поиск по сайту
Автор: 

П. Г. Фокин (Нижний Новгород) 

К ВОПРОСУ ОБ ЭПИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЯХ В ПЕСЕННОМ ФОЛЬКЛОРЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)

Одной из характерных особенностей фольклора, как и любой другой динамической системы, является непрерывное развитие. Этот процесс выражается и на уровне отдельных произведений, и на уровне их формальных совокупностей - жанров, родов и видов народного творчества. 

Как известно, в процессе развития русского фольклора старший (космологический) эпос дал начало сказке и младшему (богатырскому) эпосу, который в свою очередь явился генетической основой жанров предания и исторической песни. Последняя в своем развитии на протяжении веков продолжала эпическую фольклорную традицию. Однако это развитие «прервала» советская фольклористика, необоснованно разделив фольклор на традиционный (старый, дореволюционный) и современный (новый, советский) и оставив все многовековые традиции  народного  творчества (в том числе эпическую традицию исторической  песни) до рубежа 1917 г. В. М. Потявин писал об этом разграничении: «Границы, отделяющие современную песню от традиционной, подвижны, условны… Содержание же песен при делении их на традиционные и современные учитывается лишь в самом обобщенном виде, как некий результат отражения ими современной эпохи, без какой-либо дифференциации  их по социальной принадлежности или жанровым и генетическим признакам».1    Но прав ли ученый? Или деление фольклора на две группы справедливо, и народное творчество (а в том числе и жанр исторической песни) прекратило свое традиционное развитие? 

Действительно, XX век принес в фольклорную систему кардинальные изменения. Высокий темп роста общего уровня грамотности, появление принципиально новых средств массовой коммуникации привели  к  тому, что термины «устное народное творчество» и «народное поэтическое творчество» перестали быть синонимичными. Многие старые народные песни, обработанные композиторами и исполненные с эстрады вновь созданными профессиональными и любительскими хоровыми коллективами, а также индивидуальными исполнителями, вернулись в народ, завоевав широкую популярность. Большое количество песен, написанных профессиональными поэтами и композиторами, - так называемых массовых - тоже быстро получило всенародное признание и заняло определенное место в активном фольклорном репертуаре. Смена идеологии также, несомненно, сыграла важную роль в развитии фольклорной системы, обогатив ее поэтический и тематический состав. Однако психологическая потребность в эстетическом творчестве - важнейшее и достаточное, на наш взгляд, условие существования фольклора - осталась неотъемлемой принадлежностью человека как биологического вида.

Можно с изрядной долей уверенности утверждать, что наибольший всплеск народного творчества в XX в. приходится на сороковые годы. Поэтому, как считают некоторые фольклористы, «именно на песнях Великой Отечественной войны приходится решать вопрос о том, что же собой представляет не только современный фольклор, но и фольклор вообще».2  

Именно с периодом войны связана закономерная актуализация эпической фольклорной традиции, обусловленная общенародным патриотическим подъемом, поскольку «события Великой Отечественной войны представляли для героического эпоса материал исключительной силы».3    Это проявилось в разных пластах фольклорной системы. Во-первых, «традиционный» былинный эпосприобрел черты, сближающие его с актуальной реальностью. (Так, например, в отдельных произведениях встречается характерный образ «идолища немецкого»).4    Как свидетельствуют А. М. Астахова и Н. В. Новиков, «в тех местах, где еще сохранялся богатырский эпос, содержание его ассоциировалось порой с современной исторической действительностью».5    При этом «героика Великой Отечественной войны оживила героические образы прошлого России, которые стали еще более близкими, дорогими и понятными советскому народу».6   Те же факторы обусловили и индивидуальное творчество многих сказителей, создававших в старых эпических традициях так называемые «новины».7

Во-вторых, «в военные годы обычно активизировалась историческая военная героическая (курсив наш - П. Ф.8  и лиро-эпическая  «традиционная» песня, которые могут быть объединены в рамках генетической группы старых песен. Эта активизация также происходила избирательно, наполняя прежнюю форму новым содержанием (например, варианты песен «Шли три героя с германского боя», «Знаю, ворон, твой обычай», «Мамашенька бранилась» (и ее сокращенный вариант «Не в поле ветер воет»), «Вспыхнуло утро, и выстрел раздался» и др.) или обновляя ее путем текстуальных переделок («Вспомним, братцы вы кубанцы», «Под ракитою зеленой», «Над озером чаечка вьется», «Что стоишь, качаясь» и др.)

