поиск по сайту
Автор: 

О. А. Сухова (Муром) 

МУРОМСКИЙ МИФ О БОГАТЫРЕ ИЛЬЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 

Илья Муромец - самый известный и самый загадочный герой русского эпоса. Образ его по-разному интерпретируют исследователи почти два столетия. К настоящему времени о богатыре известно, что люди XVI-XIX вв. не сомневались в его реальности, что русские летописи, однако, не упоминают его имени, зато он является героем не только русского, но и западноевропейского эпоса XIII в. В документах Илья Муромец упоминается лишь с XVI в.; существуют его мощи в Киево-Печерской лавре, в 1638 г. описанные Афанасием Кальнофойским, который полагал, что святой Илья жил примерно в 1188 г.; канонизирован он был в 1643 г.; в 1701 г. святые мощи богатыря осмотрел паломник старообрядец Иоанн Лукьянов и оставил свои записки. Самое раннее изображение святого Ильи Муромца - это гравюра середины XVII в. из Киево-Печерского патерика. В 1988 г. проводилась экспертиза мощей богатыря. Было установлено, что время его захоронения - XI-XII вв., возраст - сорок-сорок пять лет, рост - 177 см, что смерть наступила от раны в области сердца, а также были выявлены дефекты позвоночника.1

Память святого Ильи Муромца отмечается Церковью 1 января по новому стилю, но каноническое житие ему составлено не было. Зато существует эпическая биография этого героя. Только в классических былинах насчитывается около тринадцати самостоятельных сюжетов. Кроме этого, об Илье сложены сказки, существуют лубочные прозаические повести, а также песни, преимущественно казачьи, в которых на образ славного богатыря, безусловно, повлиял «разбойник» Илейка Муромец, посадский человек Горчаков из города Мурома, сподвижник Ивана Болотникова.

Сами тексты былин, казалось бы, не вызывают сомнения в том, что Илья Муромец «из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова». Однако споры о родине богатыря не прекращаются до настоящего времени. Тем не менее, справедливым представляется мнение Д. С. Лихачева, а вслед за ним и В. И. Калугина, что Муром и Муромское княжество были довольно значимыми в истории Руси, чтобы стать родиной Ильи Муромца.2   Тем более, что до сих пор стоит древний Муром, а рядом с ним по-прежнему существует богатое старинное село Карачарово, где жива память о богатыре. На родине Ильи Муромца сложилось особое заинтересованное отношение к своему герою и своеобразное представление о нем, которое, естественно, менялось на протяжении не одного столетия, но реально проследить эти изменения возможно только за два последних века.

Самое раннее зафиксированное представление о богатыре на его родине датируется 1833-м годом. Это строки из «Исторического описания г. Мурома», составленного коренным жителем города, бургомистром, городским головой и церковным старостой А. А. Титовым (1783-1848): «Владимир Великий определил в Муром лучшего наместника может быть потому, что Русский богатырь Илья Муромец, родившийся в селе Карачарове, от Мурома в двух верстах, известный нам по словесным преданиям и некоторым, хотя неофициальным, но правдоподобным запискам, добровольно уехал в Киев служить Великому князю Владимиру».3   В эти же годы В. И. Даль выпускает в Петербурге свою сказку об Илье Муромце, которая к Мурому и Карачарову имеет непосредственное отношение. Она посвящена «Высокоименитому вотчиннику села Карачарова» - С. С. Уварову, министру просвещения.4 Графы Уваровы были владельцами того самого былинного Карачарова под Муромом, и славный богатырь Илья Муромец не был им безразличен. В. И. Даль в своей замысловатой сказке, однако, выдал очень точное описание панорамы Карачарова и Мурома, удачно вплел в текст местные предания, о которых он также упоминает в своей заметке к первому выпуску песен П. В. Киреевского. На В. И. Даля часто ссылаются известные исследователи фольклора, по-своему интерпретируя муромские предания. Так, А. Н. Афанасьев писал в 1868 г.: «Об Илье Муромце сохранилось любопытное предание на его родине; когда Илья стал просить родительского благословения на славные богатырские подвиги и отец усомнился в его силе, тогда богатырь вышел на Оку, уперся плечом в гору, сдвинул ее с крутого берега и завалил реку. Под Муромом и поныне указывают старое русло реки, засыпанное Ильей Муромцем».5

Это же предание, заимствованное у В. И. Даля, приводит и Ф. И. Буслаев в работе 1887 г., где сравнивает Илью Муромца с Тором и называет этот подвиг титаническим.6 Сам же В. И. Даль в своей сказке замечает, что «Муромского богатыря давно уже нет на свете, да память по нем жива; а на родине его, на селе Корочарове, и поднесь видимо лежит благодать Господня; о чем вам, Православные, колислучится быть на селе проездом, всякий мужик расскажет обстоятельно».7 Подтверждением этих слов писателя может служить «Предание старожилов села Карачарова» - запись, сделанная одним из жителей села в 1847 г. и позже «доставленная» графине П. С. Уваровой, хозяйке Карачаровского имения, опубликованная ею «дословно» в Этнографическом обозрении в 1892 г.: «Поныне жители села Карачарова с большим жаром защищают и за непреложную истину выдают в обыкновенных своих разговорах, что Илья Муромец рожден в их селе Карачарове, был чрезвычайно величественного вида и имел необыкновенную силу; в доказательство сего приводят следующую повесть: в тогдашние времена на берегу Оки лежали три черные дуба, вытащенные из воды рыболовами, из коих каждый был такой тяжести, что крестьянская лошадь без отдохновения на гору не могла вывезти; а он их на своих плечах переносил на гору… где они находились долгое время и после поступили в основание при постройке Троицкой церкви… О родословии же его в рассказах жителей настоящего времени слышать не удается».8 Но в публикациях 1870-х гг. и даже в учебниках того времени появляются сообщения о потомках Ильи Муромца - крестьянах Ильюшиных.9Неясно, в какое время стали называть потомками богатыря карачаровских крестьян Гущиных. Эта фамилия встречается в описях города Мурома XVII в. Так, в описи 1637 г. под 1622 г. упоминается владелец лавки в Муроме «села Карачарова крестьянин Васька Гущин».10 В прошлом веке пользовался большим почитанием потомок Ильи Муромца Иван Афанасьевич Гущин (1824-1907), живший в Карачарове на «Самодуровке» на самом берегу Оки. Изба его стоит до сих пор. Ныне это улица Приокская, дом № 279. Иван Гущин действительно обладал феноменальной силой, что подтверждается его многочисленными «подвигами», о которых рассказывают и в настоящее время.

