Автор:
В. В. Васильева (Санкт-Петербург)
ЦИКЛ ВОСКРЕСНЫХ ЭКСКУРСИОННЫХ
И МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В ОСОБНЯКЕ РУМЯНЦЕВА
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДОСУГА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
В старинных интерьерах особняка Румянцева с 2007 года регулярно проходят авторские музыкально-исторические программы старшего научного сотрудника Государственного музея истории Санкт-Петербурга В. В. Васильевой, посвященные истории и культуре Санкт-Петербурга. Большая часть лекций-концертов проводится в камерном Дубовом зале, где находится знаменитый рояль И. О. Дунаевского фирмы «Bechstein», с осени 2012 также и в большом Белом зале особняка.
Каждая программа состоит из двух частей и включает в себя лекцию-концерт и экскурсию по парадным залам особняка. Темы лекций-концертов непосредственно связаны с историей особняка Румянцева, поэтому обе части программы – лекционная и экскурсионная – не являются изолированными, а взаимно дополняют друг друга. В основном лекции-концерты освещают историю и культуру Петербурга XIX века и посвящены памяти князя В. Ф. Одоевского.
Владимир Федорович Одоевский (1803/1804-1869) в 1846 году был назначен помощником директора Публичной библиотеки и заведующим Румянцевского музея. В 1846-1861 гг. князь жил в служебной квартире в здании музея со своей супругой Ольгой Степановной (ур. Ланской). Квартира Одоевского из девяти комнат находилась, вероятно, со стороны Галерной улицы.
Князь В. Ф. Одоевский – уникальная личность в истории русской культуры, его таланты и интересы необычайно многогранны. Он был писателем, философом, ученым, изобретателем, музыкантом, общественным деятелем, филантропом. Князь отличался необыкновенной работоспособностью. Будучи аристократом, он около сорока лет состоял на государственной службе и называл свою жизнь «чернорабочей»1.
Кабинет Одоевского говорил о разносторонних увлечениях хозяина: повсюду лежали рукописи и старинные книги, на столах и этажерках стояли сосуды для химических и физических опытов, стояло фортепиано. Одоевского – «друга ученья», по словам поэтессы Е. Ростопчиной, интересовало все: от философии до кулинарии.
Необыкновенно кипучая деятельность Одоевского была направлена на благо своих сограждан. Он популяризировал искусство и науку для народа, публиковал книги, написанные доступным языком, в годы работы в музее много занимался благотворительной деятельностью: в течение девяти лет был председателем Общества посещения бедных, образованного в 1846 году, и инициатором основания детских приютов.
Одоевский находился в центре общественной жизни своего времени и оказал большое влияние на культуру XIX века. Он много сделал и для музыкального образования и просвещения в России. В одном из писем «идеальная покровительница музыкального искусства» великая княгиня Елена Павловна обращается к Одоевскому в связи с деятельностью Русского музыкального общества: «Надеюсь, что Вы так же, как и я, не утратите бодрость духа, несмотря на все испытанные нами невзгоды, и по-прежнему будете заботиться об учреждении, которое мы оставим, я надеюсь, в наследие России с задатками долголетия и с задатками художественного развития достойного искусства и нашей Родины»2.
У Одоевского был еще один, особый талант, – талант помогать всем людям искусства и словом, и делом. В. Ф. Одоевского можно назвать ангелом-хранителем русской культуры XIX века. Он стал советчиком и помощником трех поколений русских поэтов, писателей, музыкантов, был близким другом М. И. Глинки, общался с композиторами А. Н. Верстовским, А. А. Алябьевым, А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым, А. Г. Рубинштейном, П. И. Чайковским; литераторами В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, М. Ю. Лермонтовым, Н. В. Гоголем, Ф. М. Достоевским, И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым, встречался с прославленными зарубежными музыкантами: Г. Берлиозом, Р. Вагнером, К. Шуман, Ф. Листом, П. Виардо и многими другими.
