поиск по сайту
В. В. Васильева (Санкт-Петербург)
ЦИКЛ ВОСКРЕСНЫХ ЭКСКУРСИОННЫХ 
И МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В ОСОБНЯКЕ РУМЯНЦЕВА 
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДОСУГА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
 
В старинных интерьерах особняка Румянцева с 2007 года регулярно проходят авторские музыкально-исторические программы старшего научного сотрудника Государственного музея истории Санкт-Петербурга В. В. Василь­евой, посвященные истории и культуре Санкт-Петербурга. Большая часть лекций-концертов проводится в камерном Дубовом зале, где находится знаменитый рояль И. О. Дунаевского фирмы «Bechstein», с осени 2012 также и в большом Белом зале особняка.
Каждая программа состоит из двух частей и включает в себя лекцию-концерт и экскурсию по парадным залам особняка. Темы лекций-концертов непосредственно связаны с историей особняка Румянцева, поэтому обе части программы – лекционная и экскурсионная – не являются изолированными, а взаимно дополняют друг друга. В основном лекции-концерты освещают историю и культуру Петербурга XIX века и посвящены памяти князя В. Ф. Одоевского.
Владимир Федорович Одоевский (1803/1804-1869) в 1846 году был назначен помощником директора Публичной библиотеки и заведующим Румянцевского музея. В 1846-1861 гг. князь жил в служебной квартире в здании музея со своей супругой Ольгой Степановной (ур. Ланской). Квартира Одоевского из девяти комнат находилась, вероятно, со стороны Галерной улицы.
Князь В. Ф. Одоевский – уникальная личность в истории русской культуры, его таланты и интересы необычайно многогранны. Он был писателем, философом, ученым, изобретателем, музыкантом, общественным деятелем, филантропом. Князь отличался необыкновенной работоспособностью. Будучи аристократом, он около сорока лет состоял на государственной службе и называл свою жизнь «чернорабочей»1. 
Кабинет Одоевского говорил о разносторонних увлечениях хозяина: повсюду лежали рукописи и старинные книги, на столах и этажерках стояли сосуды для химических и физических опытов, стояло фортепиано. Одоевского – «друга ученья», по словам поэтессы Е. Ростопчиной, интересовало все: от философии до кулинарии. 
Необыкновенно кипучая деятельность Одоевского была направлена на благо своих сограждан. Он популяризировал искусство и науку для народа, публиковал книги, написанные доступным языком, в годы работы в музее много занимался благотворительной деятельностью: в течение девяти лет был председателем Общества посещения бедных, образованного в 1846 году, и инициатором основания детских приютов.
Одоевский находился в центре общественной жизни своего времени и оказал большое влияние на культуру XIX века. Он много сделал и для музыкального образования и просвещения в России. В одном из писем «идеальная покровительница музыкального искусства» великая княгиня Елена Павловна обращается к Одоевскому в связи с деятельностью Русского музыкального общества: «Надеюсь, что Вы так же, как и я, не утратите бодрость духа, несмотря на все испытанные нами невзгоды, и по-прежнему будете заботиться об учреждении, которое мы оставим, я надеюсь, в наследие России с задатками долголетия и с задатками художественного развития достойного искусства и нашей Родины»2. 
У Одоевского был еще один, особый талант, – талант помогать всем людям искусства и словом, и делом. В. Ф. Одоевского можно назвать ангелом-хранителем русской культуры XIX века. Он стал советчиком и помощником трех поколений русских поэтов, писателей, музыкантов, был близким другом М. И. Глинки, общался с композиторами А. Н. Верстовским, А. А. Алябьевым, А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым, А. Г. Рубинштейном, П. И. Чайковским; литераторами В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, М. Ю. Лермонтовым, Н. В. Гоголем, Ф. М. Достоевским, И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым, встречался с прославленными зарубежными музыкантами: Г. Берлиозом, Р. Вагнером, К. Шуман, Ф. Листом, П. Виардо и многими другими.