В газете «Муромский край» в 1914 г. за подписью «ВД» была опубликована занятная «Повесть о сильном и славном русском витязе Илье Муромце», «взятая из рассказов местного уроженца села Карачарова, где до сего времени еще жива легенда о могучем богатыре, и где найденные в ручьях кости допотопных животных, по народному убеждению - суть деяний меча Ильи Муромца». (Именно на краю этого села в овраге в 1877 г. граф А. С. Уваров открыл знаменитую верхнепалеолитическую стоянку двадцатого тысячелетия до н. э., где были найдены кости древних животных. - О. С.). Здесь же, в газетной «Повести», указывается на «местное предание, которое повествует, что Илья Муромец, имевший прозвище Гущин, проживал неподалеку от села Карачарова, в лесу, бывшим в это время непроходимым».11

Особенно почиталось местными жителями урочище «Скочек», где стояла деревянная церковь Ильи Пророка XVII в. (сгорела в 1936 г.). Народная память связывала ее именно с Ильей Муромцем. При церкви была часовня, по легенде срубленная самим богатырем над колодцем, что образовался от удара копытом его коня. Эту часовню упоминает и В. И. Даль и даже публикует ее изображение. В 1848 г. это место описал известный монах-расстрига Григорий Панкеев, вписав местное предание об Илье Муромце в свою «книгу из тысячи страниц», с которой ходил по стране: «На луге построена церковь Ильи Муромца, называется скочек».12 Строительство Ильей этой церкви вошло и в классические тексты былин:

Как первый ускок свой богатырский конь

Дал во полпути от Мурома -

С-под копыт его ударил ключ живой;

У ключа Илюша сырой дуб срубил,

Над ключом часовню устанавливал

На часовне имечко свое надписывал:

Ехал святорусский богатырь,

крестьянский сын,

Илья Муромец да сын Иванович.13

Еще исследователями прошлого века было замечено, что в сознании народа Илья Муромец заменил собой Илью Пророка, как ранее последний заменил Перуна.14 Эти наблюдения верны и по сей день. Одна из жительниц села Карачарова восьмидесяти лет рассказала мне, что «раньше бабы говорили: “Ой, Илья Муромец (по небу) ездит, как трещит!”, - а про Илью Пророка так не говорили, про него говорили: “Илья Пророк на печке промок”».

Умело были использованы муромские предания и увязаны с мифологическими представлениями Орестом Миллером в его фундаментальном труде «Илья Муромец и богатырство киевское» 1869 г. В Муроме у него был «собственный корреспондент» - «господин студент Экземплярский», который записывал предания от местных священнослужителей. Карачаровский священник о. Михаил рассказал ему о трех внесенных в гору дубах (это то же предание, опубликованное П. С. Уваровой, с той лишь разницей, что в пересказе священника дубы вырваны самим богатырем, а не выловлены рыбаками. - О. С.). Также о. Михаил поведал студенту и о том, как жители Карачарова решили избавиться от набегов разбойников, и для этого приблизить к селу реку, закидав ее выкорчеванными дубами. Но такая работа даже «всем миром» была не под силу. И только исцеленный Илья Муромец справился с ней. Ока изменила русло, позже, правда, снова пробила свой прежний путь, который стал называться Старицей-Студенец. Это последнее объяснение о старом русле реки было записано Экземплярским от дьякона храма Иоанна Предтечи в Муроме - Тихомирова.15 И сейчас в Муроме, против древнего храма во имя Козьмы и Демьяна, лежит небольшой остров, когда-то образовавшийся и разделяющий старое и новое русла реки Оки. Исследователь и большой знаток муромских сказаний Федор Буслаев писал в 1887 г.: «Итак, даже древнейшие предания о переворотах, совершавшихся некогда в самой природе, муромский народ соединяет с памятью о своем богатыре, ичасовня будто монумент в честь его воздвигнута. Такова родственная связь самого народного из русских богатырей с местными интересами области, особенно знаменитой в Древней Руси поэтическими легендами. Чтоб не быть пошлою компиляцией или напыщенным панегириком, легенда должна питаться местными преданиями. В этом состоит ее существенное жизненное начало».16

Итак, на протяжении всего XIX в. и даже вплоть до первой мировой войны на родине богатыря существовали представления о том, что Илья Муромец родился именно здесь, в конкретном месте, называлась даже его фамилия, что он был исцелен старцами, после чего совершил несколько титанических подвигов, изменивших саму природу, был связан с такими небесными явлениями как гроза, а из-под копыт его коня забивали родники и возникали колодцы; он был основателем и даже строителем храмов и часовен. А также в селе почитались крестьяне, считавшиеся потомками Ильи Муромца, и в самом деле обладавшие недюжинной силой.

