поиск по сайту
Е. А. Васильченко (Муром)
«КАК ПРОЙТИ В БИБЛИОТЕКУ?» 
К ВОПРОСУ О ДОСУГЕ В МУРОМЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
 
Формирование и развитие досуга входит в предметную область изучения истории повсе­дневности. Одним из учреждений досуга является библиотека, посещая которую человек может удовлетворять свои культурные запросы. В данной статье представлена попытка, опираясь на материалы местной прессы, проследить за деятельностью библиотек города и района в первой половине ХХ века, определить их вклад в организацию культурного времяпрепровождения жителей.
Материалы газет использовались исследователями при работе по библиотечной тематике (например, при написании диплома или соответствующих параграфов для учебного пособия, созданного коллективом Муромского музея)1. На сайте Муромской ЦБС в разделе, посвященном ее истории, есть сведения из газет, касающиеся преимущественно городской библиотеки2. Также ЦБС составила ряд буклетов по истории городской библиотеки, основанной на статьях в местной прессе3. Владимирская областная ­научная библиотека выпустила библиографический указатель по истории библиотечного дела и библио­тек Владимирской области (в т. ч. и в Муроме) на протяжении ХХ века, отраженные в материалах центральной областной газеты «Призыв» (Владимир, 2010). Но вопрос о роли библиотек в формировании досуга жителей города и района подробно не рассматривался.
Печать – один из важных исторических источников, публикации в ней являются своеобразным срезом культурной жизни края, по ним можно судить о развитии библиотечного дела в регионе. Хронологические рамки работы – 1914-1941 гг. Нижняя граница обусловлена выпуском первой местной газеты «Муромский край», верхняя граница – началом Великой Отечественной войны. 
К 1914 году в Муроме сложилась сеть биб­лиотек, которые были характерны для провинции конца XIX – начала XX веков: публичная биб­лиотека, книгохранилища учебных заведений, церквей и монастырей, различных обществ4.
Вопросы библиотечного дела нашли отражение в местной прессе – первой городской газете «Муромский край». Много внимания уделялось работе публичной библиотеки, которая была одной из первых во Владимирской губернии. По положению об учреждении она находится «при доме Городского Управления, но имеет свое особое управление из членов библиотеки, состоящих годовыми подписчиками по 1-му разряду. Непосредственное наблюдение за библиотекой принадлежит членам распорядителям, избираемым из годовых членов библиотеки по 1-му разряду»5. В 1914 году муромский купец В. А. Вощинин пожертвовал городу здание по Николо-Можайской улице (ныне – ул. Комсомольская. – Е. В.) «для целей просвещения, и в частности для городской библиотеки»6. На верхнем этаже предполагалось расположить книгохранилище и читальный зал, на нижнем – квартиры библиотекаря и сторожа. Из-за сырости строения библиотеку планировалось открыть в апреле того же года7. В статье, напечатанной в номере от 5 февраля, корреспондент, подписавшийся как «Член библиотеки», сделал подробный анализ деятельности своего учреждения8. Отмечая, что «культурная работа, совершенная ею (библиотекой. – Е. В.) для Мурома, поистине огромна», написал о недостатке кадров, о том, что «в сравнительно благоприятных материальных условиях, пользуясь субсидией города, губернского и уездного земств, имея готовое помещение, библиотека наша чувствует недостаток только в хорошей организации»9. Призывал к тому, что «библиотека из учреждения, выдающего книги только напрокат, должна превратиться в действительный очаг книжного дела, очаг просвещения»10. Обращал внимание на то, что «из глубины трудящихся масс нарастает новый читатель, стремящийся к книге, чтобы вооружить себя знанием и сознательно творить жизнь»11. Пуб­ликация вызвала бурную дискуссию, в которой участвовали как сторонники мнения автора статьи, так и противники его точки зрения. 