Музыка всю жизнь оставалась его любимым искусством. «Музыка есть высшая наука и высшее искусство», – писал он. В. Ф. Одоевский был пианистом, органистом, композитором, глубоким исследователем музыки и основоположником русской классической музыкальной критики. 
Многие мысли и суждения об искусстве, оценка деятельности Глинки, Пушкина, Лермонтова и других музыкантов и писателей, ставшие хрестоматийными, впервые были даны Одоевским. Например, «солнце русской поэзии» о Пушкине – это определение дал В. Ф. Одоевский в единственном некрологе после гибели Пушкина. Именно Одоевский впервые оценивает значение творчества М. И. Глинки в мировой музыке и пишет о новом периоде в ее истории, периоде русской музыки. В кабинете Одоевского в Румянцевском музее появился созданный Мельцелем орган, названный «Sebastianion» в честь великого И. С. Баха, кумира Одоевского. Расцвет органной деятельности Одоевского-композитора приходится на годы службы в Румянцевском музее3. 
Салон князя В. Ф. Одоевского был одним из самых известных и любимых в Петербурге, там царила необыкновенно дружеская атмосфера. Отношение Одоевского к людям было одинаково вне зависимости от их сословной принадлежности. Князь был неизменно доброжелателен и приветлив ко всем. 
П. И. Чайковский в письме к Н. Ф. фон Мекк в 1877 году посвятил Одоевскому такие строки: «Это одна из самых светлых личностей, с которыми меня сталкивала судьба. Он был олицетворением сердечной доброты, соединенной с огромным умом и всеобъемлющим знанием, между прочим, и музыки...»4.
Погрузиться в эпоху XIX века, возродить и продолжить традиции салона Одоевского, рассказать о самых лучших его представителях, истинных служителях муз, о людях высоких помыслов и деяний, воссоздать атмосферу дружбы, искренности и возвышенности – стало главной задачей музыкальных вечеров. 
Музыкально-исторические программы посвящены памяти Одоевского, его портрет находится в зале, и хочется верить, что дух этого удивительного человека незримо присутствует на музыкальных вечерах. В течение семи лет состоялось более 250 музыкально-исторических программ по самым разным темам истории и культуры.
В первый год своего существования программы проходили по субботам и носили название «Музыкальные субботы в особняке Румянцева». В 2007-2008 гг. в рамках абонементных циклов «Посвящение. Русский классический романс» и «Знаменитые иностранные музыканты в Петербурге» состоялось шестнадцать концертов с участием известных петербургских вокалистов: солистки Михайловского театра, заслуженной артистки России Е. Борисевич, солистки Мариинского театра И. Васильевой, лауреатов международных конкурсов В. Вьюрова, А. Славного, А. Ковалевой, М. Шкиртиль, Е. Япаровой. 
Цикл «Посвящение» с подзаголовком «Все оживает в звуках и словах» включал восемь вечеров русского романса. Романсы ХIХ-ХХ вв. – это драгоценные жемчужины русской музыки, пленительное и таинственное соединение слов и звуков. Они приоткрывают завесу над самыми сокровенными переживаниями в жизни творца. Кому посвящены эти романсы, кто вдохновлял их создателей – эта тема освещалась в комментариях. В концертах прозвучали романсы и дуэты М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, А. П. Бородина и Ц. А. Кюи. 
Другой цикл из восьми концертов – о знаменитых иностранных музыкантах, выступавших в Санкт-Петербурге. На протяжении ХIХ века Санкт-Петербург был желанной целью для многих прославленных музыкантов. Они приезжали в столицу России с намерением представить пуб­лике свое искусство. Здесь их ожидали блестящий успех и щедрая оплата. Ференц Лист, Джузеппе Верди, Рихард Вагнер, Клара и Роберт Шуман, Полина Виардо-Гарсиа, Медея Фигнер – эти и другие прославленные имена украшали петербургские афиши того времени. 
Важная задача лекций-концертов – представить полнокровные, живые образы известных музыкантов. В рассказе используются материалы писем, воспоминаний, цитаты из газет и журналов того времени, стихи, посвященные гениальным музыкантам. 