Двадцатый век, особенно на изломе революционных событий, вносил свои коррективы в представления местных жителей о своем богатыре. Но все же вплоть до Второй мировой войны предания об Илье Муромце буквально передавались из уст в уста. Карачаровец Владимир Михайлович Мешков, семидесяти лет, сказал мне, что сейчас рассказы об Илье Муромце и его потомках заглохли. Их до войны рассказывали. Ему в детстве про богатыря говорил дед. «Раньше былина ходила», - подытожил он. Слово «былина» он употребил в смысле «предание».Жительница села Валентина Сергеевна Кукушкина шестидесяти восьми лет говорила, что ей про Илью Муромца рассказывала ее мать - Евдокия Дмитриевна Баринова (1895 г. р.), а также она вспоминала, что раньше собирались у соседей и слушали рассказы «про страсти» (страшные истории - О. С.), а заодно и про Илью Муромца, о том, что где копытом ударит его конь, там появляются родники. А сама она помнит, что когда была ребенком (это было вскоре после войны), в селе «был один Гущин, который подымал лошадь». Зинаида Николаевна Шуитова (1916 г. р.) живет в Карачарове сорок лет, а родом она из соседнего села Панфилова. Она рассказала о случае, происшедшем в ее родном селе, который произвел на нее самое сильное впечатление. А было это в начале 1920-х гг. На праздник Вознесения в большом селе Панфилове случилась сильная драка. Дрались смертным боем два родных брата. Народ стал звать их отца, происходившего по линии матери из карачаровских Гущиных, чтобы он их разнял. Тогда отец, обладавший богатырской силой, схватил одного сына правой рукой, а другого левой да приподнял их за шкирку как щенят, стукнул лбами и закричал: «Не дурите у меня, ведь я потомок Ильи Муромца!»

Почти все карачаровцы при расспросах ссылаются на то, что слышали предания об Илье Муромце от своих матерей. А когда я обратилась с вопросами о богатыре к одной очень старой жительнице села (1914 г.р.), то получила интересный, неожиданный ответ: «Я ничего не могу знать про Илью Муромца, потому что я сирота, жила в няньках у чужих людей, матери-то у меня не было, и никто мне ничего не рассказывал». Этот рассказ служит подтверждением того, что предание в основном передавалось именно из поколения в поколение. Любопытны наблюдения Нины Ивановны Казаковой, родившейся за год до Великой Отечественной войны. Мать ее была из рода Гущиных и много рассказывала своим детям об их «предке» Илье Муромце. А в том самом доме на «Самодуровке» до самого последнего времени жил ее родной дядя Михаил Алексеевич Гущин, который сам признавался в том, что он хоть и потомок богатыря, но совсем не обладает и долей той силы, что была у его прославленного деда Ивана Афанасьевича. Нина Ивановна вспоминала, как совсем маленькой девочкой она бегала с другими детьми, показывая всем «избу Ильи Муромца» - наследственный дом Больших Гущиных. Когда она уже в пожилом возрасте встретилась со своей двоюродной сестрой (живет в Подмосковье), с которой никогда не виделась, то поразилась тому, что обе они знают предание об Илье Муромце слово в слово. Н. И. Казакова считает, что это заложено у них в генах, раз так точно сохраняется предание, которое они знают от более старшихродственников.

Интересный рассказ, услышанный более пятидесяти лет назад в Муроме, записала для меня бывшая учительница Калугина (1919 г. р.). Она слышала его от очень старого муромца Балашова. Он поведал о том, как три лошади, запряженные вместе, не могли вывезти даже один стог сена (а их было три) по песку зимой (снег тогда смело) из-за реки в Карачарово. Тогда один мужчина из рода Гущиных впрягся вместо лошадей и перевез все три стога сена, при этом попросил товарищей никому об этом не рассказывать. Видимо, кроме огромной силы он еще обладал и скромностью. Бытовало в этих местах еще предание о церковном колоколе. Интересно оно звучит в интерпретации муромского сказочника Ивана Никитича Климова (1886 г. р.) родом из села Битюкова. В 1954 г. он рассказал это предание издателю своих сказок писателю В. А. Светозарову: «Эту знаю от дедушки. Он мне про Илью Муромца говорил. Зимой, говорит, дело было. Везли через Оку на санях колокол - тыщу пудов! До горы еле-еле дотащили лошади, а дальше ни тпру, ни ну! Выпрягли лошадей. А мимо идет Илья Муромец с моим дедушкой. “Повезем”, - говорит Илья Муромец. “Повезем”, - отвечает дедушка. И они вдвоем ввезли колокол в гору и поставили около церкви. Вот какие были в нашем селе Карачарове богатыри!»17 Сказочника Климова нимало не смущает, что древний богатырь Илья Муромец живет и действует вместе с «дедушкой» где-то в семидесятых годах прошлого века.  

В городе Муроме бытовало представление об Илье Муромце все же несколько отличное от карачаровского. Из моего общения с муромскими жителями пожилого возраста, происходящих из коренных городских семей интеллигенции, выяснилось следующее. О богатыре они слышали в детстве от родителей и бабушек. В основном все они считают, что Илья Муромец был исторической личностью, но народная фантазия сильно изменила его образ. Они связывают его рождение с селом Карачаровым, но понимают, что здесь может быть некоторая условность. Обычно отвечают: «Хотелось бы, чтобы он был родом отсюда». Все с гордостью осознают себя земляками богатыря, но не совсем буквально, а в некотором общем смысле. Любопытно ответила о времени жизни Ильи Муромца бывшая учительница Елена Николаевна Сорокина (1935 г. р.): «Когда создал народ, тогда и жил». Муромские жительницы Дюмина и Колобова (1921 и 1924 г. р. соответственно) рассказали мне, что в их семьях Илья Муромец воспринимался как прославленный былинами и местными преданиями богатырь; они гордятся тем, что он местный: «Мы его не отдадим», «Мы считаем его своим, муромским». Но, хотя они и выросли в верующих семьях, церковного почитания Ильи Муромца они не помнят. Другие пожилые люди, даже без высшего образования, обнаружили, что их представления о богатыре сложились в основном под впечатлением от картин русских художников, а также фильмов. Безусловно, городское представление более цивилизованно, но менее интересно для исследователя.