Согласно отчету за 1913 год библиотека была открыта для выдачи книг 301 день, для чтения в читальном зале – 329 дней; бесплатных посетителей (в читальном зале) было 7446 человек (в среднем 23 человека в день); на дом было выдано книг, журналов и других изданий 25 414 экземпляров; брали книги на дом 15 866 человек (в среднем 53 человека в день); книжный фонд на 1 января 1914 года составлял 12 527 томов12.
Жители не остались равнодушными после уничтожения книгохранилища при Спасском монастыре. Статью «По поводу» написал некто «Ал. Жа-н» (возможно, муромский купец, известный коллекционер и любитель старины Алексей Федорович Жадин)13. В ней корреспондент сетовал на невежество, которое привело к утрате библиотеки. Интересовался, находятся ли до сих пор в монастыре хранившиеся там «замечательные памятники письменности XVI века „Лицевой синодик” и „Вкладная книга”»14. 
Школьные библиотеки находились под неусыпным вниманием министерства просвещения. Циркуляром министерства, разосланным в начале июля, рекомендовано произвести ревизию ученических книгохранилищ «с тем, чтобы школьные библиотеки соответствовали своему воспитательному назначению. Предлагается приобретать в первую очередь книги религиозно-нравственного содержания, рекомендованные в разное время министерством»15. Для организации досуга учащихся в начале июля 1914 года был разослан циркуляр попечителя Московского учебного округа, в котором, кроме прочего, учителям «вменено в обязанность составлять в конце и в начале учебного года для каждого класса систематический каталог книг, являющийся для учеников минимумом того, что им надлежит прочесть в текущем учебном году; желательно, чтобы преподаватели проверяли прочитанное... Желательно устройство ученических библио­тек-читален; заведывание последними могло быть возложено на самих учащихся под руководством лиц, выбранных из педагогической корпорации»16.
Народные библиотеки и читальни народных школ существовали на средства земств. Министерство просвещения, отмечая, что «земство имеет право распоряжаться только одною хозяйственною стороной школьного дела», рассылало циркуляры «с предложением обратить серьезное внимание на библиотеки и читальни народных школ и изъять из них все неподходящие книги»17. 
«Муромский край» просуществовал недолго. Уже в начале первой мировой войны газета перестала выходить. С апреля по июль 1917 года выходил «Свободный муромский голос». Его номеров сохранилось мало. Муромский комитет партии социалистов-революционеров в апреле-июне того же года выпускал газету «Трудовая заря». В это время в городе «среди рабочих при ст. Муром наблюдается стремление к культурному развитию. Собираются деньги на покупки книг, организуется библиотека»18. От комитета партии приходят «товарищи-учащиеся в г. Муроме и устраивают чтения по текущим вопросам», что приносит огромную пользу, т. к. «вместо того, чтобы время обеденного перерыва проходило в праздных разговорах, рабочие получают возможность отдохнуть от физического труда при приятном и полезном чтении»19. Среди рабочих и крестьян огромной популярностью пользуются книги и брошюры политического и экономического содержания, поэтому «все, что успевает получать Комитет, моментально расхватывается. Книжный голод ужасный, удовлетворять же его приходится с большим трудом, так как литература не успевает печататься»20.
Советская власть уже с первых дней своего существования «придавала особое значение расширению сети и улучшению деятельности библио­тек как наиболее массовых и доступных центров распространения знаний и политического просвещения трудящихся»21. Руководство библиотеками было возложено на Внешкольный отдел Народного комиссариата просвещения, который был образован в ноябре 1917 года22. В задачи отделов внешкольного образования входило и учреждение «народных библиотек путем уничтожения частной и коллективно-классовой монополии на библиотеки»23. Правительственным комиссаром по вне­школьному образованию назначается Н. К. Крупская. Она считала библиотеки «самым экономным и целесообразным способом приближения книги к массе и предлагала выделять на их содержание побольше средств»24. 
