поиск по сайту
Автор: 

Т. М. Мосунова (Москва) 

ИКОНЫ ИЗ ФОНДОВ МУРОМСКОГО МУЗЕЯ 

С 1990 г. в отделе реставрации древнерусской темперной живописи ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря реставрируются иконы из фондов Муромского историко-художественного и мемориального музея. Отобрано около тридцати икон, закончена реставрация более половины. 

Несмотря на древнюю историю города, вследствии многочисленных разорительных нашествий (включая и Советское время) до наших дней дошло сравнительно  немного икон Мурома, они разрознены ималоизучены. 

Вашему вниманию предлагается рассказ о реставрации трех икон XVIв. из Муромского музея. 

Икона четырехчастная с изображением праздников: «Рождество Христово», «Крещение», «Жены Мироносицы», «Успение Богородицы» (рис. 1.). Размер 33 х 26,4. Икона поступила в музей в 1930 г. из Троицкого монастыря.  

Основа состоит из одной липовой доски без скрепляющих шпонок. Оборот и торцы проолифлены. На обороте бумажная наклейка с текстом: «Ин. 95. Икона 4-х праздников взята в музей из женского Троицкого монастыря 10 фев. 1930 г.» На лицевой стороне и по торцам много гвоздей и отверстий от них, очевидно, на иконе несколько раз крепился оклад. Нижний конец основы трухляв, по нижнему полю идет реставрационная вставка левкаса, частично утраченная внизу. Живопись хорошей сохранности под потемневшей олифой, прописи на филенке. 

После укрепления левкаса и основы была удалена олифа. Придовыборке были удалены два слоя записи на филенке по краям иконы и запись на реставрационном левкасе. Авторская филенка киноварная не сохранилась, два ее фрагмента на верхнем и левом полях видны только в микроскоп. На нижней лузге оставлена живопись напоновительскомлевкасе, очевидно, на месте ожога. 

Четыре праздника на этой иконе символизируют годовой цикл церковной службы: «Рождество Христово» - 25 декабря, «Крещение» - 6 января, «Жен Мироносиц» в церкви поминают на третьей неделе Пасхи, «Успение Богоматери» - 15 августа, то есть в конце года, начинавшегося в те времена с сентября. 

Икона датируется концом XVI в., но в ее живописи есть черты более древней иконописи: изображение Жен Мироносиц как символ Воскресения Христова, затем отсутствие нимбов у апостолов в клейме «Успение», там же изображенное  углом ложе, как на иконе XIV в. «Успение» из села Курицко близ Новгорода, увеличенный масштаб главной фигуры повествования и личное письмо - темный санкирь, по нему  идет охрение разбеленными  мазками, иногда нет даже контурного рисунка. Отсутствие шпонок тоже редкость для XVIв. 

Икона «Богоматерь Шуйская» (рис. 2), размер 51,4 х 37. Поступила в музей в сороковые годы из церкви Успение XVIII в.  

Основа состоит из одной липовой доски без скрепляющих шпонок. Оборот и торцы проолифлены. На лицевой стороне и торцах много гвоздей и отверстий от них - следы креплений оклада. Живопись находилась под очень темной олифой, половина поверхности была заклеена папиросной бумагой. Сюжет иконы только угадывался. После укрепления левкаса стала видна запись XIX в., лежащая на многослойной олифе, забившей кракелюры левкаса. После удаления этого слоя записи открылись прописи по краям иконы иперелевкаскапо центру, выравнявшая рельеф неровно склееных при поновлениидосок. Рентгеновский снимок позволял надеяться на сохранность лика Богоматери подперелевкаской. При исследовании открывшейся живописи было обнаружено, что все личное письмо записано прямо по авторскому слою. Промежуточная живопись близко повторяла авторскую, имела с ней общий кракелюр. После удаления всех слоев записи была оставлена поновительская живопись на поздних вставках левкаса в местах изображения правой руки Младенца и пальцев правой руки Богоматери. 