Наиболее четко выразил мнение коренных жителей г. Мурома Николай Андреевич Беспалов (1921 г. р.), бывший главный архитектор города: «Однозначно, мы, патриоты Мурома, традиционно считаем богатыря Илью Муромца своим. Нигде он так не почитался, как в Муроме. Там, в других местах, претендующих на родину Ильи Муромца, это выглядит неестественно, надуманно. У нас же в городе он пользовался почитанием при любой власти».

В годы Отечественной войны муромский миф об Илье трансформируется в сторону героического начала, что совершенно естественно. «В круг идеологических и психологических феноменов войны входят и героические символы, причем вопрос о механизме их формирования относится к числу наименее изученных в исторической науке», - считает Е. С. Сенявская.18 Она также полагает, что мифотворчество такого рода возникает как снизу, стихийно, так и сверху навязывается самим государством. Именнопоследнееинтересовало меня, когда я пыталась понять, сверху или снизу шла инициатива назвать знаменитый муромский бронепоезд, созданный в городе в 1941-1942 гг. «Илья Муромец». Здесь уместно вспомнить, что первый боевой гигант самолет «Илья Муромец», созданный накануне Первой Мировой войны в 1913 г., возможно, был так назван не из общих патриотических настроений, но еще и потому, что его создатель И. И. Сикорский и летчик Зворыкин имели муромские корни. А об истории названия бронепоезда я услышала замечательный рассказ от Ольги Михайловны Городничевой (1923 г. р.), преподавателя, создателя музея бронепоезда «Илья Муромец» в школе-интернате № 1 г. Мурома. Оказывается, когда бронепоезд уже был готов, а это было в конце января 1942 г., то его хотели отдать военному командованию для дальнейших распоряжений. «Забирать» бронепоезд приехал полковник Неплюев. У него и готовое название было для бронепоезда - «За Родину». Но тут наши строители бронепоезда организовали митинг, на котором высказали свое решение вести бронепоезд на фронт своей муромской бригадой. А по поводу предложенного названия для своего бронепоезда - «За Родину», кто-то крикнул из толпы: «А почему мы должны так называть, у нас свои хорошие имена есть. Ведь мы создали настоящую крепость на колесах. Назовем ее “Илья Муромец”!» Мнение муромцев победило. И когда 8 февраля 1942 г. был следующий митинг перед отправкой бронепоезда, то стальной гигант предстал перед изумленными взорами во всей красе: на нем ярко сияло имя «Илья Муромец», и была нарисована огромная голова прославленного богатыря. Так постарались местные художники. Но начальство срочно приказало изображение закрасить, название убрать. Боевой машине был присвоен просто № 762. Но имя его осталось и в документах, и в сознании создателей бронепоезда, и тех, кто на нем отправился на фронт. Все они, а также множество людей, что встречали его в пути, называли муромский бронепоезд ласково: «Илья, Илюша». Члены экипажа и офицеры, останавливаясь в пути, даже читали лекции о былинном богатыре Илье Муромце для мирного населения. Надо сказать, что бронепоезд «Илья Муромец» был не один. Всегда рядом с ним шел и другой бронепоезд со столь же характерным именем - «Козьма Минин» из Нижнего Новгорода. Так встретились два стальных богатыря в одном дивизионе. Ольга Михайловна необычайно ярко живописала боевые подвиги бронированного «Ильи», невольно олицетворяя и очеловечивая бронепоезд. Пиком ее рассказа было описание лобовой атаки двух бронепоездов под Познанью. Шел бой между нашим муромским бронепоездом и немецким, в котором победил «Илья Муромец». Когда наши подбежали к поверженному немецкому гиганту, то увидели на нем яркую надпись: «Адольф Гитлер». Наши ликовали: «Какой-то Илюша с Оки, простой мужик, такого Адольфа помял!» Так творился новый страшный и мощный стальной миф второй мировой войны.

Продолжал жить и более старый карачаров-ский миф. Фронтовой врач Н. Тронова вспоминает: «27 ноября 1941 г. прибыли в прифронтовой г. Муром… позднее под госпиталь дополнительно выделили бывшийзамок графини Уваровой в Карачарове в пяти километрах от города на реке Оке… Близ замка в деревне Карачарово стояла старинная бревенчатая избушка, на ней мемориальная доска с надписью: “Здесь жил былинный богатырь Илья Муромец”».19 Наличие такой доски, однако, не подтверждает никто из Гущиных, живших в этой легендарной избе.

Понятно, что образ былинного богатыря был эмблемой древнего города Мурома. Особенно обращение к образу Ильи Муромца характерно для начала 1960-х гг., когда шла подготовка к празднованию 1100-летия города в 1962 г. Выпускались значки, сувениры, радиопродукция с изображением былинного образа. В местной газете «Муромский край» была занятная рубрика «Богатырской палицей», где бичевались «отдельные недостатки» социалистического общества. Богатырскую символику было принято использовать в заводских и школьных стенгазетах. А на праздниках города вошло в традицию даже изображать Илью Муромца. Он выезжал на тяжеловозе в воинском облачении, естественно, с мечом и палицей.

Позже, в 1970-х гг. изображения богатыря пытались ввести в украшение городской среды. Так, планировались вставки с былинными сюжетами на здании построенного в это время горкома (ныне здание администрации г. Мурома). Но это не удалось воплотить. Зато было осуществлено впечатляющее панно с изображением Ильи Муромца (автор муромский художник М. К. Лёвин) на здании нового тогда кинотеатра, построенного в 1974 г. именно на том самом месте (урочище Скочек), между Муромом и Карачаровым. Интересна и характерна история названия этого кинотеатра. Было предложение назвать его «Карачаровский», но муромские обыватели эпохи застоя воспротивились такому названию, так как они не желали прославлять карачаровских куркулей. В те годы было весьма недоброе и завистливое отношение к трудолюбивым, всегда живущим своими трудами жителям села Карачарова. И кинотеатр назвали «30 лет Победы». Тогда же у въезда в город был поставлен «Былинный камень» (скульптор С. Н. Николаев, архитектор Н. А. Беспалов). Между прочим, прообразом этого памятного знака был сувенир, изготовленный в подарок Д. Ф. Устинову, члену президиума ЦК КПСС.