Все события, связанные с библиотечным строительством на местах, нашли свое отражение в городской прессе. С января 1918 года выходила газета «Известия Муромского совета рабочих и крестьянских депутатов». В номере от 26 мая был напечатан доклад комиссара образования Богатова на заседании Муромского уездного совета рабочих и крестьянских депутатов. Обрисовав ситуацию в школьном и дошкольном воспитании, докладчик переходит к отделу внешкольного образования, чьими усилиями «проводится организация библиотек, читален и книжных складов, а также театра для бедноты»25. В деревнях и селах создаются культурно-просветительские кружки и общества, открываются народные дома. Как правило, при них работают библиотеки и читальни. Идет активный процесс формирования нового читателя. Пресса пестрит заметками на эту тему. «У нас есть книги и если ты свободен от физической работы, то лучше иди в народный дом, почитай газетку или книжку и тем освежи свой ум», – пишет один из корреспондентов26. Другой замечает, что «для крестьян в настоящее время, время строительства социального положения трудящихся, – более полезны, необходимы и понятны будут по содержанию брошюрки и книги по коммунистическим и социалистическим вопросам, чем мало понятная буржуазная литература»27. 
Формируются партийные библиотеки. Для них Муромский комитет РКП(б) получает «транспорт литературы»28. При клубе красноармейцев Муромской караульной роты «организуется библиотека для общественного пользования»29, а в саду на Оке – бесплатная читальня30. По просьбам трудящихся с 25 ноября 1918 года на ул. Никольской, 38 (ныне – ул. Первомайская. – Е. В.) «открывается Муромская Центральная библиотека... но пока только с отделом беллетристики русской и иностранной»31. 
1 декабря 1918 года в газете публикуется объявление внешкольного подотдела Муромского отделения народного образования о созыве съезда представителей культурно-просветительных обществ, народных домов, волостных отделов народного образования, комитетов бедноты и партийных ячеек РКП(б) Муромского уезда. Причиной созыва съезда стало то, что «культурно-просветительная деятельность, ставящая своей целью рассеяние народной тьмы, завоевание буржуазной культуры, освещение с социалистической точки зрения, должна принять широчайший размах, а все силы деятелей внешкольного образования должны быть мобилизованы и напряжены до последней степени»32. Другая причина – сложность культурно-просветительской деятельности. «Только напряжение всех сил и всех культурно-просветительных и других организаций, объединенных в единое целое известными общими целями, планами и инструкциями... поможет... овладеть последней батареей капиталистического строя – его знанием, рассеять народную тьму и подготовить почву к созданию новой пролетарской культуры»33. Съезд в Муроме назначен на 15 декабря. В повестке дня значится и доклад библиотечной секции. 
1920-е годы стали временем дальнейшего библиотечного строительства в стране. В ноябре 1920 года был издан декрет Совнаркома «О цент­рализации библиотечного дела в РСФСР», по которому все библиотеки связывались в единую библиотечную сеть и передавались в ведение Народного комиссариата просвещения. 
Газета «Луч» [совместный печатный орган Муромского и Меленковского укомов РКП(б) и уисполкомов, издававшийся с 30 августа 1919 года] отражала все эти процессы на местном уровне. Так, 20 октября 1921 года она пишет о съезде заведующих волостными районными биб­лиотеками (базами). На съезде было принято уездную сеть из типов библиотек – районных, передвижных, филиальных: специального и общего характера, периодическо-курсовых и научных – считать удовлетворительной и правильной. Главной задачей библиотечных работников признавалась «связь библиотеки с жизнью путем: а) ознакомления населения с мероприятиями советской власти, б) распространения прикладных знаний и помощь кустарничеству, в) борьбы со стихийными бедствиями: засухой, болезнями, пожарами и проч., г) участия в ликвидации неграмотности и экономическом строительстве и д) как сущности работы – широко вести самообразовательную работу»34. 