Музыка всю жизнь оставалась его любимым искусством. «Музыка есть высшая наука и высшее искусство», – писал он. В. Ф. Одоевский был пианистом, органистом, композитором, глубоким исследователем музыки и основоположником русской классической музыкальной критики.
Многие мысли и суждения об искусстве, оценка деятельности Глинки, Пушкина, Лермонтова и других музыкантов и писателей, ставшие хрестоматийными, впервые были даны Одоевским. Например, «солнце русской поэзии» о Пушкине – это определение дал В. Ф. Одоевский в единственном некрологе после гибели Пушкина. Именно Одоевский впервые оценивает значение творчества М. И. Глинки в мировой музыке и пишет о новом периоде в ее истории, периоде русской музыки. В кабинете Одоевского в Румянцевском музее появился созданный Мельцелем орган, названный «Sebastianion» в честь великого И. С. Баха, кумира Одоевского. Расцвет органной деятельности Одоевского-композитора приходится на годы службы в Румянцевском музее3.
Салон князя В. Ф. Одоевского был одним из самых известных и любимых в Петербурге, там царила необыкновенно дружеская атмосфера. Отношение Одоевского к людям было одинаково вне зависимости от их сословной принадлежности. Князь был неизменно доброжелателен и приветлив ко всем.
П. И. Чайковский в письме к Н. Ф. фон Мекк в 1877 году посвятил Одоевскому такие строки: «Это одна из самых светлых личностей, с которыми меня сталкивала судьба. Он был олицетворением сердечной доброты, соединенной с огромным умом и всеобъемлющим знанием, между прочим, и музыки...»4.
Погрузиться в эпоху XIX века, возродить и продолжить традиции салона Одоевского, рассказать о самых лучших его представителях, истинных служителях муз, о людях высоких помыслов и деяний, воссоздать атмосферу дружбы, искренности и возвышенности – стало главной задачей музыкальных вечеров.
Музыкально-исторические программы посвящены памяти Одоевского, его портрет находится в зале, и хочется верить, что дух этого удивительного человека незримо присутствует на музыкальных вечерах. В течение семи лет состоялось более 250 музыкально-исторических программ по самым разным темам истории и культуры.
В первый год своего существования программы проходили по субботам и носили название «Музыкальные субботы в особняке Румянцева». В 2007-2008 гг. в рамках абонементных циклов «Посвящение. Русский классический романс» и «Знаменитые иностранные музыканты в Петербурге» состоялось шестнадцать концертов с участием известных петербургских вокалистов: солистки Михайловского театра, заслуженной артистки России Е. Борисевич, солистки Мариинского театра И. Васильевой, лауреатов международных конкурсов В. Вьюрова, А. Славного, А. Ковалевой, М. Шкиртиль, Е. Япаровой.
Цикл «Посвящение» с подзаголовком «Все оживает в звуках и словах» включал восемь вечеров русского романса. Романсы ХIХ-ХХ вв. – это драгоценные жемчужины русской музыки, пленительное и таинственное соединение слов и звуков. Они приоткрывают завесу над самыми сокровенными переживаниями в жизни творца. Кому посвящены эти романсы, кто вдохновлял их создателей – эта тема освещалась в комментариях. В концертах прозвучали романсы и дуэты М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, А. П. Бородина и Ц. А. Кюи.
Другой цикл из восьми концертов – о знаменитых иностранных музыкантах, выступавших в Санкт-Петербурге. На протяжении ХIХ века Санкт-Петербург был желанной целью для многих прославленных музыкантов. Они приезжали в столицу России с намерением представить публике свое искусство. Здесь их ожидали блестящий успех и щедрая оплата. Ференц Лист, Джузеппе Верди, Рихард Вагнер, Клара и Роберт Шуман, Полина Виардо-Гарсиа, Медея Фигнер – эти и другие прославленные имена украшали петербургские афиши того времени.
Важная задача лекций-концертов – представить полнокровные, живые образы известных музыкантов. В рассказе используются материалы писем, воспоминаний, цитаты из газет и журналов того времени, стихи, посвященные гениальным музыкантам.