В-третьих, создававшиеся в годы войны «новые»9  песни также несли в себе характерное эпическое начало. Особенно ярко оно проявилось вмаршево-гимнических (собственно эпических) и лиро-эпическихпеснях10 (к последним относятся известные во многих вариантах произведения о героях войны - З. Космодемьянской, А. Матросове, К. Заслонове, Н. Гастелло и др.). Эпическим пафосом борьбы с врагом наполнялись и многочисленные собственно лирические «новые» песни  этого периода.

Наконец, несомненным проявлением эпической традиции в песенном творчестве Великой Отечественной войны нам представляется явление, которое может быть названо эпической циклизацией: ряд фольклорных переделок-ответов и продолжений11 «литературной»12песни в определенной   последовательности образует единое стройное        повествование. И. Н. Розанов и И. Гуторов в свое время верно подметили это и выдвинули тезис о появлении нового «типа» народного творчества на основе таких единств. В частности, И. Н. Розанов писал о переделках «Катюши» М. Исаковского и М. Блантера: «<Эти песни>…, если их расположить в определенном порядке, составят последовательный цикл, нечто вроде лирической поэмы».13И. Гуторов пришел к сходным выводам, по-своему определив получившийся в результате такого объединения синтетический жанр: «Можно безошибочно утверждать, что при более полной и правильной историко-хронологической записи всех вариантов, дополнений, продолжений этой песни (“Крутится, вертится шар голубой” - П. Ф.) мы уже имели бы своеобразную партизанскую эпопею».14

С вопросом об эпической традиционности песен Великой Отечественной войны тесно связана проблема их отнесения к жанру исторических. Среди сторонников такого отнесения можно назвать В. Ю. Крупянскую и С. И. Минц,15 В. Н. Морохина,16 В. К. Архангельскую и Е. В. Кирееву17 и др.; среди противников - О. Н. Гречину, Б. М. Добровольского и ту же С. И. Минц одиннадцать лет спустя.18Большинство современных фольклористов также, скорее всего, присоединилось бы к последним - и не в силу несоответствия рассматриваемых произведений признакам жанровой доминанты исторической песни (и эпичности, и  историзма в них, как мы видим, вполне достаточно), а вследствие подхода к ним как заведомо нефольклорным. Это объясняется тем, что абсолютное большинство песен, составлявших фольклорный репертуар в военные и послевоенные годы, принадлежит к авторским по своему происхождению, то есть оригинально не фольклорным. Поэтому многие исследователи просто исключают их из поля своего зрения. Однако еще В. Г. Белинский подчеркивал, что «всякое отдельное народное произведение было обязано своим началом одному (курсив наш - П. Ф.) лицу».19

Трудно согласиться с абсолютной атрибуцией всех песен Великой Отечественной войны как исторических. И здесь представляется необходимым взглянуть на историю развития народного творчества комплексно и с разных точек зрения, чтобы получить как можно более объективную картину. Так, например, станет очевидным, что многие песни, определяемые как исторические с диахронической точки зрения (то есть генетически), в синхронном плане (то есть в современном бытовании) таковыми не являются (например, песня «Соловей кукушку уговаривал» может быть записана в наше время как лирическая или даже свадебная) и наоборот (речь идет о песнях «литературного» происхождения «Точно море в час прибоя», «Из-за острова на стрежень», «Шумел - горел пожар московский» и т. п.) Только при комплексном историческом подходе к фольклорной системе можно ответить на вопрос являются  ли песни  Великой Отечественной войны фольклорными или нет.

Если ответ положителен, то эти песни свободно вписываются в жанрово-тематическую классификацию, принятую для «традиционного» песенного фольклора,20 что позволяет выделить среди них исторические баллады, любовные и солдатские лирические и, наконец, собственно исторические песни. Сам же фольклор в этом случае оказывается действительно живой, гибкой и непрерывно развивающейся системой, динамика которой сопоставима, например, с динамикой развития языка или культуры в целом.

Если же мы не считаем песни войны принадлежащими фольклорной системе, то и изучение их в рамках фольклористики лишено всякого смысла, а народное творчество как таковое предстает в виде жесткой, окостеневшей совокупности вполне определенных и давно записанных собирателями произведений, некоего рудимента предыдущих  эпох, архаизма, обреченного на вымирание.