В Муроме в этот период действовала уездная центральная библиотека-читальня с журнальным отделением, которым могли пользоваться все читатели35. При ней в 1924 году был образован кружок «Друзей книги»36. Ежемесячно свое свободное время проводили в библиотеке около двух тысяч читателей. Наибольшим спросом пользовались беллетристика и журналы, книги политического характера и по естествознанию37. 
Свой досуг рабочие могли провести в профсоюзных библиотеках при фабриках и заводах. Например, в профсоюзе пищевиков к июню 1923 года состоит 380 членов. На всех фабриках и заводах пищевой промышленности имеются библиотеки-читальни, есть библиотека при правлении союза38. За год для заводских библиотек профсоюзом пищевиков было приобретено 1442 книги39. Союз работников просвещения создал свою библиотечную сеть. В нее входит центральная библиотека, читальня с постоянной выставкой книг и 32 передвижки для обслуживания уезда. Кроме этого, союзом организовано 16 волостных библиотек40. 
На селе на первое место выходили избы-читальни, организация которых поручалась уездным внешкольным подотделам народного образования. Как писала Н. К. Крупская, «не может быть социализма в стране, где три четверти населения оторваны от жизни цивилизованного мира, где книга и газета не завоевали себе права гражданства. При таком положении дела невозможно правильное понимание ни задач советской власти, ни ее декретов, ни ее мероприятий»41. В этих условиях на избы-читальни возлагалась задача «быть опорным пунктом: а) Для ликвидации средневековой оторванности деревни от жизни цивилизованного мира. б) Для вооружения жителей деревни – крестьян такими могучими орудиями приобретения знаний, как газета и книга. в) Для ознакомления населения с советской конституцией и с советским строительством. г) Для коммунистической пропаганды»42. Согласно «Положению об избах-читальнях», их основная работа заключалась «в получении книг и газет, предоставлении каждому возможности читать их, чтении газет вслух, организации собеседований, а где можно – и лекций»43. Корреспонденты «Луча» в своих публикациях отмечали разницу в организации культурного отдыха селян в деревнях с избой-читальней и без нее. Долгие осенние и зимние вечера «там, где есть читальни крестьяне проведут за чтением, беседами... А где нет читален, крестьянин проводит осенние досуги за чтением „жития святых” или за самогоном»44. 
Самым лучшим в уезде считался Булатниковский народный дом, организованный еще в 1917 году. В 1921 году там прошла работа по организация библиотечной волостной базы45. Действовали библиотека при нардоме и пять передвижек46. В июле 1923 года булатниковцы, работники просвещения, решили оборудовать для себя отдельную комнату, «уголок просвещенца», куда можно поместить витрину с литературой и снабдить библиотеку газетами и журналами, выписываемыми за счет всех работников47. 
Уделялось внимание и досугу детей и молодежи. Эти категории читателей являлись наиболее активными посетителями библиотек. Например, из всего количества подписчиков (так называли читателей. – Е. В.) постоянной библиотеки того же Булатниковского нардома молодежь и подростки составляли соответственно 40 % и 35 %48. В ведении центральной библиотеки Мурома находились детская и школьная библиотеки. Из-за нехватки учебников в школе учащиеся для пополнения знаний берут дополнительную литературу в библиотеках города и уезда49. Придавалось большое значение подбору книг для детского чтения. Яркой иллюстрацией служит статья Лидина «Я хочу учиться, книгу мне давай!» в номере от 19 декабря 1923 года. Подросток лет четырнадцати просит дать ему «хорошенькую, самую комсомольскую книгу». Получив произведение Синклера из жизни американских миллионеров, остался недоволен. «Вы дайте мне настоящую книжку, а не эту! Я комсомолец и не хочу читать про миллионеров, а мне давай книжку про рабочий класс!». Библиотекарь долго беседовала с мальчиком, объясняла актуальность книги, показывающей разложение капиталистического строя50. 
