поиск по сайту
Автор: 
С. В. Бандура (Сыктывкар)
ПИКНИК КАК ФОРМА ДОСУГА ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 
(НА МАТЕРИАЛАХ ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНИИ)
 
Пикник воспринимается большинством как современная форма проведения свободного времени. Однако история этого явления не так нова, как представляется. Слово «пикник» пришло к нам из английского языка и означает выезды за город. То есть уже сама этимология слова определяет его как городскую форму досуга в противовес сельской. Пикник как форма повседневной жизни была характерна для жителей городов: мещан, дворян, интеллигенции. 
В данной статье мы предпримем попытку заявить о пикнике как форме проведения досуга интеллигенции Вологодской губернии начала XX в. В нашем распоряжении не так много источников по этой теме. Как правило, источниками для изучения досуга как части повседневной жизни горожан служат неофициальные источники: источники личного происхождения (дневники, воспоминания), периодические издания. Однако ни каких-либо воспоминаний, дневниковых записей, ни заметок в Вологодских губернских ведомостях по поводу проведения пикников не выявлено. В этом случае источником информации служат визуальные источники (фотографии, дагерротипы). Визуальные источники позволяют детализировать явление, состоящие из многих мелочей, часто не зафиксированных в текстах. Фотографии – это объекты, формирующие образ, дающие наглядное представление о событии через визуально воспринимаемый сюжет. Обращение к визуальным источникам особенно важно, когда исследователь ставит задачу реконструкции событий: выявление деталей повседневной жизни, восприятие эмоционального фона происходящего, при этом «визуальные образы могут отражать такие трудноуловимые в письменных источниках аспекты социальной действительности, которые кажутся современникам само собой разумеющимися, общеизвестными, и именно поэтому не акцентируются в текстах»1. 
Повседневность «считывается» с визуальных объектов: фотографий, вещей (одежды, аксессуаров, предметов и др.). «Прочитывание» визуальных источников – это методика, которая обсуждается и вырабатывается сегодня в ходе научных дискуссий2. На наш взгляд, верна установка, что изображение может быть прочитано подобно письменному тексту. Фотография как «код» или «текст с зашифрованной информацией»3 может быть прочитана через детали, эмоциональный фон, тот контекст, который дает исследователю социологизацию объекта. 
Исследователи, которые ставят перед собой задачу увидеть эпоху через повседневную жизнь, отмечают приоритет визуальных объектов перед письменными источниками: «Для изучения изменений, происходящих в быту и представлениях людей важны в первую очередь не официальные документы, а материалы, несущие личностный отпечаток, такие, как личные вещи. Решающую роль при этом стали играть не только отбор материалов, но и угол зрения историка. Информация ментального характера редко фиксируется в источниках непосредственно и специально. Источники, используемые в повседневной жизни, дают наибольшую возможность для реконструкции ее особенностей. Предметное бытие культуры является ее центральным слоем, т. к. предметы, отделившись от процесса их породившего, предоставляют возможность вновь их воспринимать и изучать»4. Значительный корпус визуальных источников по истории повседневности сохранился в музейных коллекциях. Пикник как форма проведения досуга интеллигенции Вологодской губернии зафиксирована на фотографиях из собраний Национального музея Республики Коми (Сыктывкар) и Вологодского государственного музея-заповедника (Вологда).
Фото из собрания Национального музея Рес­публики Коми с сюжетами пикника в окрестностях уездного города Усть-Сысольска (ныне г. Сыктывкар) и волостного центра – села Визинга (ныне Сысольский р-он РК):
Открытка почтовая. Пикник на природе. Отдыхает семья Платона Филитеровича Кулакова5. Справа налево: 1. Николай Платонович; 2. Платон Филитерович; 3. Степан Платонович; 4. Лидия Платоновна (в белой блузке с бантом, сидит); 5. Анна Платоновна (стоит около лошади); 6. Зинаида Платоновна; 7. Вера Платоновна (сидит); 8. Анна Васильевна (в белом платке); 9. Мария Платоновна (в чалме) и еще трое детей. На заднем плане стоят две лошади, запряженные в кошевки. Фото групповое. До 1914 г., г. Усть-Сысольск. КП 10575/102. [Фото 1].
Фото. Учителя Усть-Сысольского городского училища на пикнике: М. И. Рейтенбордт, Мария Николаевна, А. Н. Поросятников (сидит справа, в конце стола), Я. С. Курбатов, И. М. Крушинин, М. Лебедев, П. П. Ползунов. В центре стол, на столе – самовар, еда и две бутылки оригинальной формы. Около стола сидят девочка и мальчик, сидят и стоят семь мужчин и одна женщина. В отдалении видны еще люди. Фото групповое. 1907г., г. Усть-Сысольск. Фото наклеено на паспарту. НВ 2876/9 6.[Фото 2].