Со второго сезона программы стали проводиться по воскресеньям, что благотворно повлияло на посещаемость концертов. В 2008-2009 гг. прошло два цикла: «Музыка и музыканты в Петербурге ХIХ столетия», где среди других освещалась одна из важных для Петербурга ХIХ в. тема музыкально-литературных салонов, а также цикл русских романсов «Мир в зеркале музыки» с солистами-вокалистами: «Но и любовь – мелодия» (з. а. России Е. Борисевич), «Заката звуки нежные...» (М. Шкиртиль), «Лики любви» (з. а. П. Мигунов). 
Часть концертов цикла «Музыка в особняке Румянцева» в 2009-2010 гг. была тесно связана с историей особняка Румянцева и людей, живших в нем в разные эпохи. Слушатели могли узнать о музыке, звучавшей в стенах особняка в разное время: от музыкальных пристрастий Н. П. Румянцева и его современников на концерте «Мусикийски сладки звуки. Воспоминание о веке XVIII» до музыки конца XIX – начала XX вв. И, конечно же, несколько концертов были посвящены деятельности Одоевского: «В. Ф. Одоевский и великие русские музыканты и литераторы» и «В. Ф. Одоевский и знаменитые иностранные музыканты». Важным событием 2010 г. стало получение гранта Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга в рамках программы «Толерантность» на проект «Музыка – язык дружбы, мира и согласия». Проект включал пять концертов с комментариями. Из них четыре состоялось в особняке Румянцева: «Восточные мелодии», «Прибалтика – край янтаря и песен», «Украинские мотивы», «На холмах Грузии», а заключительный гала-концерт «Музыка – язык мира» прошел в Атриуме Комендантского дома Петропавловской крепости. В концертах прозвучали народные песни и романсы бывших стран СССР. Их исполнили: народный артист России Ю. Марусин, заслуженная артистка России Е. Борисевич, лауреаты международных конкурсов О. Пет­рова, М. Шкиртиль, солисты Мариинского театра И. Васильева, В. Коротич, В. Луханин, лауреат конкурса «Весна романса» В. Пермяков, «Classic duet» (Латвия) Г. Полякова и Л. Лютько, Валерия Васильева (фортепиано). Все пять концертов прошли при аншлаге, их посетило более семисот человек.
Важной задачей является приобщение к классической музыке детей и подростков. В 2009-10 гг. состоялся цикл «Детский музыкальный альбом», рассчитанный на дошкольников и младших школьников, с темами: «Любимые сказки и игрушки в музыкальном альбоме», «Танцы и песни вокруг нас», «Музыкальные путешествия по дальним странам». Для организованных групп проходят программы «Музыка и природа», «Новогодние музыкальные путешествия», «По страницам „Детского музыкального альбома” П. И. Чайковского», «По страницам „Альбома для юношества Р. Шумана”». Занятие включает рассказ по теме в увлекательной форме, музыкальные иллюстрации на фортепиано и диалог с детьми. Для детей среднего и старшего школьного возраста подготовлена программа «Жрец искусства князь Одоевский», связанная со школьной программой по литературе и истории.
Наряду с лекциями-концертами, где большую роль играет рассказ, на протяжении семи лет в особняке проходят вечера русского классического романса с участием известных певцов: выдающегося баса Александра Цымбалюка, заслуженных артистов России Яны Иваниловой и Елены Борисевич: солистов Мариинского театра заслуженного артиста Е. Акимова, В. Байкова (Москва), И. Васильевой, И. Матаевой, В. Сулимского, Е. Шиманович, В. Коротича; лауреатов международных премий М. Шкиртиль, Е. Япаровой, В. Вьюрова, А. Намитка, А. Славного, И. Селиванова и других.
Каждый вечер романсов – авторская оригинальная программа, объединенная определенной темой, скрытым сюжетом или посвященная памятной дате. Более праздничными и многолюдными стали вокальные вечера с появлением в Белом зале особняка белого рояля, перевезенного из Петропавловской крепости. Первый концерт прошел 23 сентября 2012 г. В программе «Есть много звуков в сердца глубине» в исполнении петербургской певицы О. Петровой (меццо-сопрано) прозвучали романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. С. Аренского, С. И. Танеева, в исполнении московского баса-баритона В. Байкова – романсы А. С. Даргомыжского и Г. В. Свиридова.