В 1970-1980-е гг. в местной прессе публиковался ряд статей об Илье Муромце разных авторов, в том числе известных муромских краеведов. Любопытно проследить, как менялось в эти десятилетия отношение к былинному герою. Если в начале семидесятых статьи о нем печатались в антирелигиозных рубриках,20 то уже в восьмидесятые годы в публикациях известного муромского краеведа В. И. Богатова обстоятельно рассматриваются все аспекты, связанные с изучением образа Ильи Муромца, в том числе и канонизация богатыря. Ценным в публикациях Владимира Ивановича представляется то, что он рассматривает местные муромские названия, связанные с именем Ильи: Ильинская улица, Скокова и Богатырева горы.21

Еще в начале перестройки в местной прессе шли дебаты по поводу установки в городе памятника Илье Муромцу. Был даже открыт счет для перечисления денег на его строительство. Но эта затея тогда не увенчалась успехом. Вновь возник вопрос о памятнике совсем недавно. Автор нового проекта известный российский скульптор академик В. М. Клыков. Открытие памятника намечено на 1 августа 1999 г.22

Традиционным остается обязательное упоминание о богатыре во всех изданиях о городе Муроме.23

К сожалению, почти ничего не опубликовано об Илье Муромце из наследия муромских краеведов А. А. Золотарева (ум. в 1986 г.) и А. А. Епанчина (ум. в 1998 г.). Это былиочень своеобразные люди, успевшие уже сами стать муромскими мифами. А. А. Золотарев, филолог, преподаватель, директор Муромского музея конца 1960-х - начала 1970-х гг., составил подробнейшую карту «скоков» Ильи Муромца. Но архив его пока недоступен и не изучен. Напротив, материал об Илье Муромце А. А. Епанчина, благодаря его вдове Н. А. Епанчиной, предоставлен для исследования. Этот материал о богатыре просто поражает. Сам по себе он является раритетом и представляет собой нечто уникальное, некий памятник почитания Ильи Муромца местным любителем древностей. Это конволют, состоящий более чем из восьмидесяти листов текста, исполненного разными способами и разного характера: рукопись, машинопись, листы типографского текста, вырванные из различных изданий, нотные записи распевов былин (рукопись), планы топографического характера, фото, вырезки из газет, письма разных адресатов А. А. Епанчину. Причем, все это собиралось на протяжении всей жизни Александра Александровича.Если листая первые записи умиляешься аккуратному детскому почерку, то, исследуя материалы последних лет, поражаешься тому, как быстро реагировал автор на все события, публикации и успевал их получать для своего архива. Весь этот грандиозный труд можно назвать «энциклопедией жизни Святого преподобного Ильи Муромца». Причем, собиратель пытался в ней как-то соединить воедино этот разнородный, а порой и противоречивый материал: тексты былин и сказок, выдержки из научно-исследовательских текстов, местные предания - придумывая связки и создавая непрерывную биографию своего любимого героя.  

О создании цельной «биографии» былинных героев мечтали и исследователи, и поэты. Например, известный советский поэт Н. А. Заболоцкий.24 Мозаичный текст А. А. Епанчина не назовешь художественно-целостным: проза переходит в ритмические и рифмованные строки и наоборот, изобилует множеством вставок с мелочными уточнениями, исправлениями. Над ним автор работал всю жизнь, поэтому многое пересматривается. Так, все указанные даты и княжеские имена были исправлены с X на XII в. Наиболее ценным в этом материале, безусловно, являются местные предания, записанные как в 1960-е гг., так и позже, в 1980-1990-е. Например, очень большой кусок текста записан им, «в Муроме от крестьянки д. Дедово Селивановского уезда, живущей на Фанерном поселке Ирины, около 75 лет, лето 1960-х гг.». Здесь описано множество “скоков” Ильи Муромца, в том числе не только в Карачарове, но и в Селивановском районе Владимирской области, где до сих пор почитается источник у камня «со следом коня». По записям А. А. Епанчина - это след коня Ильи Муромца. По рассказам же жителей тех мест - это след коня Ивана Грозного, а то и просто какого-то неведомого князя. Сейчас даже продается вода из этого источника.

Надо сказать, что мои выборочные опросы карачаровцев показали, что они почти не помнят этих «скоков» и родников, описанных у А. А. Епанчина. Они помнят хорошо только тот колодец, где была часовня в урочище «Скочек», а мелкие родники, которые бьют у них у каждого на огороде, они уже со «скоками» Ильи Муромца перестали связывать, хотя не отрицают целебную силу некоторых из них, особенно того, что бьет под Троицкой горой в Карачарове.

Сквозным сюжетом в рассказе крестьянки Ирины является служение Ильи Муромца муромскому князю Глебу. Победа его над драконом в ином государстве и женитьба на дочери князя.25 Любопытен отдельный рукописный лист «Возвращение Ильи Муромца» с записью 1960-х гг. от И. И. Стулова (г. Муром, около шестидесяти лет), где дается еще одна версия предания о том, как Илья Муромец внес колокол на Троицкую гору, а также содержится рассказ крестьянина д. Коробково Навашинского района Нижегородской области о том, как муромский богатырь победил «литву» и «чудь», освободив жителей тех мест.