Продолжали действовать библиотеки при караульной роте и муромской милиции, партийная библиотека. Первого января 1919 года в городе был открыт Музей местного края. При нем была сформирована библиотека, основу которой составили издания из Карачаровского имения известных археологов графов Уваровых и частных собраний жителей города, литература из книгохранилищ учебных заведений, церквей и монастырей Мурома. К концу 1923 года было переписано до 18 тысяч номеров изданий и 10 811 томов разложено по шкафам51. 
Всего в 1924 году в Муроме и уезде насчитывалось 12 городских библиотек, 18 волостных и 40 передвижных52. Читателями в городе было 2193 человека (15 % от общего количества жителей), в уезде – 2068 человек (1,5 % жителей). Книжный фонд библиотек в Муроме включал 48 464 тома, в уезде – 21 193 тома. Книг на одного городского жителя приходилось около 3 экземпляров, а на одного подписчика – 23 экземпляра. По уезду на одного жителя приходилось 1/7 книги, а на одного подписчика – 10 экземпляров. Во всех библиотеках в большей или меньшей степени велась «плакатная, книжно-выставочная, справочная» работа53. 
Однако не всегда процесс формирования культурного досуга у горожан шел гладко. В начале января 1923 года газета писала: «Мы не умеем отдыхать. Сегодня начинаются дни отдыха, связанные со старым „праздником Рождества”. Как будет проводить эти дни большинство рабочих и крестьян уезда и мелких городских обывателей? По всей вероятности по-старому или почти по-старому. Пойдут в церковь... Потом гостевание и угощение... Потом может быть самогонка, картежная игра, пьяная драка, иногда с выпущенными кишками и подбитой скулой. Потом в лучшем случае кинематограф или балаганствующий театр»54. И тут же предлагается варианты другого отдыха «по-новому»: устроить игры в снежки, катания на санках, пойти в театры, клубы, на лекции и соб­рания. Далеко не все жители тянутся к чтению. «Книга ценится на рынке неразборчивым покупателем по мере годности на курево. И курят наших лучших классиков: Некрасова, Короленко, Чехова...»55. В центральной школьной библиотеке тоже есть проблемы. Много книг читателями не возвращается. Попытки нового библиотекаря пройти по домам задолжников не всегда увенчиваются успехом. А ведь летом, когда многие подростки предоставлены сами себе, «интересная полезная книга была бы для них спасением»56. 
В середине 1924 года газета «Луч» была переименована в «Красный луч», а с конца того же года слилась с губернской газетой «Призыв». На страницах «Призыва» изредка можно было встретить публикации, посвященные муромским биб­лиотекам. С июня 1929 года начала выходить окружная газета – «Приокский рабочий», т. к. Муромский уезд был преобразован в округ Нижегородского края. Осенью этого года Главполитпросвет организовал по стране библиотечный поход, чтобы «с помощью широкого привлечения общественности превратить библиотеку в... участника социалистического строительства»57. Муром тоже включился в этот процесс. В центральной библиотеке города состоялась читательская конференция, на которой собралось около 75 человек. На конференции была проанализирована деятельность учреждения, отмечены и положительные стороны в работе, и недостатки58. В Муроме прошла демонстрация в поддержку культуры и борьбы с неграмотностью. Библиотекари вышли на нее с транспарантом «Продвинем книгу в массы»59. Однако финансирование библиотек было недостаточным, что сказывалось на их работе. Остро стоял вопрос с ремонтом центральной библиотеки. Из-за этого даже планировалось закрыть детское отделение, что, конечно, отрицательно сказалось бы на досуге детей60. В городе активно шла антирелигиозная кампания. Закрытые храмы предлагалось отдать под различные учреждения. Например, Николо-Можайскую церковь – под центральную библиотеку61, а Козьмодемьяновскую – под книгохранилище совторгслужащих62. 
