поиск по сайту
Автор: 
Т. Ю. Зима (Москва)
ВЛАДИМИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОГО РУССКОГО 
МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
 
Скромный российский город Владимир с его неспешной жизнью все же не отставал от себе подобных губернских городов в привитии всякого рода новшеств на своей земле и в своем социокультурном укладе, в частности, в области форм бытования светской музыки. Владимирцы стали предпоследними в ряду создателей системы функционирования Императорского русского музыкального общества (ИРМО), открыв у себя очередное его отделение. Произошло это событие в 1914 году, когда столичное ИРМО готовилось отмечать свой 55-летний юбилей. Однако пышному проведению юбилейных мероприятий помешала начавшаяся в августе Первая мировая война. А вот торжества по случаю открытия Владимирского отделения ИРМО и музыкальных классов при нем этим обстоятельством не омрачились, хотя никто тогда и предположить не мог, что существовать ему (как и пятидесяти шести другим) оставалось совсем недолго...
Итак, 9 мая 1914 года на очередном заседании главной дирекции ИРМО было вынесено постановление об учреждении очередного своего отделения – в губернском Владимире, а на заседании 22 июля и музыкальных классов при нем. С 1 сентября начались занятия в этих классах, у которых сменилась только форма собственности и более ничего; прежним остался педагогический персонал и состав учащихся существовавшей до того частной школы «свободного художника» Петра Алексеевича Ставровского. 
История такова: еще в 1912 году, когда в Саратове открывалась третья российская консерватория, а первой, Петербургской, исполнялось полвека, один из ее выпускников, хоровой дирижер и пианист П. А. Ставровский, открыл на своей малой родине музыкальную школу, что и анонсировали июльские номера газеты «Старый владимирец». Сам Петр был коренным владимирцем и династически музыкантом. Его отец Алексей Евграфович Ставровский пятьдесят лет руководил архиерейским хором Успенского кафедрального собора, а дед и прадед священствовали. Он же посвятил жизнь светской музыке и музыкальному образованию, отвечая на требования дня. 
К началу XX века в музыкальной культуре Российской империи, конечно, произошли значительные качественные перемены, которые не мог не уловить консерваторец, пребывавший во время студенчества в гуще культурной жизни столицы. Поэтому он уверенно открыл в провинциальном своем Владимире, с традиционно превалирующей в его социокультурном пространстве церковно-хоровой составляющей, необходимую для города музыкальную школу нового типа. Накануне войны П. А. Ставровский решил «увести» школу под юрисдикцию организации, которой покровительствовал императорский двор и которая занимала главную позицию в просветительско-образовательном сегменте музыкального ландшафта России. На всех этих начинаниях никаким образом война не сказывалась...
7 декабря 1914 года в 14.00 часов в помещении Городской думы состоялось торжество открытия Владимирского отделения ИРМО и музыкальных классов при нем (во главе с директором П. А. Ставровским). Надо сказать, что отделение безоговорочно признало корпоративное сообщество, и во Владимир поступило значительное количество поздравительных адресов, среди коих – от ректора Московской консерватории М. М. Ипполитова-Иванова, от профессора А. А. Ильинского, от К. Н. Немировича-Данченко и др. В дирекцию отделения ИРМО (которой подчинялись и музыкальные классы) вошли владимирский вице-губернатор, действительный статский советник, камергер двора его императорского величества Николай Васильевич Ненароков (председатель), управляющий Казенной палатой, действительный статский советник Александр Александрович Шипов, городской голова, член Государственной думы Николай Николаевич Сомов, товарищ председателя окружного суда Гуго Карлович фон-Кнаут, регент А. Е. Ставровский. Такой социальный состав был характерен для всех отделений ИРМО, благодаря которому они, как правило, и выживали. Означенный состав в первом отчетном году собирался шесть раз и седьмой на общее собрание, на котором, согласно уставу, могли присутствовать все члены отделения. Таковых в 1914/15 г. насчитывалось 25 действительных и 15 членов-посетителей. Их силами в этом концертном сезоне было устроено восемь музыкальных собраний, правда, половина из них носила характер закрытых ученических вечеров. 
Все вышеперечисленные «частности» и статистические сведения представляют определенный интерес для исследователей, которые весь период социалистического строительства в СССР практически ничего не знали о «царском детище», коим являлось Императорское русское музыкальное общество; о нем попросту замалчивалось по идеологическим соображениям. Только теперь, когда мы перестали быть «Иванами, не помнящими родства» появилась возможность выявлять, казалось бы, мелочи, но чрезвычайно важные мелочи для реконструкции целостной картины музыкальной жизни дореволюционной России, в которой закладывался фундамент всей музыкально-образовательной советской системы.
Как известно, Первая мировая война закончилась Октябрьским переворотом, изменив весь многовековой жизненный уклад России и перекроив карту Европы. Как ни удивительно, но она мало отразилась на функционировании такой разветвленной системы как ИРМО (только одно его отделение закрылось 1 сентября 1914 года в Иркутске, зато открылось два – Владимирское и Вятское в 1916 году). Не успев развернуть масштабную концертную деятельность, оба последних в тенденции того времени после 1918-го преобразовались в музыкальные школы разных ступеней, а Петр Ставровский нашел себе применение на ином поприще. 
дата обновления: 10-02-2016