Особой популярностью пользуются несколько программ. При неизменных аншлагах проходит концерт-лекция «Средь шумного бала» с рассказом о балах, языке вееров, цветов, о танцах и этикете того времени; звучат полонезы, вальсы, польки М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, Ф. Шопена. Привлекательным моментом этой программы является включение элементов интерактивности, у посетителей есть возможность самим стать ее активными участниками – «поговорить» на языке веера и признаться в своих чувствах на языке цветов.
Всегда много публики и на программе «Пять новелл о любви. А. Алябьев и Е. Офросимова, М. Глинка и Е. Керн, А. Грибоедов и Н. Чавчавадзе, Ж. Санд и Ф. Шопен, Ф. Лист и К. Витгенштейн». Рассказы о романтических и возвышенных историях любви – одна из постоянных тем лекций-концертов. Две новеллы из вышеназванных существуют в виде отдельных развернутых программ: «„Единственная и славная любовь”. Ф. Лист и Каролина Витгенштейн»; «„Нежный гений гармонии”. Ф. Шопен и Ж. Санд».
Помимо них вниманию посетителей предлагаются темы: «„О, не забыть мне вас, пленительные звуки...”. П. Виардо и И. С. Тургенев»; «„Звезды указывают свыше: Клара и Роберт”. К. и Р. Я. Шуман»; П. И. Чайковский. «Времена года» – о думах и чувствах, о тайнах великой души, дружба с Д. Арто и Н. фон Мекк; «„Академия музыкального вкуса” графов Виельгорских»; «В салоне Е. Ростопчиной»; «„Музыка – это воздух, которым я дышу”. Клара Шуман» и многие другие.
В рамках выставки «Русские потомки французской императрицы», получившей премию «Музейный Олимп» и премию правительства Петербурга, прошли две музыкальные программы: «Покровительница муз великая княгиня Елена Павловна» и «Герцоги Мекленбург-Стрелецкие и музыка». В ноябре 2012 В. Васильева провела презентацию своих музыкально-исторических программ на третьем конгрессе Юнеско.
Программы имеют резонанс и находят свое отражения во многих СМИ. На радио «Град Пет­ров» прошла передача с рассказом об Одоевском и музыкальных вечерах в особняке Румянцева. На пятом канале телевидения осенью 2013 года лекции-концерты были названы уникальными. Кабельное телевидение Адмиралтейского района сделало сюжет о программах5. 
Статьи о программах напечатаны в газетах «Вечерний Петербург»6, «Санкт-Петербургские ведомости»7. Анонсы и заметки о лекциях-концертах помещают многие порталы, посвященные культуре, в России и за рубежом8. Зрители ­публикуют отзывы в интернете9. В социальной сети «В Контакте» существует группа «Русский классический романс; Валерия Васильева»10 с количеством участников более 1200 человек. Там размещаются актуальные анонсы программ, фотографии и отзывы о прошедших концертах.
С каждым годом увеличивается количество программ и число зрителей, в течение 2013 года состоялось 70 программ, их посетило более 2200 человек. Они проходили регулярно каждое воскресенье, в том числе и в летние месяцы, а также проводились в будние дни по заявкам от организованных групп. Возраст посетителей самый разный: от дошкольников до пенсионеров, но преобладает публика среднего и старшего возраста. Поэтому актуальной остается задача привлечения молодежи. 
Стало доброй традицией проведение в конце каждого года лекции-концерта «Новый год в гостях у князя В. Ф. Одоевского» в продолжение традиции Одоевского, отмечавшего Новый год со своими друзьями-литераторами и музыкантами. Каждый год отмечается и очередной день рождения музыкальных программ. Программы проводятся в рамках музейной работы, поэтому и цены на билеты доступны для всех категорий граждан, их часто посещают представители общества инвалидов, социально-досуговых центров; они выражают благодарность за такую возможность посещения концертов высокого уровня.