В связи с образованием Муромского района вместо ликвидированного округа появляется и новый печатный орган – «Муромский рабочий». Он стал выходить с середины 1930 года. Административно-территориальная реформа сказалась и на библиотечном деле. Уездные и волостные библиотеки преобразовали в районные и сельские соответственно. Большое внимание уделялось культурно-просветительной работе в деревне. Этому было посвящено Всероссийское совещание, прошедшее в ноябре 1930 года, на котором признали само совещание считать «стартом по политико-просветительной и культурно-бытовой эстафете в социалистическом секторе деревни»63. 
«Муромский рабочий» освещал участие района во всесоюзном конкурсе 1935 года на лучшую сельскую библиотеку64, печатал планы развертывания массовой культпросветработы в колхозах65, призывал «поднять библиотечное дело на высоту, обеспечивающую дальнейший культурно-политический рост населения»66, Сельская библиотечная сеть постоянно развивалась. На август 1936 года только в колхозах было создано 105 библиотек с книжным фондом в 23 200 экземпляров67. 
Еще в 1931 году президиум горсовета постановил ввести в городе единый культплан, «чтобы изжить разнобой и самотек и придать культурной работе политический характер, подчинив ее общим хозяйственным и политическим задачам»68. Несмотря на излишнюю идеологизированность, библиотеки пользуются большой популярностью. В районной библиотеке в 1940 году насчитывается более 3970 постоянных читателей, а читальный зал ежедневно посещают по 80-100 человек69. В связи с ростом запросов посетителей библиотеки фанерного завода ежегодно увеличивается ее книжный фонд. За 10 месяцев 1940 года книгохранилище пополнилось 1255 экземплярами70. Очень любят свою читальню колхозники деревни Поздняково, где «они ежедневно интересно проводят вечерний досуг»71. Частыми и желанными гостями здесь являются и дети. Каждый день с четырех часов они «ведут... задушевные беседы, читают, играют в шахматы и шашки»72. 
В городе свое свободное время ребята могут провести в детской библиотеке, насчитывающей 7536 книг. Только за 1940 год здесь «проведено 76 бесед, 99 громких читок, было организовано 15 книжных выставок, сделано 14 альбомов из газетных и журнальных вырезок»73. 
Всего же в городе на начало 1941 года действовала 31 библиотека со 150 тысячами томов книг и журналов74. С началом Великой Отечественной войны мирная жизнь в Муроме, как и во всей стране, прервалась. Изменилась, но не замерла совсем библиотечная работа.
 Библиотеки всегда занимались формированием досуга жителей. До 1917 года у них превалировала культурно-просветительская функция. Читатели искали в литературе ответы на интересующие их вопросы, брали книги, чтобы интересно провести свободное время. После революции функция библиотек сдвинулась в сторону агитационно-просветительской, пропагандистской. Продвижение чтения шло вместе с антирелигиозной кампанией, с ликвидацией безграмотности, библио­теки «вместе с учебными заведениями работали на повышение образовательного уровня граждан»75. Но во все времена посещение библиотеки было способом провести свой досуг культурно, с пользой и без больших материальных затрат. К своему 140-летию муромская ЦБС выпустила буклет «Библиотека в моей жизни» (Муром, 2006), на страницах которого читатели разного возраста и социального положения размышляют о роли чтения и «здания для хранения книг» в судьбе каждого из них. Один вспоминает, как всей семьей по выходным проводили свободное время в читальном зале. Другая рассказывает, как библиотечные книги и журналы повлияли на развитие новых увлечений. А юная читательница Екатерина Макунова приглашает: «Приходите в библиотеку! Вы никогда не останетесь разочарованы. То „золото”, которое хранится здесь, поможет вам достичь любой цели, осуществить любые желания»76. 
 
1 Чумакова В. Ф. Развитие библиотечного дела в городе Муроме Владимирской губернии с XII века до октября 1917 года: Дипломная работа. – Рязань, 1997 // НА МИХМ; История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. – Муром, 2001.