Со второго сезона программы стали проводиться по воскресеньям, что благотворно повлияло на посещаемость концертов. В 2008-2009 гг. прошло два цикла: «Музыка и музыканты в Петербурге ХIХ столетия», где среди других освещалась одна из важных для Петербурга ХIХ в. тема музыкально-литературных салонов, а также цикл русских романсов «Мир в зеркале музыки» с солистами-вокалистами: «Но и любовь – мелодия» (з. а. России Е. Борисевич), «Заката звуки нежные...» (М. Шкиртиль), «Лики любви» (з. а. П. Мигунов).
Часть концертов цикла «Музыка в особняке Румянцева» в 2009-2010 гг. была тесно связана с историей особняка Румянцева и людей, живших в нем в разные эпохи. Слушатели могли узнать о музыке, звучавшей в стенах особняка в разное время: от музыкальных пристрастий Н. П. Румянцева и его современников на концерте «Мусикийски сладки звуки. Воспоминание о веке XVIII» до музыки конца XIX – начала XX вв. И, конечно же, несколько концертов были посвящены деятельности Одоевского: «В. Ф. Одоевский и великие русские музыканты и литераторы» и «В. Ф. Одоевский и знаменитые иностранные музыканты». Важным событием 2010 г. стало получение гранта Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга в рамках программы «Толерантность» на проект «Музыка – язык дружбы, мира и согласия». Проект включал пять концертов с комментариями. Из них четыре состоялось в особняке Румянцева: «Восточные мелодии», «Прибалтика – край янтаря и песен», «Украинские мотивы», «На холмах Грузии», а заключительный гала-концерт «Музыка – язык мира» прошел в Атриуме Комендантского дома Петропавловской крепости. В концертах прозвучали народные песни и романсы бывших стран СССР. Их исполнили: народный артист России Ю. Марусин, заслуженная артистка России Е. Борисевич, лауреаты международных конкурсов О. Петрова, М. Шкиртиль, солисты Мариинского театра И. Васильева, В. Коротич, В. Луханин, лауреат конкурса «Весна романса» В. Пермяков, «Classic duet» (Латвия) Г. Полякова и Л. Лютько, Валерия Васильева (фортепиано). Все пять концертов прошли при аншлаге, их посетило более семисот человек.
Важной задачей является приобщение к классической музыке детей и подростков. В 2009-10 гг. состоялся цикл «Детский музыкальный альбом», рассчитанный на дошкольников и младших школьников, с темами: «Любимые сказки и игрушки в музыкальном альбоме», «Танцы и песни вокруг нас», «Музыкальные путешествия по дальним странам». Для организованных групп проходят программы «Музыка и природа», «Новогодние музыкальные путешествия», «По страницам „Детского музыкального альбома” П. И. Чайковского», «По страницам „Альбома для юношества Р. Шумана”». Занятие включает рассказ по теме в увлекательной форме, музыкальные иллюстрации на фортепиано и диалог с детьми. Для детей среднего и старшего школьного возраста подготовлена программа «Жрец искусства князь Одоевский», связанная со школьной программой по литературе и истории.
Наряду с лекциями-концертами, где большую роль играет рассказ, на протяжении семи лет в особняке проходят вечера русского классического романса с участием известных певцов: выдающегося баса Александра Цымбалюка, заслуженных артистов России Яны Иваниловой и Елены Борисевич: солистов Мариинского театра заслуженного артиста Е. Акимова, В. Байкова (Москва), И. Васильевой, И. Матаевой, В. Сулимского, Е. Шиманович, В. Коротича; лауреатов международных премий М. Шкиртиль, Е. Япаровой, В. Вьюрова, А. Намитка, А. Славного, И. Селиванова и других.
Каждый вечер романсов – авторская оригинальная программа, объединенная определенной темой, скрытым сюжетом или посвященная памятной дате. Более праздничными и многолюдными стали вокальные вечера с появлением в Белом зале особняка белого рояля, перевезенного из Петропавловской крепости. Первый концерт прошел 23 сентября 2012 г. В программе «Есть много звуков в сердца глубине» в исполнении петербургской певицы О. Петровой (меццо-сопрано) прозвучали романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. С. Аренского, С. И. Танеева, в исполнении московского баса-баритона В. Байкова – романсы А. С. Даргомыжского и Г. В. Свиридова.