Отдельным блоком идут записи преданий о потомках Ильи Муромца, в частности об Иване Афанасьевиче Большом Гущине, который говорил своей лошади: «Отдохни, ведь ты устала», - и впрягался сам; зубами таскал мешки с мукой. А однажды из озорства он повесил якорь весом двенадцать пудов на ворота дома местного богача Жирякова, а потом внес в гору невероятной тяжести балку для подвески церковного колокола. Кулачные бои в Карачарове были вообще запрещены, так как участвовавший в них Гущин мог ненароком кого-нибудь зашибитьдо смерти. Эти записи были сделаны А. А. Епанчиным в 1989-1992 гг. по опросам жителей с «Самодуровки», в том числе и внука Ивана Афанасьевича - Михаила Алексеевича Гущина.

Любопытна и переписка Александра Александровича. Например, в его материалах хранится письмо от муромского краеведа В. И. Богатова, датированное 19.04.83 г., в котором Владимир Иванович рассказывает: «Но посмотрите, что пишет мне один муромский товарищ: “Прямо скажу, что Илья Муромец жил и похоронен на Карачаровском кладбище. Я сам лично читал в 1929 году надгробную плиту, где написаны на торцовой южной стороне даты его жизни, Иван Иванович (фамилию я позабыл), а дальше в скобках “Илья Муромец”. Вот так-то, ни больше, ни меньше». (Вот Вам еще одно «доказательство» реальности Ильи Муромца - О. С.).

А. А. Епанчин был глубоко верующим и церковным человеком. Он записал даже новые чудеса и видения, связанные с Ильей Муромцем. Так, есть у него фиксация чуда от иконы святого Ильи Муромца, написанной в 1992 г. по заказу потомков богатыря - Больших Гущиных муромским иконописцем Игорем Суховым для Карачаровской церкви. «В Рождественский сочельник 1994 г. Татьяне Зиминой, дежурившей вечером в храме, было видение - ожили глаза на иконе Преподобного Илии Муромца». Или он пишет: «В Муроме, в 1988 г. одной женщине во сне явились три монаха. Один из них был преподобный Илия Муромец, а других она не узнала».

Александр Александрович приводит и очень красивое местное поверье: «Раз в год, в какой-то день преподобный Илия Муромец проходит по радуге из-за Оки в Карачарово», - которое также подтверждает связь этого образа с небесными явлениями. В материале же А. А. Епанчина содержится и отрывок из текста былины «Взятие Ильи Муромца на небо» пудожского сказителя Н. Ремезова:

Как в тое время, да в тую порушку

Как будто ударил самосильный гром,

Ну как сыграла против них прямо радуга.

Вылетели тут да кони летучие,

Как с большими-то топерича повозками.

Крицат-то да Ильи да таково слово:

Садись-ко ты, Илья, Илья Муромец,

Садись-ко на кареты на этьеи,

Как идь-ко, отправляйся этой радугой.26

Эти строки явно навеяны иконографией «Огненного восхождения Ильи Пророка», опять же с замещением его Ильей Муромцем. Незначительная часть из архива А. А. Епанчина об Илье Муромце была опубликована в 1993 и 1999 гг.27

Продолжая традицию А. А. Епанчина, я совершила однодневную экспедицию в село Карачарово 28 марта 1999 г., где мною было опрошено двадцать восемь человек самого разного возраста - от восьмидесяти пяти до десяти лет. Некоторые рассказы и представления жителей Карачарова о богатыре Илье меня просто поразили. Выяснилось, что большинство из опрошенных людей пожилого возраста, особенно женщины, совершенно не имеют представления об историческом процессе. Когда их спрашиваешь о том, когда же, по их мнению, мог жить Илья Муромец, одни отвечают: «Он жил миллион лет назад, а может быть тысячу». Другие же, и их большинство, считают, что богатырь жил не так давно и, представьте, в одно время с графиней Уваровой. Здесь прослеживается рождение нового мифа о графине и соединение его с мифом об Илье Муромце.

Своим рассказом о богатыре Илье меня удивила Надежда Александровна Шульпина (1934 г. р., образование четыре класса). По линии матери она происходит из знаменитого здесь рода Гущиных. Себя Надежда Александровна охарактеризовала так: «Про меня говорят: “Ты проще всех простофиля”». В самом деле, в общении и повествовании она проявила поразительное простодушие: «И я такой же, наверное, потомец Ильи Муромца. Раньше лес был до Орлова. Он (Илья Муромец - О. С.) тут по лесу ездил, а раньше графиня была, а потом Илья Муромец. У нее (у графини - О. С.) белый был конь, легкий, а у него (Ильи Муромца - О. С.) красный, тяжелый, гребень черный, здоровы ноги, тяжеловоз може. А после ее (графини - О. С.), Ильи Муромца сделали колхоз, потом совхоз». По ее мнению графиня жила «не то в 1900-е, не то в 1700-е». На вопрос, когда же жил Илья Муромец, отвечала: «Да в одно время они жили, только не знаю, кто из них вперед умер». Еще рассказала про исцеление и образ жизни богатыря: «Он не ходил до десяти лет. Один источник, дед, лечил ему ноги целебными водами и травами, какие раньше знали люди. И стал он такой богатырь, всех побеждал, все войны. Он никого не допускал до Мурома, разбойников всех уничтожал. Это была его объятна родина. А выбрали его главным оттого, что всех побеждал. Вся зона его была южна (современный Южный микрорайон г. Мурома - О. С.). Большинство он ездил по селам и мелким городам: во Владимир, Муром, Ковров, а в Москву, Ленинград - Боже упаси! Туда не ездил, незаявлялся, места хватало по мелочи. Он был насыщен по сельским делам. Ему город не надо. Мило Карачарово село. Он в лесах находился больше. Дичи было всего много. Он дичь ел, кого поймает. Он был не один. Он был командир. У него была небольшая армия. Где я сейчас живу, домов не было, а где он жил - с исстари веков большак был, там он и ездил по шелтыгам - пескам, где захоранивали лошадей, и никакие ужасы его не брали».