2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cbs.izmuroma.ru/.
3 Старейшая библиотека Мурома / Сост. Блинова. – Муром, 2004; Страницы истории библиотеки. – Муром, 2000. – Вып. 1; Страницы истории библиотеки. – Муром, 2004. – Вып. 2.
4 См.: Анучкина А. А. Библиотечное дело // История Мурома и Муромского края с древнейших времен до конца двадцатого века. – С. 268-272; Васильченко Е. А. Библиотеки Мурома: история и современность // Уваровские чтения-VI. – Муром, 2008. – С. 11-13; Чумакова В. Ф. Указ. соч.
5 Отчет Муромской городской общественной библиотеки // Муромский край. – 1914. – № 118. – С. 1.
6 Заседание гор(одской) думы // Муромский край. – 1914. – № 21. – С. 3.
7 Новое здание библиотеки // Муромский край. – 1914. – № 28. – С. 3.
8 К деятельности гор(одской) общ(ественной) библиотеки // Муромский край. – 1914. – № 29. – С. 3.
9 Там же.
10 Там же.
11 Там же.
12 Отчет Муромской городской общественной библиотеки... 
13 См. о нем: Казанкова М. А. Гражданин города Мурома – Алексей Федорович Жадин // Сообщения Муромского музея-2009. – Муром, 2010. – С. 75-90; Казанкова М. А., Лаптева Т. А. Купеческий род Жадиных в истории города Мурома и его генеалогические связи // Уваровские чтения-VIII. – Владимир, 2012. – С. 205-215.
14 По поводу // Муромский край. – 1914. – № 29. – С. 3
15 Ученические библиотеки // Муромский край. – 1914. – № 152. – С. 3.
16 Досуг учащихся // Муромский край. – 1914. – № 128. – С. 3.
17 Циркуляр о народных библиотеках и читальнях // Муромский край. – 1914. – № 28. – С. 3.
18 Рабочая жизнь // Трудовая заря. – 1917. – № 3. – С. 3.
19 Там же.
20 Там же.
21 Бекмурзаева С. А. Детские библиотеки Нижнего Поволжья в 1920-1930-е годы // Библиотековедение. – 2010. – №. 5. – С. 107.
22 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.univer.omsk.su/pages/hbwork/4.htm.
23 Богушевский В. С. Сила буржуазии – знание и искусство должна быть в руках бедняков!... // Известия Муромского совета рабочих и крестьянских депутатов. – 1918. – № 31. – С. 1.
24 Бекмурзаева С. А. Указ. соч. – С. 107.
25 Доклад Комиссара Образования т. Богатова // Известия Муромского совета рабочих и крестьянских депутатов. – 1918. – № 34. – С. 4.
26 Дуброва С. // Известия Муромского... – 1918. – 
№ 74. – С. 3.
27 Культурно-просветительная деятельность // Известия Муромского... – 1918. – № 55. – С. 4.
28«Новая литература» //Известия Муромского... – 1918. – № 33. – С. 2.
29 Объявление // Известия Муромского... – 1919. – 
№ 28. – С. 4.
30 В скором времени... // Известия Муромского... – 1918. – № 46. – С. 4.
31 Объявление // Известия Муромского... – 1918. – 
№ 88. – 26 ноября. – С. 4.
32 Объявление // Известия Муромского... – 1918. – 
№ 90. – С. 4.
33 Там же.
34 Съезд библиотекарей //Луч. – 1921. – № 81. – С. 4.
35 Читатель! // Луч. – 1921. – № 40. – С. 2.
36 Кружок «Друзей книги» // Красный луч. – 1924. – 
№ 255. – С. 3.
37 Кто и что читает в Муроме и Меленках // Красный луч. – 1924. – № 180. – С. 4.
38 Безродный П. Культурная жизнь // Луч. – 1923. – 
№ 88. – С. 2.