Фото. Пикник молодежи в пригороде Усть-Сысольска. Присутствуют шесть девушек и трое юношей. Фотография групповая. 1907-1911 гг., г. Усть-Сысольск. КП 10588/42. [Фото 3].
Фото. А. Н. Поросятников (сидит в первом ряду, слева первый) и усть-сысольская интеллигенция на лыжной прогулке. Мужчины и женщины в зимней одежде стоят и сидят под деревом. Местечко Шойны-Яг. Фото групповое. 1907 г., г. Усть-Сысольск. НВ 2876/8. [Фото 4].
Фото. Интеллигенция с. Визинга катается на паре лошадей. В санях сидят (слева): А. П. Дзюба7, К. Ф. Макарьина (учительница), Мария Ильинична Латкина. С ними двое мужчин. 1902 г. Усть-Сысольский уезд, Визинская волость, с. Визинга. КП 6394 /330 – 2. [Фото 5].
Фото. Окрестности Усть-Сысольска. Прогулка по лесной дорожке. На переднем плане два велосипедиста, в отдалении группа женщин. Фото групповое, в круг­лой рамке. 1910-е г., г. Усть-Сысольск. НВ 2876 – 13. [Фото 6].
Фото из собрания Вологодского государственного музея-заповедника с сюжетами выездов за город в окрестности уездного города Великого Устюга и губернского центра Вологды:
Пикник учителей на р. Двине. ВГМЗ 32047/17.
Негатив. Групповой портрет. Молодежь на природе. Фото Н. В. Петрова. Нач. ХХ в. Стекло. ВХ 245/90.
Негатив. Две женщины, катающиеся на лошадях. Фото Н. В. Петрова. Нач. ХХ в. Стекло. ВХ 245/82.
Диапозитив. Дама на лыжах. Г. Великий Устюг. Нач. ХХ в. Стекло. ВОКМ 16605/2*16.
Как показывают фотоисточники, выезды за город на пикник в провинции входят в моду в начале XX века. Нам удалось найти лишь одно упоминание в исторической литературе о моде на выезды за город в Усть-Сысольске8. Визуальные источники остаются пока единственным свидетельством этого явления повседневной жизни населения Вологодской губернии.
О моде на пикники в начале XX века свидетельствуют рекомендации в издании «Хороший тон»9. Это популярное издание призвано было регламентировать и разъяснить правила поведения, этикета в обществе. Пикнику посвящен специальный раздел книги. В нем следующие рекомендации: «Английским словом пикник piknik и французским partie de plesir (фр. увеселительная прогулка) называются предпринимаемые зимою и летом увеселительные поездки за город. Зимою это, обыкновенно, связано с катанием на тройках, на которых веселое общество отправляется в заранее намеченный за городом пункт, где устраиваются танцы и ужин... На пикнике не принято дамам и девицам иметь бальный туалет; одеваться попроще и притом в такие платья, которым менее грозит возможность быть измятыми и испортиться... Пикники допускают некоторую свободу в отношениях членов общества, хотя именно здесь такт должен подсказывать каждой женщине границы этой свободы... Молодым девушкам не возбраняется принимать участие в загородных увеселительных прогулках, но они могут присутствовать не иначе как в сопровождении матери или пожилой дамы, занимающей некоторое положение в обществе... Относительно размеров пикника и затрат на его устройство не может быть установлено никаких правил. Иногда все ограничивается чаем с холодной закуской a lʼanglaise, в какой-нибудь роще, а в других случаях заготавливается роскошный ужин с шампанским... Для удобства участвующих расходы по устройству исходят из одних рук лиц, назначенных распорядителями. Гораздо менее удобно, если заготовление припасов, посуды и т. п. распределяются между всеми участвующими, потому что это ведет часто к неожиданному забыванию того или другого из необходимых предметов»10.