«Богоматерь Шуйская» - редко встречающаяся иконография Богоматери типа Одигитрии, где Младенец изображен держащим Себя за ножку. Название «Шуйская» возникло в XVII в., когда подобная икона, написанная в 1655 г. в городе Шуе, прославилась чудесами. Иконы этого извода известны не ранее XVI в., например, в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. На полях часто писались святые. На иконе из Мурома святые изображены  на фоне. Наверху слева архангел Михаил как хранитель Церкви, рядом пророк Илья, в центре ряда последний пророк Иоанн Предтеча. Справа от него устроители земной Церкви апостолы Петр и Павел. Ниже святитель Николай Чудотворец и первомученикСтефан, еще ниже мученицыПараскева Пятница и Варвара. Эти святые, как и сам образ Богоматери, символизируют Церковь. Надпись на красном фоне справа: «Царь Славы. Иисус Христос. Ника», - как на Кресте Распятия. 

Большинство специалистов датируют икону XVI в. Сотрудник нашего отдела А. Н. Овчинников относит ее к началу, а Г. В. Сидоренко из Государственной Третьяковской галереи - ко второй половине XVI в. И этому есть косвенное доказательство. Известно, что Иван XIV останавливался в Муроме перед походом на Казань. После победы повелел он построить каменные соборы в городе, а также прислал образа в эти храмы. На иконе «Богоматерь Шуйская» изображение небесного патрона Ивана XIV Иоанна Предтечи выделено не только центральным расположением среди остальных святых, но и золотом нимба, а главное, уникальной надписью: «Оагиос Иван мудрый». Но в этой иконе есть особенности, которые можно отнести к более древнему времени: отсутствие шпонок, желтый фон с крупным аурипигментом и широкой коричневой филенкой, красный фон с белыми надписями, рисунок рук святых,  строгость рисунка лика Богоматери. Святые, изображенные на фоне, обычно встречаются на иконах XIV-XV вв. Палеограф  Л. В.Столярова, кандидат исторических наук, преподаватель историко-архивного института, датирует надписи на свитках началом XV в. Горизонтальное изображение Евангелия, которое мы видим в руках апостола Павла, встретилось только на иконе из Мурома «Власий Севастийский» XV в., находящейся в музее им. А. Рублева. В целом живопись иконы «Богоматерь Шуйская» напоминает иконы новгородской школы, хотя в ней много провинциальных черт, возможно, характерных для иконописи Мурома. 

Икона «Николай Чудотворец», размер 113,5 х 77. Икона поступила в музей в тридцатые годы из церкви Смоленской Богоматери, до XIX в. она находилась в церкви Козьмы и Демьяна XVI в. 

Основа состоит из двух липовых досок, скрепленных двумя врезными сквозными шпонками. Доски склеены в шпон. Оборот проолифлен, затем дважды окрашен. Живопись находилась под записью и потемневшей олифой. Рентгенограмма выявила запись не только на фоне, но и на личном письме, а также реставрационную вставку левкаса вдоль     стыка досок. 

Все слои записи и олифы удалялись одновременно, чтобы не травмировать слабый  левкас иконы. На фоне иконы было три слоя записи, на личном письме - два слоя, повторяющие рисунок автора. Во время последнего поновления в XIX в. был слегка изменен рисунок правой руки святого и написана левая рука, в то время как у автора она покрыта омофором. При  раскрытии  выяснилось, что икона поновлялась не менее четырех раз, и что до последнего поновленияона была под окладом. Реставрация иконы продолжается. 

Икона «Николай Чудотворец» напоминает рассмотренную ранее икону «Богоматерь Шуйская» техникой наложения тонкого красочного слоя на фоне, широкой филенкой по краю иконы, узким нимбом и его синей с белым обводкой. Способ склейки досок в шпон, слишком узкая для крупной головы святого Николая пропорция доски, цветная, а не крестчатая фелонь - это признаки древнего иконописания. 

Яркая декоративность и множество архаичных черт - общие признаки рассмотренных икон. Они не могут быть отнесены ни к одному известному центру древнерусской живописи. Возможно, они созданы в Муроме. 

дата обновления: 31-08-2016