39 Кое-что из работы Профсоюза пищевиков за год // Луч. – 1923. – № 193. – С. 2.
40 Культпросвет. работа союза // Красный луч. – 1924. – № 166. – С. 3. 
41 Положение об избах-читальнях. – М., 1920. – МИХМ М-3247 П-922.
42 Там же.
43 Там же.
44 Надо расширить сеть изб-читален // Красный луч. – 1924. – № 195. – С. 2.
45 Равняйтесь по Булатниковцам // Луч. – 1921. – № 84. – С. 3.
46 Внешкольное просвещение // Луч. – 1923. – № 88. – С. 2.
47 Уголок просвещенца // Луч. – 1923. – № 108. – С. 2.
48 Просвещение деревни // Луч. – 1922. – № 18. – С. 2.
49 Клинская волостная библиотека //Луч. – 1924. – № 6. – С. 2.
50 Лидин М. «Я хочу учиться, книгу мне давай!» // Луч. – 1923. – № 218. – С. 3.
51 Деятельность музея в 1923 г. // Луч. – 1923. – № 175. – С. 3.
52 Эмпе. Библиотечное дело в Муромском уезде // Красный луч. – 1924. – № 205. – С. 4.
53 Самарина В. Библиотечная работа по Муромскому уезду // Луч. – 1924. – № 7. – С. 3.
54 Мамченко. Муром, 6 января 1923 г. // Луч. – 1923. – № 2. – С. 1.
55 Селянинович. На помощь просвещению! // Луч. – 1922. – № 22. – С. 4.
56 Скударный И. Возвратите книгу детям // Луч. – 1922. – № 52. – С. 5.
57 «В библиотечный поход» // Приокский рабочий. – 1929. – № 87. – С. 4.
58 Поход за библиотеку начался // Приокский рабочий. – 1929. – № 102. – С. 4.
59 В поход за культуру, за всеобщую грамотность // Приокский рабочий. – 1929. – № 144. – С. 4.
60 Центральная библиотека влачит жалкое существование // Приокский рабочий. – 1929. – № 118. – С. 4.
61 Церкви Мурома под культучреждения и хлебохранилище // Приокский рабочий. – 1929. – № 144. – С. 4.
62 Закрыть Кузьма-Демиановскую церковь // Приокский рабочий. – 1929. – № 137. – С. 4.
63 Растут культурные запросы колхозов // Муромский рабочий. – 1930. – № 59. – С. 1.
64 План проведения конкурса на лучшую сельскую библиотеку // Муромский рабочий. – 1935. – № 226. – С. 2.
65 План развертывания массовой культпросветработы в колхозах по Муромскому району, на зимний период 1935-36 года // Муромский рабочий. – 1936. – № 288. – С. 1.
66 Чеканов Н. И. Поднять на высоту работу сельских библиотек // Муромский рабочий. – 1939. – № 250. – С. 2.
67 Колхозная библиотека // Муромский рабочий. – 1936. – № 163. – С. 1. 
68 С 1931 г. вводится единый культплан // Муромский рабочий. – 1930. – № 89. – С. 4.
69 Маланова М. Активные читатели районной библиотеки // Муромский рабочий. – 1940. – № 256. – С. 2.
70 В заводской библиотеке // Муромский рабочий. – 1940. – № 265. – С. 4.
71 Воробьев В. В читальном зале // Муромский рабочий. – 1941. – № 55. – С. 4.
72 Там же.
73 Евтихеева М. В детской библиотеке // Муромский рабочий. – 1941. – № 21. – С. 4.
74 Рудаков В. Наш город в 1940 году // Муромский рабочий. – 1941. – № 305. – С. 2.
75 «Живая память истории»: библиотеки и библиотечное дело Владимирской области на страницах газеты «Призыв»: библиографический указатель. – Владимир, 2010. – С. 11.
76 Библиотека в моей жизни. – Муром, 2006. – С. 6.
дата обновления: 12-02-2016