочем, когда именно упраздненный.11

Вклады, данные Черкасовыми в эту церковь, и поныне находящиеся в сохранности, следующие:

1. Св. Евангелие, на коем значится «7154 (1646) года приложил сие Евангелие напрестольное в церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в Муроме в девичем монастыре гостиной сотни торговый человек Гаврила Семенов сын Черкасов по своих родителех и по своей души в вечный поминок».

2. Кадило серебряное, позолоченное, приложенное оным Черкасовым в 1648 году.

3. Сребро-позлащенные сосуды с надписью: «приложил гостиной сотни Матвей Черкасов с братьями в 1650 году».

II. Георгиевская с приделом св. великомученика Никиты каменная, пятиглавая, построенная в XVII столетии вместо двух деревянных церквей: Георгиевской, пришедшей в ветхость, и Никитской, сгоревшей муромским обывателем Исидором Матвеевым Лопатиным, как значится в грамоте, писанной на столбце и данной в 1651 году на построение означенной церкви преосвященным Мисаилом, архиепископом Рязанским и Муромским.

Упоминаемые в этой грамоте иконы св. великомучеников Георгия Победоносца, Никиты и Деисус, как равно и самая грамота, доныне хранятся в церкви. Кроме сего, имеется напрестольное Евангелие, печатанное в 1627 году.

III. В Воздвиженской церкви имеется копия с грамоты царя Михаила Феодоровича от 1624 года, по коей даровано усадебной и пахотной земли 9 десятин 989 квадр[атных]сажен причту этой церкви, которою они и поныне владеют.

IV. Космодамианская, каменная церковь, древнего зодчества, стоит на берегу Оки. Предание гласит, что эта церковь воздвигнута по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного на том месте, где был его стан при переправе войск чрез Оку, возвращавшихся из‑под Казани. С. 583-585.

 

Ссылки:

[1] Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886. - [2], VII, 180, III с. В предисловии к изданию сказано: «Другие уезды Владимирской губернии будут предметом отдельных небольших томиков (числом 13), которые выйдут из печати в непродолжительном времени».

[2] Добронравов В. Г., Березин В. М. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. - Вып. 1-5. - Владимир, 1893-1898.

[3] РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 826. Л. 7-8.

[4] Извлечение из Отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1850 год. - СПб., 1851. - С. 55-56.

[5] РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 826. Л. 2-6 об.

[6] РГИА. Ф. 802. Оп. 16. Д. 61. Л. 15.

[7] Там же. Л. 2-8 об.

[8] Там же. Л. 12-13.

[9] Там же. Л. 14-15.

[10] РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Д. 826. Л. 104 об., 105 об., 125 об.

[11] Там же. Л. 104-106 об.

[12] Там же. Л. 102-102 об., 140.

[13] Там же. Л. 108-111.

[14] Помимо владимирского, в архиве Синода остались описания еще пяти епархий: Оренбургской, Подольской, Кишиневской (в трех частях), Смоленской и Могилевской епархии (см.: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего Синода. - Т. 2. - Вып. 1. - СПб., 1906. - С. 502-504. №№ 1789, 1792-1795, 1797, 1798).

[15] Иоасаф (В. С. Гапонов). 1) Церковно-историческое описание Владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. 153 с.; 2) Церковно-историческое описание Суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. 133 с.; 3) О св. иконах, особенно чтимых, находящихся во Владимирской епархии. Владимир, 1859. 31 с.; 4) Краткие сведения о св. угодниках божиих и местно чтимых подвижниках благочестия, коих св. мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Владимир, 1860. 104 с. См. также рецензию Д. В. Поленова на первые два издания во втором томе «Известий Императорского археологического общества» (СПб., 1859; опубликована также отдельным оттиском).

Выборочное текстологическое сравнение рукописного описания и его опубликованных отдельных фрагментов показывает, что в части сведений об истории основания епархии, владимирских и суздальских иерархах, монастырях, соборах и церквах, рукописный и печатный варианты чрезвычайно близки между собой, хотя и не идентичны полностью. В тексте «достопамятностей» заменены главным образом лишь некоторые отдельные слова (например, слово «сия» на «эта»). Серьезные отличия встречаются редко (так, во втором разделе «владимирских достопамятностей» опущены статистические сведения о епархии, имеющиеся в рукописном описании, поскольку к моменту издания книги они, по‑видимому, претерпели некоторые изменения). Сведения же о св. угодниках и иконах даны в печатных изданиях значительно подробнее, чем в рукописи. Например, преп. Ефросинии в рукописном описании уделен лишь один абзац, а в печатной версии - девять страниц убористого текста. Приведенные факты свидетельствуют о том, что Иоасаф после 1853 г. продолжал дорабатывать и пополнять свой труд.