Особой популярностью пользуются несколько программ. При неизменных аншлагах проходит концерт-лекция «Средь шумного бала» с рассказом о балах, языке вееров, цветов, о танцах и этикете того времени; звучат полонезы, вальсы, польки М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, Ф. Шопена. Привлекательным моментом этой программы является включение элементов интерактивности, у посетителей есть возможность самим стать ее активными участниками – «поговорить» на языке веера и признаться в своих чувствах на языке цветов.
Всегда много публики и на программе «Пять новелл о любви. А. Алябьев и Е. Офросимова, М. Глинка и Е. Керн, А. Грибоедов и Н. Чавчавадзе, Ж. Санд и Ф. Шопен, Ф. Лист и К. Витгенштейн». Рассказы о романтических и возвышенных историях любви – одна из постоянных тем лекций-концертов. Две новеллы из вышеназванных существуют в виде отдельных развернутых программ: «„Единственная и славная любовь”. Ф. Лист и Каролина Витгенштейн»; «„Нежный гений гармонии”. Ф. Шопен и Ж. Санд».
Помимо них вниманию посетителей предлагаются темы: «„О, не забыть мне вас, пленительные звуки...”. П. Виардо и И. С. Тургенев»; «„Звезды указывают свыше: Клара и Роберт”. К. и Р. Я. Шуман»; П. И. Чайковский. «Времена года» – о думах и чувствах, о тайнах великой души, дружба с Д. Арто и Н. фон Мекк; «„Академия музыкального вкуса” графов Виельгорских»; «В салоне Е. Ростопчиной»; «„Музыка – это воздух, которым я дышу”. Клара Шуман» и многие другие.
В рамках выставки «Русские потомки французской императрицы», получившей премию «Музейный Олимп» и премию правительства Петербурга, прошли две музыкальные программы: «Покровительница муз великая княгиня Елена Павловна» и «Герцоги Мекленбург-Стрелецкие и музыка». В ноябре 2012 В. Васильева провела презентацию своих музыкально-исторических программ на третьем конгрессе Юнеско.
Программы имеют резонанс и находят свое отражения во многих СМИ. На радио «Град Петров» прошла передача с рассказом об Одоевском и музыкальных вечерах в особняке Румянцева. На пятом канале телевидения осенью 2013 года лекции-концерты были названы уникальными. Кабельное телевидение Адмиралтейского района сделало сюжет о программах5.
Статьи о программах напечатаны в газетах «Вечерний Петербург»6, «Санкт-Петербургские ведомости»7. Анонсы и заметки о лекциях-концертах помещают многие порталы, посвященные культуре, в России и за рубежом8. Зрители публикуют отзывы в интернете9. В социальной сети «В Контакте» существует группа «Русский классический романс; Валерия Васильева»10 с количеством участников более 1200 человек. Там размещаются актуальные анонсы программ, фотографии и отзывы о прошедших концертах.
С каждым годом увеличивается количество программ и число зрителей, в течение 2013 года состоялось 70 программ, их посетило более 2200 человек. Они проходили регулярно каждое воскресенье, в том числе и в летние месяцы, а также проводились в будние дни по заявкам от организованных групп. Возраст посетителей самый разный: от дошкольников до пенсионеров, но преобладает публика среднего и старшего возраста. Поэтому актуальной остается задача привлечения молодежи.
Стало доброй традицией проведение в конце каждого года лекции-концерта «Новый год в гостях у князя В. Ф. Одоевского» в продолжение традиции Одоевского, отмечавшего Новый год со своими друзьями-литераторами и музыкантами. Каждый год отмечается и очередной день рождения музыкальных программ. Программы проводятся в рамках музейной работы, поэтому и цены на билеты доступны для всех категорий граждан, их часто посещают представители общества инвалидов, социально-досуговых центров; они выражают благодарность за такую возможность посещения концертов высокого уровня.