Как видно по фотографиям, летом выезды за город осуществлялись на велосипедах. Зимние загородные прогулки – на лыжах. Катание на велосипедах в провинции на рубеже столетий стало модным увлечением. Это подтверждают страницы модных журналов, на которых демонстрируются фасоны специального платья и костюмов для прогулок на велосипеде11. Автор сборника правил, наставлений и советов «Хороший тон» пишет по этому поводу: «Кто только теперь не катается на велосипеде! – старые и молодые, большие и малые. Матери обгоняют своих дочерей, молодящаяся бабушка едет рядом с молоденькой внучкой. И всем им мода предлагает подходящий костюм при условии, конечно, чтобы они не потеряли надлежащего вкуса. Охотно употребляют спортивную „комбинацию”, то есть превращают панталоны и рубашку в одно целое, причем и то, и другое шьется из бумажной шерстяной или шелковой материи, которые лучше всего предохраняют от простуды. Сверху надевается рубашка и кальсоны из полотняной или хлопчатобумажной материи, низкий корсет, штаны, длинные английские чулки и сапожки или полусапожки, с полотняными или суконными гамашами, на случай пыли или холода. Относительно верхней одежды мнения все еще разделяются, но в большинстве случаев признают штаны удобнее юбки... Обычную шляпу можно заменить небольшой матросской шляпой, с прямыми полями и гладкой лентой, или мягкой войлочной шляпой; лиф украшается темным галстуком с полотняным воротничком; из перчаток практичнее всего так называемые „шведские”... Выбирают хорошую материю, которая не может пострадать от воды, воздуха, света – рогожку, шевиот и т. п., всего лучше средних тонов или глубокого темно-синего цвета»12.
Сохранилось несколько снимков, подтверждающих увлечение усть-сысольской интеллигенции велосипедными прогулками. Среди них фотографии аптекарской служащей Е. П. Успасской с велосипедом (КП 11282), художника А. Н. Поросятникова с велосипедом (КП 8198/3), «Прогулка на лесной дорожке» (НВ 2876/13), снимки из собрания Вологодского музея (Фото. Группа мужчин, женщин и детей в саду. Одна из девочек сидит на велосипеде. Фотограф неизвестен. Нач. ХХ в. Наклеено на картон. Фотобумага ч/б, картон; фотопечать. ВГМЗ 37373/3; Фото. Группа мужчин, женщин и детей у крыльца дома. В саду, с 4-мя велосипедами. Фотограф неизвестен. Нач. ХХ в. Наклеено на картон. ВГМЗ 37373/1).
Таким образом, мы можем сделать вывод о существовании такого явления повседневной жизни городских жителей Вологодской губернии, как пикник. Эта форма досуга как модная тенденция российской социокультурной жизни начала прошлого века получила распространение и на Севере России, в достаточно отдаленных губерниях империи. Получить представление о пикнике (одежде, времени проведения, участниках и т. д.) можно не располагая большим количеством источников, опираясь в основном на визуальные источники из музейных собраний. Визуальные источники позволяют увидеть стороны повседневной жизни, часто незафиксированные документально.
 
1 Щербакова Е. И. Визуальная история: освоение нового пространства // Исторические исследования в России – III. Пятнадцать лет спустя. – М., 2011. – С. 473.
2 Оч-евидная история. Проблемы визуальной истории России XX столетия. – Челябинск, 2008. 
3 Нарский И. В. Проблемы и возможности исторической интерпретации семейной фотографии (на примере детской фотографии 1966 г. из г. Горького // Оч-евидная история. – С. 57.
4 Яхно О. Н. Изменения в быту горожан Пермской губернии в конце XIX – начале XX вв. Автореферат диссертации... к. и. н. – Екатеринбург, 2002.
5 Коллекция фотографий семьи Кулаковых поступила в музей в 1997 г. П. Ф. Кулаков (1863-1948) – один из первых фотографов Усть-Сысольска. В 1895 г. открыл фотомастерскую. В коллекции фотографии, выполненные в салоне, и семейные фотографии Кулаковых. Подробнее см.: Бандура С. В., Ларукова Р. И. Усть-Сысольск. Северная фотография Кулакова// ЖУК. Журнал любителей открыток. – СПб., 2014. –№ 01(28). – С.12-14.
6 Коллекция фотографий А. Н. Поросятникова – одного из первых профессиональных художников Коми, преподавателя рисования в учебных заведениях г. Усть-Сысольска. 
7 Коллекция Н. И. Дзюбы – врача Усть-Сысольского уездного земства. На фото Анна Павловна Дзюба – жена врача, организатор первых яслей для детей в с. Визинга.
8 Рогачев М. Б., Цой А. И. Усть-Сысольск. Страницы истории. – Сыктывкар, 1980. – С. 137.
9 Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя дома в разных случаях домашней и общественной жизни. С рисунками. Составил по лучшим русским и иностранным источникам А. Камильфо. – М., 1911.
10 Хороший тон... – С. 182-183.
11 Модный курьер. – 1904. – № 12. – С. 94.
12 Прошлое и настоящее женского туалета // Хороший тон... – С. 93.
 
 
Публикуется без фотографий
дата обновления: 10-02-2016