Необычайно широк круг зрителей. Это петербуржцы и жители пригородов – Кронштадта, Зеленогорска, Пушкина, Петергофа, Ломоносова, Гатчины. Среди них много постоянных слушателей, которые затем приводят своих родственников и друзей. Это и гости из Москвы, Новосибирска, Харькова, Красноярска и многих других городов России и СНГ. Это и иностранные туристы из Германии, Франции, Финляндия, Японии и других стран.
После концерта слушатели имеют возможность пообщаться с артистами и задать вопросы, чего обычно не предполагают концерты классической музыки в концертных залах, а также выразить свои впечатления в книге отзывов. Благодарные зрители оставляют многочисленные восторженные отзывы, отмечая особую теплую, «домашнюю» атмосферу, вдохновляющий и даже лечебный эффект от программ. Вот несколько отзывов: «Спасибо за теплую атмосферу, высокий профессионализм и вдохновение»; «Восхитительно! Я словно очутился на тех вечерах, которые организовывал почти два века назад В. Ф. Одоевский»; «Ваши встречи создают истинно петербургский стиль общения и дают представление о настоящей петербургской культуре»; «Ваши вечера пронизаны музыкой, духовностью и аристократизмом». Слушатели благодарят за талант «возносить от обыденности к высотам духа в сочетании с виртуозной игрой и чудными стихами». Некоторые и сами пишут в стихах: «Ах, романтический концерт! Шопен и Глинка, Лист, Чайковский... Прекрасней чуда в мире нет, Внимает зал, завороженный...». Гость из Шотландии, который не мог понять рассказ из-за незнания русского языка, написал о музыкальной части программы: «It was absolutely wonderful».
Поступают приглашения от коллег о проведении программ в их музеях, что создает прекрасную возможность для сотрудничества. Специально подготовленная программа «Салонная жизнь дворцов Петербурга. К 200-летию поэтессы Е. Ростопчиной» была проведена в 2012 году в Гомельском музее Румянцевых-Паскевичей13, «Пять новелл о любви» – в Вятском художественном музее им. Васнецовых14 (2013).
Программы посещают коллеги из Русского музея, Эрмитажа и других музеев Петербурга, различных городов. Оценка специалистов является очень ценной. Кандидат искусствоведения, лауреат Государственной премии РФ А. Г. Бойко (Русский музей) отозвался так: «Прекрасная историко-культурная музыкальная программа В. В. Васильевой»; зам. директора Архангельского музея изобразительных искусств Е. И. Ружникова отметила, что «найдена очень удачная форма соединения музыки и музейного дела».
 
1 Цит. по: Голубева О. Д. В. Ф. Одоевский. – СПб., 1995. – С. 121.
2 Цит. по: 150 лет Русскому музыкальному обществу. Musicus. – 2009. – 5 (18). – С. 14.
3 См. Семенов Ю. Н. Об органной музыке князя В. Ф. Одоевского // Одоевский В. Сочинения для органа. – М., 2003. – С. V-XIV.
4 Переписка П. И.Чайковского с Н. Ф. фон Мекк.1877. Письмо № 247. 
5 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tkt-tv.tv/novosti-admiralteyskogo-rayona/n.
6 [Электронный ресурс] – Режим доступа: vppress.ru/.../V-Osobnyake-Rumyantceva-pogovoryat-o-lyubvi-14672; [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.vppress.ru/stories/Pyat-granei-lyubvi-14539.
7 [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10290736@SV_Articles.
8 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/news/rucenter/news2651.html; [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.museum.gorodovoy.spb.ru/news/774752.shtm.
9 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://alex-gol.livejournal.com/13239.html.
10 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vkontakte.ru/club9184210.
11 Литературно-музыкальный вечер «Салонная жизнь дворцов...» // [Электронный ресурс] – Режим доступа:
www.palacegomel.by › Концерты.
12[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ikirov.ru/news/entertainments-nws-vasnetsovskiy-muzey-priglas....
дата обновления: 10-02-2016