Третьего варианта решения этой проблемы быть не может. Конечно же, существуют попытки примирить эти две противоположные и взаимоисключающие точки зрения. Так, например, М. К. Азадовский писал о песнях военных лет: «Они далеки от образцов старого фольклора; их  ритмы, образы, вся целостная поэтика - иная. Они - не фольклор в строгом смысле этого слова, но они выполняют фольклорную функцию, и, подобно старинным народным  песням, они также утрачивают своего творца, создателя и становятся общим достоянием, достоянием коллектива».21 Но, насколько мы видим, такие утверждения не добавляют ясности в проблеме сущности современного фольклора, а лишь еще более запутывают общую картину.

На наш взгляд, несомненно, что народное песенное творчество XX в. и, в частности, периода Великой Отечественной войны является полноправным звеном истории живой системы русского фольклора. Подобно тому как советские солдаты, защитники русской земли, в годы войны явились наследниками древних богатырских традиций, фольклорная песня военных лет унаследовала лучшие из давних традиций народного поэтического творчества эпохи Бояна.

 

Ссылки:

1 Потявин В. М. Современные русские народные песни. - Кемерово, 1976. - С. 5. Далее мы будем употреблять термин «традиционный» в этом значении в кавычках. 

2 Минц С. И., Гречина О. Н., Добровольский Б. М. Массовое песенное творчество // Русский фольклор Великой Отечественной войны. - М.-Л., 1964. - С. 145. 

3 Астахова А. М. Патриотическая деятельность и творчество мастеров русского фольклора // Там же. С. 100. 

4 Базанов В. Г. Поэзия Печоры. - Сыктывкар, 1943. - С. 22-23. 

5 Астахова А. М., Новиков Н. В. Русский традиционный фольклор в годы Великой Отечественной войны //  Русский фольклор Великой Отечественной войны. - М. - Л., 1964. - С. 78. 

6 Астахова А. М. Патриотическая деятельность и творчество мастеров русского фольклора. С. 98. 

7 Там же. С. 81-102. 

8 Астахова А. М., Новиков Н. В. Указ. соч. С. 77. 

9 Термин взят в кавычки ввиду своей условности, так как любое произведение, вновь появившееся в фольклорной системе и отличающееся от каждого отдельно взятого из существовавших в ней ранее, является новым; но поскольку песни данной генетической группы противопоставляются нами в том числе и переделкам «старых» фольклорных песен, оппозиционный термин «новые» представляется нам наиболее уместным.

10 Жанровую классификацию песен Великой Отечественной войны см.: Минц С. И., Гречина О. Н., Добровольский Б. М. Массовое песенное творчество. С. 103-148.

11 Классификацию песен-переделок см.: Гудошников Я. И. Виды и типы переделок  литературных песен в советском фольклоре (к вопросу о специфике жанра) // Проблемы современного народного творчества. Русский фольклор. - М., 1964. - С. 115-121.

12 Термин «литературная  песня» также представляется  нам крайне условным, поскольку песня, созданная профессиональными поэтом и композитором, с тем же успехом могла бы именоваться и «музыкальной». Более удачным в этом смысле нам видится термин «авторская песня».

13 Розанов И. Н. Песни о Катюше как новый тип народного творчества // Русский фольклор Великой Отечественной войны. - М.-Л., 1964. - С. 324.

14 Гуторов И. Борьба и творчество народных мстителей. - Минск, 1949. - С. 152.

15 Крупянская В. Ю., Минц  С. И. Материалы по истории песни Великой Отечественной войны. - М., 1953.

16 Морохин В. Н. Великая Отечественная война в фольклоре Горьковской области. - Горький, 1971. - С. 27.

17 Новичкова Т. А. Песенно-эпическая традиция на современном этапе: экспедиции последних лет // Русская литература. - 1991. - № 2. - С. 231-232.

18 Минц С. И., Гречина О. Н., Добровольский Б. М. Массовое песенное творчество. - С. 104.

19 Белинский В. Г. Статьи о народной поэзии. Ст. III. // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 5. - М., 1954. - С. 331.

20 Напр.: Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. - М., 1983. - С. 24.

21 Азадовский М. Предисл. к кн.: Крупянская В. Ю. Фронтовой фольклор. - М., 1944. - С. 6.

дата обновления: 25-04-2016