А одна старая женщина (1918 г. р.) с Приокской улицы, дом ее стоит у самой воды, рассказала: «Он (Илья Муромец - О. С.) - из наших. Он все время ездил на лошади, сама-то я его не видала, а старшая сестра видала. Говорит: “Вон проехал, все время на коне, то конфеты, то печенье ребятам бросал. Мама моя его не видала, ничего не рассказывала, ей некогда было, а сестра видала. А то еще бабы говорили: “Вот его “копыто”, вот здесь колодец, здесь провалился конь Ильи Муромца, там и колодец. Жил Илья Муромец, где воинская часть (имение гр. Уваровых - О. С.), а чего он там делал, не знаю».

Карачаровцы, даже верующие, неясно представляют, что Илья Муромец - почитаемый церковью святой и что в их церкви находится его образ. А ведь крестным ходом несли эту икону из Мурома в Карачарово 1 января 1993 г. Некоторые, правда, видели эту икону, но не подумали, что на ней изображен Илья Муромец. Для них это почитание не так важно. Гораздо важнее предание о богатыре и его потомках. Гущиных здесь все знают и не сомневаются в том, что они имеют прямое отношение к Илье.

Всю жизнь живет в Карачарове священник отец Николай Стройков (1930 г. р.), выпускник Духовной Академии, кандидат богословия. Он сокрушался, что народ местный не просвещен, даже не знает, что Илья Муромец почитается Церковью, а только и знает про него байки да басни. Но в этом он обвинял священников, в том числе и себя. Между тем он рассказал, что и сам он, хотя воспитывался здесь в селе у монашек, ничего не знал про церковное почитание Ильи Муромца, а узнал об этом только тогда, когда стал священником. Надо сказать, что церковное возрождение и возобновление почитания святого Ильи Муромца гораздо более заметно отразилось в умах жителей города Мурома, очевидно, во многом благодаря средствам массовой информации. В связи с предложенным В. М. Клыковым проектом памятника Илье Муромцу в образе святого воина, среди жителей города появились и свои представления о внешнем облике любимого героя. Так, например, художник Иван Петрович Борисов (ныне живет в селе Борис-Глеб под Муромом), хотя и считает, что памятник В. М. Клыкова «станет вечным символом для всего православного русского народа», тем не менее и «сам давно имеет мечту написать портрет Ильи Муромца. Замысел такой: богатырь выпивает победную чашу». Он планирует исполнить эту работу к 1140-летию города (к 2002 г.).28 А вот Валерий Владимирович Стрельников, художник-конструктор завода им. Ф. Э. Дзержинского, считает, что Илью Муромца «обидели» тем, что решили поставить фигуру его без коня. Он считает, что «конная статуя была бы гораздо лучше». Сам он исполнил два года назад резную деревянную «икону» Ильи Муромца, которую он считает пока только «макетом», и мечтает, чтобы его новую «иконографию» образа святого богатыря благословил сам владыка Владимирский и Суздальский Евлогий. Свою работу он принес на просмотр в музей. Илью Муромца он изобразил на белом коне в воинском облачении, со щитом, но вместо шлема на голове святого воина - монашеский клобук, а в левой руке - хоругвь с крестом. Вот такой наивный образ, исполненный в духе народного искусства.

В заключение приведу результаты опроса жителей г. Мурома и с. Карачарова, который проводился в марте 1999 г. по разработанной мною анкете, в которой было десять вопросов. Всего было опрошено 232 человека, из них 26 - школьники, 62 - люди до тридцати лет, 97 - от тридцати до шестидесяти, 47 - более шестидесяти лет. Среди них 79 мужчин и 153 женщины. Было опрошено 77 человек с высшим образованием, 104 - со средним и среднеспециальным, 51 - с четырех- и семилетним образованием. Опрос проводился в высшем учебном заведении, среднетехническом, школах, среди жителей дома железнодорожного района, в магазинах, на собрании родителей в школах, а также в обществе инвалидов, на предприятиях, в музее, в читальном зале городской библиотеки, на улицах в селе Карачарове и других местах. Среди опрашиваемых оказалось 174 верующих христианина, 14 атеистов и 44 не имеющих определенного представления о своем отношении к религии.

На первый вопрос: «Считаете ли Вы богатыря Илью Муромца исторической личностью?» - 93,5 % ответили «да», 4,8 %- «нет», 1,7 % - затруднились ответить.

На второй вопрос: «Считаете ли Вы, что богатыря Ильи Муромца в действительности не было, а образ его создан народной фантазией?», - 17,7 % ответили «да», 72,8 % - «нет», 9,5 % - затруднились ответить.

На третий вопрос: «Считаете ли Вы, что Илья Муромец родился под Муромом, в селе Карачарове?» - 91 % ответили «да», 1,7 % - «нет», 7,3 % - затруднились ответить.

На четвертый вопрос: «Считаете ли Вы, что Илья Муромец родом из других мест?» - 1,3 % ответили «да», 90 % - «нет», 8,7 % -затруднились ответить.

На пятый вопрос: «Считаете ли Вы, что Илья Муромец жил в X в. при Владимире Красное Солнышко, как следует из былин?» - 40 % ответили «да», 15 % - «нет», 45 % - затруднились ответить.

На шестой вопрос: «Считаете ли Вы, что Илья Муромец жил в XII в.при Владимире Мономахе, как считает Русская православная церковь?»- 27,7 % ответили «да», 30,1 % - «нет», 42,2 % - затруднились ответить.

На седьмой вопрос: «Почитаете ли Вы Илью Муромца как святого?» - 39 % ответили «да», 43 % - «нет», 18 % - затруднились ответить.