[16] В опубликованных «Описаниях» владимирских и суздальских «достопамятностей» приведены взятые из рукописного описания епархии сведения об Успенском и Дмитриевском соборах, Георгиевской, Ризположенской на Золотых воротах, Спасопреображенской, Вознесенской, Богородицкой (Успенской), Николо-Златовратской, Никольской, что в Галее, и Никольской, что в кремле, церквах г. Владимира, о Рождество-Богородицком соборе, Дмитриевской, Троицкой, Вознесенской, Ильинской, Источниковской и Иоанно-Предтеченской церквах г. Суздаля, церквей Чуда Архистратига Михаила в с. Ивановском и Борисоглебской в с. Кидекше Суздальского уезда, а также добавлено описание суздальской Воскресенской церкви.

[17] В отдельно изданных «Кратких сведениях» о владимирских угодниках приведен тот же состав святых, что и в рукописном описании, а также добавлен отсутствующий в нем материал об Александре Невском.

18 Был найден рязанским архиепископом Симоном среди бумаг Рязанской духовной консистории и в 1815 г. включен в сборник «Достопримечательности Рязанской области», оставшийся неопубликованным.

19 К ним относятся, например, некоторые сведения о по-стройке собора муромского Благовещенского монастыря (Т. 1. С. 287) или уникальные данные о пребывании императора Павла I в с. Мошок (Т. 1. С. 669-670).

1 «В лето 6604 (1096 г.) Олег пойде к граду Мурому с вои; Изяслав же исполчися пред городом на поли. Олег же пойде к нему полком, и сступишася (сняшася) обои; бысть брань люта: и убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца сентября в 6 день… Олег же вниде в город, и прияша и горожане; Изяслава же вземше, положиша и в манастыри Святаго Спаса и оттуду перенесоша к Нову городу и пр.» Лавр[ентьевская летопись. Полное собрание русских летописей, т.] I, [с.] 108 [выделенные курсивом слова в тексте и подстрочные примечания принадлежат составителю описания].

2 Густин[ская] лет[опись. ПСРЛ, т.]. II, [с.] 259.

3 Прол[ог] 21 мая.

4 «В нынешнем же», сказано, «7199 (1691) году августа в день дана вкладная (вероятно расписка или квитанция) стольнику Василью Ивановичу Черткову, что в прошлых годех в Муроме в Спасове монастыре построил дядя сгородной блаженныя памяти Преосвященный Варсонофий, митрополит Сарский и Подонский церковь Божию каменную во имя Покрова Пресвятыя Богородицы с трапезою и с подкеларнею, и с папертью, сход каменной; под тою церковию хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня и келья; да в том же м[онасты]ре построены палаты каменныя, и в тех палатах 5 жительств, сени с отходы, сход каменной, другой сход в ледник, наверху тех палат чердаки деревянныя, а под теми палаты кладовая палата, погреб да ледник, а то церковное всякое вышеписанное строение стало 2150 руб.».

5 До 1764 г. город Муром принадлежал к Рязанской епархии.

6 «7199 (1691) года августа в 4 день по указу Великаго господина Святейшаго Кир Адриана, архиепископа Московскаго и Всея России и всех Северных стран патриарха, преосвященный Аврамий, митрополит Рязанский и Муромский, благословил города Мурома Спасова Преображенскаго монастыря архимандрита Аврамия служити в белой среброкованной шапке, а шапку пожаловал свою из ризницы».

7 Празднование установлено им 21 мая еще до обретения их мощей, как видно из рукописного жития.

8 Прол[ог] 21 мая.

9 И[стория государства Российского] К[арамзина]. Т. V. [с.] 188 и 189.

10 Там же. Т. VIII. [с.] 93

11 И[стория] Р[оссийской] Иер[архии]. [т.] 3, [с.] 616.

дата обновления: 09-03-2016