Необычайно широк круг зрителей. Это петербуржцы и жители пригородов – Кронштадта, Зеленогорска, Пушкина, Петергофа, Ломоносова, Гатчины. Среди них много постоянных слушателей, которые затем приводят своих родственников и друзей. Это и гости из Москвы, Новосибирска, Харькова, Красноярска и многих других городов России и СНГ. Это и иностранные туристы из Германии, Франции, Финляндия, Японии и других стран.
После концерта слушатели имеют возможность пообщаться с артистами и задать вопросы, чего обычно не предполагают концерты классической музыки в концертных залах, а также выразить свои впечатления в книге отзывов. Благодарные зрители оставляют многочисленные восторженные отзывы, отмечая особую теплую, «домашнюю» атмосферу, вдохновляющий и даже лечебный эффект от программ. Вот несколько отзывов: «Спасибо за теплую атмосферу, высокий профессионализм и вдохновение»; «Восхитительно! Я словно очутился на тех вечерах, которые организовывал почти два века назад В. Ф. Одоевский»; «Ваши встречи создают истинно петербургский стиль общения и дают представление о настоящей петербургской культуре»; «Ваши вечера пронизаны музыкой, духовностью и аристократизмом». Слушатели благодарят за талант «возносить от обыденности к высотам духа в сочетании с виртуозной игрой и чудными стихами». Некоторые и сами пишут в стихах: «Ах, романтический концерт! Шопен и Глинка, Лист, Чайковский... Прекрасней чуда в мире нет, Внимает зал, завороженный...». Гость из Шотландии, который не мог понять рассказ из-за незнания русского языка, написал о музыкальной части программы: «It was absolutely wonderful».
Поступают приглашения от коллег о проведении программ в их музеях, что создает прекрасную возможность для сотрудничества. Специально подготовленная программа «Салонная жизнь дворцов Петербурга. К 200-летию поэтессы Е. Ростопчиной» была проведена в 2012 году в Гомельском музее Румянцевых-Паскевичей13, «Пять новелл о любви» – в Вятском художественном музее им. Васнецовых14 (2013).
Программы посещают коллеги из Русского музея, Эрмитажа и других музеев Петербурга, различных городов. Оценка специалистов является очень ценной. Кандидат искусствоведения, лауреат Государственной премии РФ А. Г. Бойко (Русский музей) отозвался так: «Прекрасная историко-культурная музыкальная программа В. В. Васильевой»; зам. директора Архангельского музея изобразительных искусств Е. И. Ружникова отметила, что «найдена очень удачная форма соединения музыки и музейного дела».
1 Цит. по: Голубева О. Д. В. Ф. Одоевский. – СПб., 1995. – С. 121.
2 Цит. по: 150 лет Русскому музыкальному обществу. Musicus. – 2009. – 5 (18). – С. 14.
3 См. Семенов Ю. Н. Об органной музыке князя В. Ф. Одоевского // Одоевский В. Сочинения для органа. – М., 2003. – С. V-XIV.
4 Переписка П. И.Чайковского с Н. Ф. фон Мекк.1877. Письмо № 247.
5 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tkt-tv.tv/novosti-admiralteyskogo-rayona/n.
6 [Электронный ресурс] – Режим доступа: vppress.ru/.../V-Osobnyake-Rumyantceva-pogovoryat-o-lyubvi-14672; [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.vppress.ru/stories/Pyat-granei-lyubvi-14539.
7 [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10290736@SV_Articles.
8 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/news/rucenter/news2651.html; [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.museum.gorodovoy.spb.ru/news/774752.shtm.
9 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://alex-gol.livejournal.com/13239.html.
10 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vkontakte.ru/club9184210.
11 Литературно-музыкальный вечер «Салонная жизнь дворцов...» // [Электронный ресурс] – Режим доступа:
www.palacegomel.by › Концерты.
12[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ikirov.ru/news/entertainments-nws-vasnetsovskiy-muzey-priglas....
дата обновления:
10-02-2016