На восьмой вопрос: «Осознаете ли Вы себя земляком Ильи Муромца?» - 83,2 % ответили «да», 13,4 % - «нет», 3,4 % - затруднились ответить.

На девятый вопрос: «Считаете ли Вы себя потомком Ильи Муромца?» - 31,5 % ответили «да», 53,3 % - «нет», 13 % - затруднились ответить.

На десятый вопрос: «Как сложились Ваши представления об Илье Муромце?»- (где было предложено шесть позиций) ответили:

51 % - «из школьной программы»;

26,3 % - «из устных рассказов старших»;

63,4 % - «из чтения книг»;

25 % - «из средств массовой информации»;

9,1 % - «из посещения церкви»;

24 % - «из посещений музея».

 

Ссылки:

1 Колпакова В. М., Кабанець Е. П. Комплекснi медико-антропологiчнi дослiдження святих мощей Киево-Печерськоi лаври // Дива печер лавских. - Киiв, 1997. - С. 90-92. См. также: Хведченя С. Б. Русский богатырь Илья из града Мурома // Уваровские чтения - II. - Муром, 1994. - С. 143-146. 

2 Лихачев Д. С. Народное поэтическое творчество в годы феодальной раздробленности Руси - до татаро-монгольского нашествия (XII - начало XIII в.) // Русское народное поэтическое творчество. - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1953. - Т. I. - С. 227; Калугин В. И. «Струны рокотаху…» Очерки о русском фольклоре. - М., 1989.- С. 125-127. 

3 Титов А. А. Историческое обозрение города Мурома. - Муром, 1991. - С. 9.

4 Илья Муромец сказка Руси богатырской // Были и небылицы казака Владимира Луганского (В. И. Даля). - СПб., 1836. - Кн. 3. Шмуцтитул.

5 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1994. - Т. 2. С. 667. Автор дает сноску на заметку В. И. Даля на той же странице: «1) Песни Киреевского, 1 стр. XXXIII».

6 Буслаев Ф. И. Народная поэзия. Исторические очерки. - СПб., 1887. - С. 107. Автор дает сноску на заметку В. И. Даля на той же странице: 2) Заметка Даля в 1-м выпуске сборника Киреевского. - С. 33.

7 Илья Муромец сказка Руси богатырской… - С. 105.

8 Уварова П. С. К вопросу об Илье Муромце // Этнографическое обозрение. - 1892. - № 1. - С. 192.

9 Авенариус В. П. Книга о киевских богатырях. - СПб., 1876. Прим. 37 (стр. 10) на С. XI; Геннинг В. П. Сводная былина об Илье Муромце: Пособие для преподавания словесности. - СПб., 1872. Прим. 1 на С. 48. Автор ссылается на «Журнал министерства народного просвещения». - 1870. - Август. - С. 224.

10 Опись города Мурома 1637 г., составленная Б.Д. Бартеневым. Рукописная копия XIX в. НА МИХМ. Л. 50 об.

11 В. Д. Повесть о сильном и славном русском витязе Илье Муромце // Муромский край. - 1914. - 8 мая. - № 102.

12 Миллер О. Илья Муромец и богатырство киевское. - СПб., 1869. - С. 261.

13 Авенариус В. П. Указ соч. - С. 99.

14 Худякова И. А. Смерть Святогора и Ильи Муромца // Материалы для изучения народной словесности. - СПб., 1863. - С. 4-5.

15 Миллер О. Указ соч. - С. 285-286.

16 Буслаев Ф. И. Указ соч. - С. 107.

17 Светозаров В. А. Муромский сказочник // Муромские сказки. - Ярославль, 1983. - С. 6.

18 Сенявская Е. С. Героические символы: реальность и мифология войны // Отечественная история. - 1995. - № 5. - С. 30.

19 Тронова Н. Госпитали в Муроме // Эхо прошедшей войны. - М., 1995. - С. 124.

20 Данилов С. Как богатырь попал в святые? // Муромский рабочий. - 1971. - 13 августа.

21 Богатов В. И. Жил ли Илья Муромец? // Муромский рабочий. - 1983. - 12 января; Он же. Повесть об Илье Муромце // Муромский рабочий. - 1982. - 9 января.

22 Рак Ю. День Ильи Муромца // Муромский рабочий. - 1982. - 28 апреля; Быть памятнику Илье Муромцу // Муромский край. - 1988. - 25 июня; Старков А. Будет памятник Илье Муромцу // Новая провинция. - 1997. - 6 сентября; Старкова Т. Памятник Илье Муромцу будет, но где и какой - горожане пока не знают // Новая провинция. - 1997. - 6 ноября. (Памятник установлен в намеченный срок).

23 См., например: Масленицын С. И. Муром. - М., 1971. - С. 5; Беспалов Н. А. Муром. Памятники искусства XVI -начала XIX в. - Ярославль, 1971. - С. 6.

24 Заболоцкий Н. А. О необходимости обработки русских былин // Заболоцкий Н. А. Собр. соч. В 3-х т. Т. 1. - М., 1983. - С. 557-559.

25 Материал А. А. Епанчина об Илье Муромце. 1960-1990 гг. Частный архив Н. А. Епанчиной. - Муром.

26 А. А. Епанчин дает сноску на: Былины Пудожского края. - Петрозаводск, 1941.

27 Епанчин А. А. Забытые святые и святыни Мурома // Муромский сборник. - Муром. 1993. - С. 68, 87-91; Он же. Святой богатырь Илия // Купель. - 1999. - № 1 (8). В 2002 г. материал краеведа об Илье Муромце был издан в расширенном виде в книге из краеведческого архива А. А. Епанчина: Епанчин А. А. «Господь поставил меня собирателем» / Сост. Н. А. Епанчина. - Муром, 2002. - С. 18-33.

28 Борисов И. П. Мечтаю написать портрет Ильи // Новая провинция. - 1999. - 6 января.

дата обновления: 21-04-2016